Программные средства компьютера как инструмент формирования и развития ключевых компетенций на уроках информатики

Разделы: Информатика


Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?».
Как возможно выполнять такие задания при помощи компьютера?
На уроках информатики учащиеся знакомятся с возможностями и назначением электронных таблиц, которые будут использоваться прежде всего как объект изучения и средство обучения.
Области применения электронных таблиц:

  • инженерно-технические расчёты;
  • статистическая обработка больших массивов информации;
  • бухгалтерский и банковский учёт;
  • планирование и распределение ресурсов;
  • проектно-сметные работы;
  • исследование динамических процессов.

Функции одного из наиболее популярных электронных процессоров Excel:

  • решение расчётных задач с использованием формул для вычислений;
  • решение оптимизационных задач;
  • анализ и моделирование явлений и процессов на основе результатов вычислений;
  • оформление таблиц, отчётов;
  • построение диаграмм требуемого вида;
  • создание и ведение баз данных с возможностью выбора записей  по заданному критерию и сортировки по любому параметру;
  • перенесение (вставка) в таблицу информации из документов, созданных в других программных средах;
  • печать итоговых документов.

Таким образом, электронные таблицы – это мощный инструмент позволяющий формировать и развивать элементы информационной, учебно-познавательной компетенций.  Ниже представлены задачи, которые можно решить средствами программы Microsoft Excel. Эти задачи относятся к неформализованным или жизненным задачам, когда необходимо самому определить исходные данные, результат и способ решения.

1. Вычислить выручку от продукции за неделю. Если в первый день выручка от хлебобулочных изделий составила 1000 рублей, в остальные дни соответственно: 1100, 950, 1300, 1000, 1000, 1050 рублей. От продажи молочных продуктов было выручено по 1500 рублей ежедневно. За счёт кондитерских изделий была получена прибыль по 550 рублей при общих затратах на купленную продукцию соответственно: 770, 950, 500, 650, 460, 550, 600 рублей.

2. Вычислить расходы на командировки сотрудников за месяц, если планируется направить одного человека на один день, двух – на шесть дней и троих – на два дня. Проезд составляет 150 рублей, суточные – 100 рублей, квартирные – 12 рублей. Необходимо учесть, что при однодневной командировке оплачивается лишь проезд.

3. Курс воздушных ванн предполагает увеличение продолжительности процедуры с 15 минут до 1 часа 45 минут. Через сколько дней стоит прекратить процедуры, если каждый день курс должен увеличиваться на 10 минут?

4. Создать таблицу начисления заработной платы, содержащую следующие элементы:

Фамилия Имя Отчество Дата Начислено Налог 13% Налог ПФ 2% К выплате

5. Создайте таблицу «Сводная ведомость по оплате труда», которая бы содержала столбцы: ФИО работника, Специальность, Количество часов, Оплата 1 часа, Итого в рублях. Отформатировать соответствующим образом. Сохранить файл в своей папке.

6. Придумать способ использования электронных таблиц для решения проблем семьи. (В основном предлагают задачу контроля бюджета семьи. Формулировка может быть такой: Просчитать изменение расходов семьи за месяц. В столбцах можно включить категории: зарплата отца, зарплата матери, дополнительные источники, расходы на одежду, расходы на транспорт, итог доходов, итог расходов, остаток).

7. Представьте, что вы находитесь на совещании руководителей строительной компании. Вам надо проанализировать выполненную работу компании и дать рекомендации по дальнейшему её улучшению. (По готовым данным следует построить гистограмму и график на этом же Листе)

Сдача жилых домов

 

2007 г.

2008 г.
1 квартал 25 30
2 квартал 30 35
3 квартал 40 40
4 квартал 25 45

8. Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, – децибелах. Естественный шумовой фон – 20-30 дБ, допустимая граница – 80 дБ, при 130 дБ возникают болевые ощущения, свыше 150дБ – непереносимые.

Шкала интенсивности шума

180 90 метро
170 космическая ракета 80 товарный поезд; будильник
160 70 пылесос
150 60 автомобильное движение на автостраде
140 50 небольшое уличное движение
130 мотор реактивного самолёта; громкая музыка 40 разговор
120 30 шепот (25)
110 20 прибой
100 дробильная  машина, автомобильная сирена 10 шуршанье листьев; тиканье часов

Сравните силу звука различных источников шума (наиболее характерных для вашего образа жизни) и постройте столбчатую диаграмму.

9. Вы готовите доклад по проблемам экологии. Проблема экологии городов – это, в первую очередь, проблема уменьшения выбросов в окружающую среду различных загрязнителей. Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки – до 90 лет, фильтры от сигареты – до 100 лет, полиэтиленового пакета – до 200 лет, пластмассы – до 500 лет, стекла – до 1000 лет. Как можно визуализировать эти данные и представить в докладе?

Умение представить себя письменно, грамотно, красиво оформить реферат, доклад, сообщение, написать заявление – это важные составляющие  коммуникативной компетенции. Текстовый редактор – прикладной программный продукт, использующийся для создания и обработки текстовых документов. Одним из самых известных и мощных текстовых процессоров является Word фирмы Microsft Office.
В качестве задания можно предложить грамотно оформленный реферат, когда совместно обсуждаются основные разделы реферата и способы его оформления. Предложить на уроке доработать какой-либо реферат по любому предмету. Выполнить практическую работу «Форматирование титульной страницы», «Заявление».

Задание: создать текстовый документ по образцу с заданными параметрами.

 

Директору школы №105
Иванову П.П.
Ученика 10а класса
Петрова Ильи

 

Заявление

 

Я, Петров Илья, не посещал уроки продолжительное время из-за плохого самочувствия. Прошу предоставить мне возможность для сдачи зачётов по всем темам учебных программ.

 

 

12.12.08                                                                                                                         И. Петров

Задание: создать текст в текстовом редакторе по заданному образцу:

Сроки проведения конкурса: 10 апреля – 20 декабря 2008 г.
Условия конкурса: принимаются тексты объёмом до 30-35 машинописных страниц, оформление стандартным образом (см. требования ниже). К тексту должны быть приложены краткие сведения о конкурсанте и электронный вариант текста (на диске или по e-mail: katrechk@philosophy.ru).
Почтовый адрес для переписки: 119899, Москва, Воробьёвы горы, МГУ им. Ломоносова, 1 корпус гуманитарных ф-тов, ИГУ и СИ, кафедра философии и методологии науки е/ф (к. 457) с пометкой «на конкурс для Катречко».
По итогам конкурса предполагается создать «электронный сборник», опубликовать сборник статей, а победителям конкурса – выплатить денежные премии.
Требования к оформлению тезисов (см. образец):

  • размер компьютерной страницы 16х24 см (все поля по 2,5 см).
  • набор WinWord; шрифт TimesNewRoman [Cyr], размер шрифта заголовка – 14 пт.
  • сноски и литература в конце текста.

Для увеличения большей наглядности текстового документа необходимо его соответствующим образом структурировать. Одной из таких возможностей является создание Списков.
Задание: внимательно прочитайте текст. Предложите вариант использования списков для структурирования текста: «Различные медиаобразовательные задачи включают следующие умения работать с учебной информацией: переписывать в тетрадь: правила, определения, формулы, схемы; выделять главное; разбивать текст на части; находить в учебнике необходимую информацию; составлять план; переконструировать текст (сократить, дополнить, изменить); конспектировать; писать тезисы; определять категорию научной информации; делать обобщение по нескольким параграфам, главам». Умение переводить визуальную (увиденную) информацию в вербальную (словесную) и наоборот; графически, схематично представлять информацию; читать схемы, графики. Умение критически мыслить: писать рецензии; писать аннотации; находить ошибки в той или иной информации (опечатки, фактологические, физические в художественной, научно – популярной литературе). Умение воспринимать информацию из разных источников: подбирать из прессы заметки из разных источников; сокращать объёмный текст до нескольких строк, не искажая смысл текста; сравнивать изложение одних и тех же вопросов в различных источниках, выявлять общее, находить различие; работать со справочной литературой».

Использование такого рода упражнений позволяет обучающимся нарабатывать навыки структуризации и систематизации данных, выделения главных элементов в тексте, что является составляющими информационной компетенции.

Компьютерная графика всё чаще используется на лекциях в университетах, на школьных уроках, на различных совещаниях. Работа с графикой на компьютере всё больше становится элементом обычной компьютерной грамотности и скрывается за фразой «Требуется умение работать на ПК» (персональном компьютере) во многих объявлениях при приёме на работу.

Знакомство с программами обработки графической информации мы начинаем с изучения простого графического редактора Paint, который входит в состав операционной системы Windows. Здесь ребята создают поздравительные открытки, иллюстрации к известным литературным произведениям, проекты. Широкие возможности по обработке растровых изображений имеет профессиональный графический редактор Adobe Photoshop. Растровые графические редакторы можно использовать для художественного творчества путём использования различных эффектов преобразования изображения. Обычную фотографию можно превратить в мозаичное панно, картину, рельефное изображение и другие. Подготовить иллюстративный материал для сайта также помогут графические редакторы. Векторная графика используется для создания рисунков, а также графических объектов (чертежи, схемы и другое). Важное место в школьном курсе геометрии занимают геометрические построения с использованием линейки и циркуля. Для создания геометрических моделей на компьютере удобно использовать системы компьютерного черчения. Таким образом, программы для работы с графикой предоставляют обучающимся  возможности для развития и формирования общекультурной, информационной, учебно-познавательной  компетенций.

Одним из средств наглядного представления информации, сопровождающих выступление, доклад или знакомство с каким-либо объектом, является презентация. Под презентацией подразумевается именно передача, представление аудитории новых для неё идей, планов, разработок. В качестве задании можно предложить создание презентации на основе собственного проекта с использованием встроенных возможностей программы PowerPoint (3-5 слайдов).  Деятельность по презентации проекта требует развития данной предметной компетенции, которая находится на стыке нескольких ключевых компетенций:

  • коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы…),
  • информационной (выбор ключевых моментов для отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада…),
  • учебно-познавательной (непосредственно создание слайд-шоу с помощью соответствующего ПО на основе предварительного плана, анализа деланного и тому подобное),
  • общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи…).

Умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, оценивать её достоверность – это составляющие информационной компетенции. Работая в сети, необходимо быстро ориентироваться в имеющемся объеме информации. Частичное или детальное копирование для последующего детального знакомства с содержимым не является хорошим решением. Необходимо  научить детей правильному и эффективному поиску информации в сети Интернет. Для этого следует использовать золотые правила:

  • учитывать особенности естественного языка;
  • не допускать орфографических ошибок;
  • избегать поиска по одному слову, использовать необходимый и достаточный набор слов;
  • не писать большими буквами;
  • исключить из поиска ненужные слова;
  • использовать возможности расширенного поиска.

В качестве практической работы можно предложить ученикам следующее задание. Задание. Выполнить поиск документов с ключевым словом «Поисковая система». Определить количество найденных документов. Загрузить первый из найденных документов. Описать уровень соответствия найденного документа вашим запросам.

Литература:

  1. Гафурова Н.В. О развитии ключевых компетентностей средствами информатики http://www.ito.su/2003/I/1/I-1-2317.html
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – С.34-42.
  3. Иванова Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы//Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – №1. – С.16-20.
  4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. – 2004. – №5. – С.3-12.
  5. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 132 с. (Школьное образование)
  6. Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". – 2007. – 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm
  7. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал "Эйдос". – 2004. – 22 июня. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.
  8. Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика.2006.№7.
  9. Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование, №5, 2003.