Урок литературы. 3-й класс. "Путешествие в сказку"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема: «Путешествие в сказку».

Тип урока: урок-повторение темы: «Русские народные сказки», 3 класс, учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Родная речь». Москва, «Просвещение», 2008.

Цели:

  • Закрепить знания детей о художественных особенностях русских сказок.
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Воспитывать интерес к предмету и любовь к устному народному творчеству.

Задачи:

  • Повторить,
    • что такое сказка;
    • виды сказок;
    • главных героев;
    • художественные особенности сказок.
  • Формировать у учащихся понятие о добре и зле.

Оборудование:

  • костюмы для детей;
  • иллюстрации к сказкам;
  • декорации: 2 избушки, дерево;
  • выставка книг и рисунков учащихся;
  • волшебные предметы (перстень, клубок);
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор, экран;
  • презентация.

Использовать на уроке ИКТ с целью:

  • предоставления наглядности;
  • самопроверки;
  • сообщения информации.

Презентация (Приложение 1) весьма проста в применении, показ слайдов по щелчку; слайды 7, 10 – с использованием музыки (Приложение 2); для переключения слайда 7 на слайд 8 – нажать клавишу «пробел».

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

Ребята! Мы с вами закончили изучение темы: «Русские народные сказки». Сегодняшний урок посвящён повторению, и называется он: «Путешествие в сказку»! (слайд №1)

2. Задачи  урока (слайд №2)

Во время нашего путешествия вспомним виды сказок, героев, особенности русских сказок.
Сказки… Передаваясь из поколения в поколение, из ус в уста, сказки пришли к нам из глубокой древности. Весёлые и грустные, страшные  и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре, зле, о справедливости. В них выражены мысли, чувства, мечты и надежды народа.
Сказка… Когда нам что-нибудь нравится, мы сравниваем это  со сказкой. Говорим: «Это просто сказка!», « Всё было как в сказке!»
Если кажется что-нибудь невероятным, мы скептически говорим: «Всё это сказки!», «Рассказывай сказки!»
– Ребята! А  что же такое сказка?  (Слайд № 3) Назовите виды русских сказок. (Слайд №4).
– Какие самые древние сказки? 
– Назовите любимого героя  волшебных сказок. (Слайд № 5).
Много в русских сказках и прекрасных женских персонажей. Какие вы знаете женские персонажи? (Слайд № 6)
Они такие все красивые, добрые, трудолюбивые, что ни в сказке сказать ни пером описать.
Как же строятся русские народные сказки, какими особенностями обладают? С этой целью мы и отправляемся в путешествие в волшебную страну  к самому главному сказочнику. Кто, как не он, лучше всех знает все секреты сказок. Сидите тихо-тихо, сказку не спугните. Я беру свой волшебный перстень, поворачиваю его – раз, два, три… отправляемся в путешествие! (Слайд № 7 – нажать клавишу «пробел»)

Сказочник. Здравствуйте, ребята! Трудная у меня сегодня задача: поручили мне не просто сказку рассказать, а показать, как она строится. Придётся мне сегодня раскрыть сказочный секрет. Ну, да мне не жалко, владейте, пусть он вам только на пользу пойдёт. Знаете, что я сейчас в руках держу? Большой клубок. Да, тот самый, из сказок. Он нам дорогу будет показывать.

Нам идти, клубку катиться,
А потом остановиться.
У тесовых у ворот
Там, где присказка живёт.

А вот и резная избушка. Здесь живут присказки. Чудо в сказке начинается с присказки.

Эй, сестрицы-присказки!
(ой, какие они модницы-затейницы!)
Выходите на крылечко!
Покажитесь-ка ребятам!

Сестрицы-присказки. Отчего же добрым людям не показаться.

Было дело на море на океане, на острове Кидане.
Стоит дерево преогромное,
Под этим деревом ходит кот Баюн:
Вверх идёт  – песню поёт,
Вниз идёт – сказку сказывает…

Это не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.

1. Летела сова – весёлая голова,
Летела и села, да хвостиком повертела,
По сторонам посмотрела и опять полетела.

2. На море на океане, на острове Буяне
Стоит дуб зелёный.
Под тем дубом – стол золоченый,
На столе – бык печёный.
Садись – кушай,
Мою сказку слушай.

Сказочник. Ой, ребята вас так слушают. Ишь какие замечательные истории вы обещаете впереди. Они ждут, о каких чудесах им дальше рассказывать будут. Вот, оказывается, на что присказка нужна. (Слайд № 8) Подскажите нам, сестрицы-присказки, дорогу в сказку.

Присказки.

  • Мы бы рады, да не знаем такого секрета.
  • Он хранится у братьев зачинов.
  • Вы зайдите к ним, избушка их по соседству.

Сказочник. До свидания, присказки! Катим наш клубок дальше. А вот и домик, крепкий какой, с высоким крыльцом. Ну-ка, постучим...
– Братья-зачины, дома вы? Выходите к нам.

Братья-зачины (выходят, спорят)

– В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…
– Нет же, братец! Совсем не так начинать нужно. А так: «В тридевятом царстве,  в тридесятом государстве…»
– Нет, не так! Все сказки надо начинать так: «Жили-были… жили-были…»

Сказочник. Хватит спорить. Мы, сказочники, сами знаем, как сказку начинать. Зачины помогают читателя в сказочный мир ввести, а заодно напомнить, что события будут происходить такие, какие в жизни обычно не случаются.  Братья-зачины, покажите нам дорогу в страну сказок. (Слайд № 9).

Зачины. (все вместе) – Пожалуйста! (Слайд № 10)

Сказочник. Вот мы и в стране сказок. Какие только чудеса не происходят здесь. Да вы и сами можете вспомнить немало сказок. А вот и сама хозяйка сказок идёт.

Сказка. Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас у себя в гостях. Ребята, а вы много сказок знаете? И узнать их можете? Сейчас проверю. (Слайд № 11).

(Проводит викторину по сказкам)

Вопросы к викторине.

  1. Назовите имя царя, пославшего Ивана-царевича за Жар-птицей? (Берендей)
  2. Одно из имён Василисы? (Премудрая)
  3. Яблоки, дающие молодость? (Молодильные)
  4. Кот в русских народных сказках? (Баюн)
  5. Сказочная героиня, владелица летательного аппарата? (Баба Яга)
  6. (Слайд №12) Внимание на экран! Угадайте иллюстрацию к сказке. («Василиса Прекрасная»)
  7. Сказочное существо, дух леса? (Леший)
  8. Сестра Бабы Яги, хозяйка болот? (Кикимора)
  9. Название сказки, в которой в одну из комнат не разрешалось входить? («Марья Моревна»)
  10. Самое надёжное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Клубок)
  11. Награда сказочному герою? (Полцарства, дочь)
  12. (Слайд №13) Внимание! Угадайте иллюстрацию к сказке. («Царевна-Лягушка»)

Учитель. Раз уж мы в стране сказок, нельзя не вспомнить о злых и страшных  персонажах. Кто они? (Слайд № 14)

Сказка. Баба Яга Костяная нога – страшная и злая старуха. Живёт в лесу, в избушке на курьих ножках.

Сказочник (слайд № 15). Кощей Бессмертный – завистливый  и жадный старик. Он может превратить человека  в животное, насекомое. Убить Кощея почти невозможно.  Чтобы его победить, надо найти волшебную иглу, на кончике которой находится его смерть.

Сказка (слайд № 16). Змей Горыныч – огнедышащее чудище с тремя головами, летающее высоко над  землёй. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния и  дрожит земля.

Учитель. Вы что, Сказочник и Сказка? Совсем ребят запугали.

Сказочник. Нет, ребята знают, что в русских сказках зло наказывается, а добро побеждает.

Учитель. Давайте вспомним художественные особенности русской народной сказки. (Слайд № 17)

Учитель. Ну что, сказочник, пора и сказку заканчивать?

Сказочник. Да, катим наш клубочек дальше. Катится, катится наш клубочек… Вот и подошли мы к речке Смородине, у которой за Калиновым мостом находится дуплистое дерево. Страшное дерево! На дереве не яблоки, не груши растут, а сказочные концовки. Весёлые они, но только постоянно спорят, кто из них красивее и смешнее сказку заканчивает. Давайте послушаем.

Концовки.

1. Сказка вся, более врать нельзя!
Вот какая я маленькая, да удаленькая.

2. Я тут на свадьбе была,
Мёд-пиво пила.
Всем гостям давали ковшом,
А мне подали черпаком.
Взяли меня за нос,
Бросили за мост.
Я катилась да катилась,
Да здесь и очутилась.

3. Вам сказку – мне бубликов связку,
Гречневой кашки в разукрашенной чашке,
Масла горшок
Да горячий пирожок.

Сказочник. Вот видите, ребята, какие они весёлые, смешные. (Слайд № 18) Но, к сожалению, наше путешествие заканчивается. Помните о сёстрах-присказках, братьях-зачинах, подружках-концовках. Не забывайте о них, ведь  это они делают сказку такой увлекательной, необыкновенной; настраивают на особый лад, переносят в удивительный сказочный мир.

Учитель.  Как сказал сказочник, наше путешествие подходит к концу. И хочется разговор о русской сказке закончить словами А.С. Пушкина: (слайд № 19) «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма