Тема: «Путешествие в сказку».
Тип урока: урок-повторение темы: «Русские народные сказки», 3 класс, учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Родная речь». Москва, «Просвещение», 2008.
Цели:
- Закрепить знания детей о художественных особенностях русских сказок.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Воспитывать интерес к предмету и любовь к устному народному творчеству.
Задачи:
- Повторить,
- что такое сказка;
- виды сказок;
- главных героев;
- художественные особенности сказок.
- Формировать у учащихся понятие о добре и зле.
Оборудование:
- костюмы для детей;
- иллюстрации к сказкам;
- декорации: 2 избушки, дерево;
- выставка книг и рисунков учащихся;
- волшебные предметы (перстень, клубок);
- компьютер;
- мультимедийный проектор, экран;
- презентация.
Использовать на уроке ИКТ с целью:
- предоставления наглядности;
- самопроверки;
- сообщения информации.
Презентация (Приложение 1) весьма проста в применении, показ слайдов по щелчку; слайды 7, 10 – с использованием музыки (Приложение 2); для переключения слайда 7 на слайд 8 – нажать клавишу «пробел».
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
Ребята! Мы с вами закончили изучение темы: «Русские народные сказки». Сегодняшний урок посвящён повторению, и называется он: «Путешествие в сказку»! (слайд №1)
2. Задачи урока (слайд №2)
Во время нашего путешествия вспомним виды
сказок, героев, особенности русских сказок.
Сказки… Передаваясь из поколения в поколение, из
ус в уста, сказки пришли к нам из глубокой
древности. Весёлые и грустные, страшные и
смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны
наши первые представления о мире, добре, зле, о
справедливости. В них выражены мысли, чувства,
мечты и надежды народа.
Сказка… Когда нам что-нибудь нравится, мы
сравниваем это со сказкой. Говорим: «Это
просто сказка!», « Всё было как в сказке!»
Если кажется что-нибудь невероятным, мы
скептически говорим: «Всё это сказки!»,
«Рассказывай сказки!»
– Ребята! А что же такое сказка? (Слайд № 3)
Назовите виды русских сказок. (Слайд №4).
– Какие самые древние сказки?
– Назовите любимого героя волшебных сказок. (Слайд
№ 5).
Много в русских сказках и прекрасных женских
персонажей. Какие вы знаете женские персонажи? (Слайд
№ 6)
Они такие все красивые, добрые, трудолюбивые, что
ни в сказке сказать ни пером описать.
Как же строятся русские народные сказки, какими
особенностями обладают? С этой целью мы и
отправляемся в путешествие в волшебную
страну к самому главному сказочнику. Кто, как
не он, лучше всех знает все секреты сказок. Сидите
тихо-тихо, сказку не спугните. Я беру свой
волшебный перстень, поворачиваю его – раз, два,
три… отправляемся в путешествие! (Слайд № 7 –
нажать клавишу «пробел»)
Сказочник. Здравствуйте, ребята! Трудная у меня сегодня задача: поручили мне не просто сказку рассказать, а показать, как она строится. Придётся мне сегодня раскрыть сказочный секрет. Ну, да мне не жалко, владейте, пусть он вам только на пользу пойдёт. Знаете, что я сейчас в руках держу? Большой клубок. Да, тот самый, из сказок. Он нам дорогу будет показывать.
Нам идти, клубку катиться,
А потом остановиться.
У тесовых у ворот
Там, где присказка живёт.
А вот и резная избушка. Здесь живут присказки. Чудо в сказке начинается с присказки.
Эй, сестрицы-присказки!
(ой, какие они модницы-затейницы!)
Выходите на крылечко!
Покажитесь-ка ребятам!
Сестрицы-присказки. Отчего же добрым людям не показаться.
Было дело на море на океане, на острове Кидане.
Стоит дерево преогромное,
Под этим деревом ходит кот Баюн:
Вверх идёт – песню поёт,
Вниз идёт – сказку сказывает…
Это не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.
1. Летела сова – весёлая голова,
Летела и села, да хвостиком повертела,
По сторонам посмотрела и опять полетела.2. На море на океане, на острове Буяне
Стоит дуб зелёный.
Под тем дубом – стол золоченый,
На столе – бык печёный.
Садись – кушай,
Мою сказку слушай.
Сказочник. Ой, ребята вас так слушают. Ишь какие замечательные истории вы обещаете впереди. Они ждут, о каких чудесах им дальше рассказывать будут. Вот, оказывается, на что присказка нужна. (Слайд № 8) Подскажите нам, сестрицы-присказки, дорогу в сказку.
Присказки.
- Мы бы рады, да не знаем такого секрета.
- Он хранится у братьев зачинов.
- Вы зайдите к ним, избушка их по соседству.
Сказочник. До свидания, присказки!
Катим наш клубок дальше. А вот и домик, крепкий
какой, с высоким крыльцом. Ну-ка, постучим...
– Братья-зачины, дома вы? Выходите к нам.
Братья-зачины (выходят, спорят)
– В некотором царстве, в некотором государстве
жили-были…
– Нет же, братец! Совсем не так начинать нужно. А
так: «В тридевятом царстве, в тридесятом
государстве…»
– Нет, не так! Все сказки надо начинать так:
«Жили-были… жили-были…»
Сказочник. Хватит спорить. Мы, сказочники, сами знаем, как сказку начинать. Зачины помогают читателя в сказочный мир ввести, а заодно напомнить, что события будут происходить такие, какие в жизни обычно не случаются. Братья-зачины, покажите нам дорогу в страну сказок. (Слайд № 9).
Зачины. (все вместе) – Пожалуйста! (Слайд № 10)
Сказочник. Вот мы и в стране сказок. Какие только чудеса не происходят здесь. Да вы и сами можете вспомнить немало сказок. А вот и сама хозяйка сказок идёт.
Сказка. Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас у себя в гостях. Ребята, а вы много сказок знаете? И узнать их можете? Сейчас проверю. (Слайд № 11).
(Проводит викторину по сказкам)
Вопросы к викторине.
- Назовите имя царя, пославшего Ивана-царевича за Жар-птицей? (Берендей)
- Одно из имён Василисы? (Премудрая)
- Яблоки, дающие молодость? (Молодильные)
- Кот в русских народных сказках? (Баюн)
- Сказочная героиня, владелица летательного аппарата? (Баба Яга)
- (Слайд №12) Внимание на экран! Угадайте иллюстрацию к сказке. («Василиса Прекрасная»)
- Сказочное существо, дух леса? (Леший)
- Сестра Бабы Яги, хозяйка болот? (Кикимора)
- Название сказки, в которой в одну из комнат не разрешалось входить? («Марья Моревна»)
- Самое надёжное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Клубок)
- Награда сказочному герою? (Полцарства, дочь)
- (Слайд №13) Внимание! Угадайте иллюстрацию к сказке. («Царевна-Лягушка»)
Учитель. Раз уж мы в стране сказок, нельзя не вспомнить о злых и страшных персонажах. Кто они? (Слайд № 14)
Сказка. Баба Яга Костяная нога – страшная и злая старуха. Живёт в лесу, в избушке на курьих ножках.
Сказочник (слайд № 15). Кощей Бессмертный – завистливый и жадный старик. Он может превратить человека в животное, насекомое. Убить Кощея почти невозможно. Чтобы его победить, надо найти волшебную иглу, на кончике которой находится его смерть.
Сказка (слайд № 16). Змей Горыныч – огнедышащее чудище с тремя головами, летающее высоко над землёй. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния и дрожит земля.
Учитель. Вы что, Сказочник и Сказка? Совсем ребят запугали.
Сказочник. Нет, ребята знают, что в русских сказках зло наказывается, а добро побеждает.
Учитель. Давайте вспомним художественные особенности русской народной сказки. (Слайд № 17)
Учитель. Ну что, сказочник, пора и сказку заканчивать?
Сказочник. Да, катим наш клубочек дальше. Катится, катится наш клубочек… Вот и подошли мы к речке Смородине, у которой за Калиновым мостом находится дуплистое дерево. Страшное дерево! На дереве не яблоки, не груши растут, а сказочные концовки. Весёлые они, но только постоянно спорят, кто из них красивее и смешнее сказку заканчивает. Давайте послушаем.
Концовки.
1. Сказка вся, более врать нельзя!
Вот какая я маленькая, да удаленькая.
2. Я тут на свадьбе была,
Мёд-пиво пила.
Всем гостям давали ковшом,
А мне подали черпаком.
Взяли меня за нос,
Бросили за мост.
Я катилась да катилась,
Да здесь и очутилась.
3. Вам сказку – мне бубликов связку,
Гречневой кашки в разукрашенной чашке,
Масла горшок
Да горячий пирожок.
Сказочник. Вот видите, ребята, какие они весёлые, смешные. (Слайд № 18) Но, к сожалению, наше путешествие заканчивается. Помните о сёстрах-присказках, братьях-зачинах, подружках-концовках. Не забывайте о них, ведь это они делают сказку такой увлекательной, необыкновенной; настраивают на особый лад, переносят в удивительный сказочный мир.
Учитель. Как сказал сказочник, наше путешествие подходит к концу. И хочется разговор о русской сказке закончить словами А.С. Пушкина: (слайд № 19) «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»