Цель урока: определить и обозначить роль человека в истории русского народа на примере творчества М.П. Мусоргского и В.И. Сурикова.
Задачи урока:
- Объединять зрительные впечатления со знаниями музыки, литературы и изобразительного искусства;
- Учить умению выявлять главное в произведениях искусства и анализировать собственные впечатления, активизировать мыслительную деятельность;
- Учить рассматривать произведения в историческом, художественно-эстетическом, духовном, нравственном направлении.
- Воспитывать и развивать художественный вкус учащихся, формировать творческую активность.
- Развивать чувство сопричастности к истокам русских традиций.
Оборудование: мультимедийная аппаратура, интерактивная доска, тексты произведения А.С. Пушкина «Борис Годунов».
Зрительный ряд: картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова», фрагменты картины в программе презентации Powers Point.
Музыкальный ряд: фрагменты оперы М.П. Мусоргского « Борис Годунов».
План урока.
- Вступительное слово учителя (организационный момент).
- Проверка домашнего задания (Прочтение трагедии Пушкина «Борис Годунов» – для всех учащихся; краткое описание биографии и творчества В.И. Сурикова, М.П. Мусоргского – для творческой группы учащихся).
- Изучение нового материала, слушание фрагментов оперы «Борис Годунов», просмотр презентации картины «Боярыня Морозова».
- Подведение итогов урока. Сравнительный анализ двух произведений. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный
урок, посвященный не только музыке и
изобразительному искусству, но литературе и
истории. Итак, тема нашего урока «Человек
и народ в картине В.И. Сурикова «Боярыня
Морозова», в опере М.П. Мусоргского «Борис
Годунов» и в одноименном произведении А.С.
Пушкина».
На уроке мы познакомимся с творчеством нашего
земляка, великого художника Василия Ивановича
Сурикова, исторического живописца и жанриста.
Годы жизни 1848 – 1916 г.
Учитель: Кто может рассказать о биографии художника?
Ученик: В.И. Суриков с 1858 по 1861 г. обучался в красноярском уездном училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи. В 1870 г. поступил в ученики Императорской Академии Художеств. Посещая ее классы до 1873 г., получил за исполненные в них работы все установленные серебряные медали; затем, в 1874 г., за написанную по программе картину: «Милосердие самаритянина», был награжден малой золотой медалью, а через год после того, за другую программу «Апостол Павел благовествует пред царем Агриппой и его сестрой Вероникой» удостоен звания классного художника 1-й степени. В 1876 и 1877 гг. исполнял живописные работы в московском храме Спасителя. В 1881 г. вступил в члены товарищества передвижных художественных выставок и с того времени постоянно является на них со своими картинами. Главные из этих картин: «Утро стрелецкой казни при Петре Великом», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова» (все три в Третьяковской галерее, в Москве), «Взятие снежного городка, из сибирского быта», «Ермак» (в Русском музее Императора Александра III , в Санкт-Петербурге) и «Суворов на Сен-Готарде» (там же).
Учитель: Искусство – это отражение действительности жизни, запечатленное в художественных образах. Оно тесным образом связанно и с историей. Поэтому, знакомясь с произведениями искусства II половины XIX века, нужно обратиться к истории этого времени. Итак, что же за событие произошло в это время в России, которое оставило свой отпечаток на жизни русских людей и, соответственно, на искусстве, которое отражает эту жизнь?
Ученик: Реформа 1861г., открывшая новую, капиталистическую эру в истории России. Новая попытка модернизации общества 1860 – 1870-е гг. коснулась основных сторон жизни: социально-экономической (освобождение крестьян), политической (реформы суда, армии, местного управления) и культурной (реформы системы образования, печати).
Учитель: Да, это так! Во всех видах
искусства естественным образом возникло
направление реализма. Реализм – это направление
в искусстве, которое наиболее близко изображает
реальность: объективное отображение
существующих сторон жизни в сочетании с
истинностью авторского идеала, воспроизведение
типичных характеров; жизненная достоверность
изображения; преобладающий интерес к проблеме
«личность и общество». Для реализма характерны:
правдивое изображение действительности со всеми
её противоречиями. Типичность образов в типичных
обстоятельствах, демократизм, гуманизм, взятые
из жизни сюжеты, язык, изобразительные средства.
Основоположниками реализма в литературе были
А.С. Пушкин.
Сегодня Мы с Вами поговорим о народе и его роли в
истории.
На сюжет трагедии А.С. Пушкина М.П. Мусоргским
написана народная музыкальная драма «Борис
Годунов» – одно из самых замечательных созданий
русского оперного искусства. Что мы знаем о
биографии и творчестве композитора?
Ученик: М.П. Мусоргский (1839 – 1881г.г.) входил в содружество талантливых композиторов под названием «Могучая кучка» (60-70-е гг.). Деятельность «Могучей кучки» была связанна с общим направлением передовой культуры России 60-70-х г. Развивая традиции Глинки и Даргомыжского, музыканты находили источник вдохновения в народном искусстве и вместе с тем овладевали европейской системой музыкального мышления и выражения. Принципиальными основами искусства «кучкистов» были реализм и народность. Велик вклад композиторов «Могучей кучки» в развитие камерной, симфонической музыки, национальной оперы. Особенно следует отметить народные музыкальные драмы на сюжеты из отечественной истории, фольклора и русской литературы «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, а также «Псковитянка» Римского-Корсакова и эпическая опера Бородина «Князь Игорь». М.П. Мусоргский создал много замечательных романсов и песен (около70), посвящённых народу, русскому крестьянину: «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушке», «Сиротка», «Спи, усни крестьянский сын». Сам композитор называл их «народными картинками». С небывалой смелостью и правдивостью он показал в них беспросветную, полную страданий жизнь крестьянина – бедняка. «Народные картинки» написанные Мусоргским в 60-е годы, подготовили появление оперы «Борис Годунов» (1869).
Учитель: В пушкинской трагедии «Борис
Годунов» Мусоргского привлекала возможность
показать в опере пробуждение силы народа,
которая выливается в открытое недовольство, а
под конец – в стихийное восстание. Основная идея
оперы Мусоргского, как и пьесы Пушкина, – это
конфликт между преступным царем Борисом и
народом, приводящий к восстанию.[3] Никто в музыке
не захватывал так глубоко и так широко русскую
жизнь, как Мусоргский. В своих исторических
операх он дает целый ряд типов: и «преступного
царя Бориса», и благочестивого
старца-раскольника Досифея, и хитрого вельможи
Шуйского, и старовера князя Хованского, и
западника князя Голицына, и беглых монахов, и
иезуита, и гордой Марины Мнишек, и
Марфы-раскольницы, и замечательный, чисто
русский тип юродивого. Для всех этих
разнообразных типов он находил одинаково яркие
краски и меткие штрихи.
В одном из писем к своему другу Репину Мусоргский
также писал: «народ хочется сделать, сплю и вижу
его, ем и помышляю о нём, пью – мерещится мне он,
он один, цельный, большой, не подкрашенный».
Русский народ – угнетённый, страдающий,
униженный беззаконием и тяготами жизни в
крепостной Руси, ещё не созревший, только порой
помышляющий о сопротивлении – вот содержание
большей части созданных Мусоргским
произведений.
Трагедия усугубляется внутренней душевной
драмой Бориса, царя-убийцы, муками его совести.
Внимание композитора было сосредоточено на
раскрытии основного замысла: столкновении царя и
народа. Народ в опере Мусоргского – главное
действующее лицо. (Звучит фрагмент пролога).
Важную роль в музыке пролога играет тема насилия.
Тема народа проходит через всю оперу и достигает
драматизма в IV действии. Действие происходит
перед собором Василия Блаженного. Толпа
голодного народа бродит перед собором. Митюха
рассказывает о том, как ругали в соборе Гришку
Отрепьева. А Самозванец уже подходит с войсками
под Кромы и громит полки Годунова. Главное
действующее лицо этой сцены – Юродивый.
Обездоленный человек глубоко страдает, явно
предчувствуя страдания родной земли. Его
музыкальная характеристика основана на
интонациях народных причитаний и плачей. «Месяц
едет, котенок плачет». Мальчишки отбирают у
Юродивого копеечку, от чего он плачет. Из собора
начинается царское шествие. Народ просит хлеба:
«Хлеба! Хлеба! Дай голодным!». Царь Борис
спрашивает, о чем плачет Юродивый. «Вели-ка их
зарезать, как ты зарезал маленького царевича» –
рассказывает о том, как мальчишки обманом отняли
у него копеечку и отказывается молиться за
Бориса «нельзя молиться за царя Ирода». (Звучит
фрагмент). В Третьей картине IV действия
кульминация оперы достигается в хоре
восставшего народа « Расходилась, разгулялась
сила, удаль молодецкая». В нем народ предстает во
всей богатырской силе и мощи. Постепенно
динамика хора нарастает, убыстряется темп, тем
самым показывая, что эта огромная сила все сметет
на своем пути. Плачем Юродивого и появлением
Самозванца со свитой и войском заканчивается
опера.
Лейтесь, лейтесь слезы горькие,
Плачь, плачь душа православная!
Скоро враг придет и настанет тьма,
Темень темная, непроглядная.
Горе, горе Руси!
Плачь, плачь, русский люд, голодный люд!
Образы русского народа запечатлены также и в картине Сурикова «Боярыня Морозова» (1887 г.) Долгим и трудным стал путь Сурикова к этому его величайшему творению. Рассказы о мужественной боярыне Федосье Прокопьевне Морозовой, одной из главных деятельниц «раскола»– религиозно-политического движения, возникшего в середине XVII века, Суриков слышал еще в юности. О том, что «раскол не был церковным только, а общественным, политическим явлением», он мог прочитать в статье Н. Тихонравова «Боярыня Морозова. Эпизод из истории русского раскола». Кто же такие раскольники? Это старообрядцы, участники религиозно-общественного движения, возникшего в России в середине XVII в. Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю, обрядовую сторону религии, но в условиях господства в обществе религиозной идеологии эти изменения получили значение большого события. К тому же определенно выявилось стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления власти патриарха. Недовольство вызывали и насильственные меры, с помощью которых Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру», против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены «Кружка ревнителей благочестия». Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, т.к. греческая церковь отступила от «древнего благочестия», а её книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов, не касаясь обрядовой стороны реформы, выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие идеологи Р. подверглись жестоким преследованиям .
«Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, как лев».
(Протопоп Аввакум о Ф. П. Морозовой.)
Для своей картины Суриков избрал тот момент, когда Морозову, фанатичную последовательницу протопопа Аввакума, яростного противника церковной реформы патриарха Никона, после жестоких пыток отправляют в заточение в Боровский монастырь, где она в 1675 году погибает от голода в земляной тюрьме. Зимним утром по рыхлому влажному снегу везут закованную в цепи раскольницу. Черным пятном смотрится она на этом фоне. Цветное решение картины пришло к художнику случайно. Это была увиденная им черная ворона на белом снегу. В последний раз прощаясь с народом, бросая в провожающую ее толпу слова веры и ободрения, она высоко поднимает вверх правую руку, пальцы которой сложены старообрядческим двуперстием. Ее бледное, вдохновённое, худое и одновременно прекрасное лицо обращено к людям. Морозова – композиционный и смысловой центр картины. Изображая центральную героиню на дне розвальней (саней), на устилающей их соломе, он тем самым придал фигуре Морозовой более динамичное, как бы «треугольное» очертание. «В типе боярыни Морозовой, – говорил В. И. Суриков, тут тетка одна моя, Авдотья Васильевна, что была за дядей Степан Федоровичем, стрельцом-то с черной бородой… А Юродивого я на толкучке нашел. Огурцами он торговал. Вижу – он. Такой вот череп у таких людей бывает. Я говорю – идем. Еле уговорил его. В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу и писал... Он в одной холщовой, рубахе босиком у меня на снегу сидел», – вспоминал потом Суриков. Не менее важны были художнику и все другие персонажи картины, и те, кто «против» Морозовой, как посмеивающийся ехидным, «дребезжащим» смехом попик и его сосед – во все горло хохочущий купец, и те, кто «за» нее. Рядом с розвальнями, в молчании ломая сплетенные пальцы, идет княгиня Авдотья Прокопьевна Урусова, родная сестра Морозовой, которой суждено было разделить горькую участь сестры. Старуха в узорчатом платке смотрит на неё скорбным материнским взглядом, а юная боярышня – с состраданием и страхом, позади них молодая монахиня, возможно тайная сторонница боярыни. Девушка в синей шубке и желтом платке кланяется ей вслед торжественным поклоном. Ее бледное лицо прекрасно какой-то особой одухотворенной красотой. Серьезен, сосредоточен странник с раскольничьим посохом в руках. Все эти люди, приобщаясь к подвигу Морозовой, обретают огромную душевную силу, заряжаются ее мужеством и стойкостью. Сидящая на снегу нищенка робко тянется к саням, все, что связано с Морозовой, для нее священно, и, наконец, юродивый.
«Народ безмолвствует», но не молчит, сочувствие
страдающей героине, выразительнице его чаяний –
вот его мнение, его «приговор». А сколько в
картине лиц равнодушных или просто любопытных,
особенно хороши снующие в толпе мальчишки, им-то
до всего есть дело! Картина «Боярыня Морозова»
действительно произвела на современников
огромное впечатление, причем отнюдь не только
художественное. Созданная в годы, когда было
разгромлено революционное движение народников,
она рождала у них настроение, подобное тому,
которое вызывают процессии осужденных. А учесть,
что народ у Сурикова явно сочувствует Морозовой,
и правильно понимает смысл ее деяний, ее жертвы,
«идет» за ней, то современность» его
произведения становится особенно очевидной.
В живописно – пластическом решении полотна
также учитываются декоративные задачи.
Красочные пятна одежд, очерченные контуром,
насыщенны, звучны. Голубовато-серебристый воздух
зимнего дня как бы смягчает пестроту толпы. Столь
же национален в картине и пейзаж. В.И. Суриков
соединил приметы красноярских и московских
улочек, выявляя в их облике черты города XVII в.
Позднее художник вспоминал: «… переулки все
искал, смотрел; и крыши где высокие. А церковь-то в
глубине картины – это Николы, что на
Долгоруковской» [2]. В.И. Суриков вошел в русское
искусство как великий исторический живописец.
Его творчество наряду с творчеством других
художников – вершина реализма.
– Итак, сегодня на уроке вы узнали, на примере картины В.И. Сурикова и оперы М.П. Мусоргского о трагической судьбе русского народа, его роли в истории. Подведем итог: Что нового вы узнали на уроке и, особенно, запомнилось? Чем схожи эти два произведения?
Ученики дают ответы, выставление оценок за урок.
Учитель: Домашнее задание: написать в тетради сочинение-рассуждение о судьбе русского народа в творчестве известных вам художников или музыкантов.
– Урок закончен, спасибо, до свидания.
Литература:
- Волошин М.А. «В.И.Суриков: Материалы для биографии» // Волошин М.А. Лики творчества. Л.: Наука, 1989 г.
- Из собрания государственной Третьяковской галереи // автор – составитель Л.А. Большакова. Москва « Изобразительное искусство», 1985 г.
- Смирнова Э. « Русская музыкальная литература» // под редакцией Поповой Т.В., Москва « Музыка», 1989 г.