Цели занятия.
С точки зрения информатики:
- закрепить навыки работы с мышью;
- создание рисунка используя возможности графического редактора Paint;
- уметь использовать компьютер как инструмент для решения задач разных предметных областей;
- применить технологии личностного ориентирования с целью развития творческих способностей учащихся.
С точки зрения предмета “Окружающий мир”:
- расширить представление учащихся об изменениях в природе осенью;
- обобщить знания учащихся о животных родного края;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать логическое мышление и творческие способности.
Задачи урока:
- образовательная : формирование умений и навыков при работе за компьютером, обобщить знания учащихся об изменениях в живой и неживой природе происходящих осенью;
- развивающая : развитие волевых качеств личности (доводить начатое дело до конца, целеустремленность, настойчивость, умение преодолевать трудности);
- воспитательная : повышение интереса к учению за счет интеграции учебных дисциплин; формирование эстетического вкуса, воспитание бережного отношения к природе.
Материалы и оборудование:
оборудование:
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
программное обеспечение:
- графический редактор Paint;
- текстовый редактор “MicrosoftWord”;
материалы:
- сопровождающая компьютерная презентация;
- музыкальное сопровождение, произведения П. И. Чайковсого “Времена года”;
- наглядный материал: маски “Белка”, “Еж”; “Орех” с загадками;
- учебник “Мир вокруг нас”, А.А. Плешаков, 2 класс, 1 часть.
Этапы занятия.
1 этап. Вводный момент.
2 этап. Актуализация знаний учащихся.
3 этап. Погружение в тему урока.
4 этап. Работа с учебником.
5 этап. Физкультминутка.
6 этап. Индивидуальная работа за компьютером.
7 этап. Закрепление материала.
8 этап Творческая работа.
9 этап. Подведение итогов.
10 этап. Домашнее задание с объяснением.
Проведение занятия.
1 этап. Водный момент
Учитель начальных классов: Сегодняшний урок мы проведем вместе с учителем информатики Светланой Геннадьевной.
2 этап. Актуализация знаний учащихся
Учитель начальных классов:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
О каком времени года писал А. С. Пушкин? (А.С. Пушкин писал об осени). Сегодня мы с вами отправимся в гости к осени.
С приходом осени в природе происходят изменения: дни становятся короче, листва на деревьях начинает менять окраску и опадать. Температура воздуха становится ниже, все чаще дует сильный, пронизывающий, холодный ветер. Небо затянуто низкими, серыми облаками. Идут холодные затяжные дожди. Утром на лужах все чаще можно заметить корочку льда. В садах и огородах люди стараются побыстрее убрать урожай, а грибники торопятся в лес за грибами. Взрослые и дети стали теплее одеваться. Наступила осень. (Рассказ учителя сопровождает презентация и произведение П. И. Чайковского Осенняя песнь. Октябрь). Приложение 1
3 этап. Погружение в тему урока
Учитель начальных классов:
А все ли деревья осенью становятся желтыми и сбрасывают листву? (Ель, сосна остаются зелеными). А почему нам расскажут Ежик и Белочка.
Инсценировка:
Белка: Дедушка Еж, почему все деревья осенью такие красивые, а елочка и сосна круглый год в одном наряде?
Еж: Дорогая белочка, в природе не все так просто. У лиственных деревьев листочки нежные, они боятся морозов и снега. Осенью они желтеют, а затем опадают. Весной на их месте вырастают новые молоденькие зеленые листочки и будут нас радовать своей красотой.
Белка: А как же елочки и сосны?
Еж: Ель и сосны будут стоять зелеными и зимой, потому что у них особенные листья: тонкие, длинные, жесткие, в виде иголок. Таким иголочкам ни мороз, ни ветер не страшен.
Белка: Дедушка, а как ты готовишься к зиме?
Еж: Я свой наряд менять не буду, лягу спать в уютную норку и просплю до весны.
4 этап. Работа с учебником
Учитель начальных классов: А как готовится к зиме белочка, мы узнаем из рассказа “Белкин запас” стр. 69.
Учитель начальных классов: Что вы узнали о белочке? (Ответы детей)
Вывод: Не все животные впадают в спячку, некоторые делают запасы, готовят себе теплое уютное жилище.
А как меняется жизнь птиц с приходом осени? (Одни улетают, другие остаются и перебираются поближе к людям). Как называются птицы, которые улетают? (Перелетные). А почему они улетают? (Ответы детей)
О том, как готовятся к зиме водоплавающие птицы, вы узнаете, прочитав рассказ “Улетают гуси” стр. 68.
Почему водоплавающие птицы улетают? (Замерзают водоемы, нет пищи)
Вывод: Летом в природе большое количество насекомых. С наступлением осени они исчезают: одни погибают, другие прячутся. Семена трав, кустарников, деревьев осыпаются, а это значит, уменьшается, а затем исчезает корм для птиц. В поисках пищи, тепла он улетают.
5 этап. Физкультминутка.
“Крылья”6 этап. Работа за компьютером
Учитель информатики: Ребята, а вы любите гулять? Когда гуляете наблюдаете за изменениями, которые происходят с приходом осени в жизни животных, растений? (Ответы детей). Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый наблюдательный. Поможет нам в этом наш друг – компьютер. (Пересадить детей за компьютер). На экране монитора вы видите два задания. В первом задании вам нужно перенести на кленовый листок все, что относится к осени. Во втором задании нужно посадить ежика под то дерево, которое не сбрасывает листву на зиму. Давайте вспомним, как это сделать. (Ответы детей). (В ходе работы помощь детям, у которых не получается выполнить прием перетаскивания). Приложение 2
Проверка с помощью мультимедийного проектора. Анализ работы учащихся.
7 этап. Закрепление материала. Кроссворд
Учитель начальных классов: К нам в гости пришла белочка, она принесла нам подарок – Орех с загадками. (Для поверки результатов используется интерактивная доска)
(Дети встают в круг у доски, из ореха по очереди достают загадки и зачитывают. Ученики пишут отгадки на интерактивной доске по цепочке)
1. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает. (Воробей)
2. Осенью кружатся,
На землю ложатся,
С земли не встают
И тут и сгниют. (Листья)
3. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
4. К зиме одни паны
Скинут кафтаны,
А другие паны
Не скинут кафтаны. (Хвойный лес)
5. Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Учитель начальных классов: Если мы правильно отгадали все загадки, то в выделенном столбце должно получиться название времени года, у которого мы сегодня в гостях. (Осень)
8 этап. Творческая работа с использованием компьютера
Учитель информатики. О красоте осени писали и пишут стихи поэты, композиторы сочиняли и сочиняют музыку. Сегодня наш урок сопровождало произведение П.И. Чайковского “Времена года”. И художники очень любят осень за ее красоту. Подумайте, какие цвета вы выберите для неба, деревьев, травы, земли, облаков. Сегодня вам предстоит возможность побыть в роли художника – раскрасить картину на тему “Осень” в графическом редакторе Paint. (Повторить приемы заливки, выбор цвета). (В ходе работы помощь детям). (На выполнение задания 10 минут). Коллективная проверка выполненной работы. Обмен впечатлений от выполненного творчества, мнения учащихся.
Учитель информатики: Молодцы. Каждый из вас правильно подобрал цвета, чтобы передать красоту осени.
9 этап. Подведение итогов
Учитель начальных классов: У какого времени года мы сегодня были в гостях? (Ответы детей). А к какому следующему времени года мы пойдем в гости? (Ответы детей)
10 этап. Домашнее задание
Учитель начальных классов: Наблюдайте за изменениями, происходящими с домашними растениями и животными, а на следующем уроке поделитесь своими наблюдениями.
Учитель информатики: Сегодня на уроке вы прочитали рассказы “Белкин запас”, “Улетают гуси”, дома нарисуйте иллюстрацию к любому из этих рассказов в графическом редакторе или на бумаге. Индивидуальное задание: иллюстрация к любимому рассказу или стихотворению об осени.