Использование краеведческого материала на уроках естественно-математического цикла в начальных классах

Разделы: Начальная школа


«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому….»

Д.С. Лихачев

Я живу и работаю в одном из самых красивейших мест Псковщины – Себежском крае.

«Кто хоть раз побывал под Себежем
Кто понять его душу мог
Сохранит в своем сердце бережно
Удивительный уголок,
Тебе кланяюсь низко – низко я
И любуюсь тобою с гор 
Здесь встречают меня, как близкого
Голубые глаза озер».

Такие строчки написал псковский поэт И. Виноградов, побывав в нашем городе.
Но, как многих коренных жителей нашего края, меня не может не беспокоить ухудшение экологической обстановки в нашем районе. Пол-века назад жители нашего города без опаски могли использовать озерную воду для питья и приготовления пищи, но год от года качественный состав воды наших озер становился все хуже и хуже, теперь вопрос о пригодности озерной воды кажется «смешным», т. к. даже не все берега пригодны для купания. Когда я училась в школе, мы беспрепятственно совершали поход по берегу вокруг самого большого Себежского озера. Сейчас же то там, то здесь кучи мусора, свалки. На дне озер битые бутылки, жестяные банки. И все это дело рук наших горожан, мы своими руками губим красивейшие места, создаем опасность для здоровья людей, наносим вред окружающей среде.

Наш район уникален своей природой. Не зря в 1996 году Постановлением Правительства РФ на территории нашего края был создан Национальный парк «Себежский», работники которого проводят большую работу по охране природного богатства Земли. Конечно, все это замечательно, но этого недостаточно. Горстка людей не в состоянии уследить за всем. До тех пор, пока сами жители не станут относиться к своей малой родине с позиции бережливого хозяина, природа будет в опасности. Я, считаю, что формировать чувство ответственности за сохранение природы, воспитывать патриотизм надо начинать с детства.

Ведь именно в младшем школьном возрасте закладываются основные качества личности.

Отработав учителем начальных классов более 25 лет, последние 10 лет регулярно использую в работе краеведческий материал, чтобы показать детям красоту родного края, воспитать чувство гордости за право называться «себежанином», научить заботливому и бережному отношению к природе. Часто использую при подготовке уроков и внеклассных занятий богатейший материал, накопленный Себежским краеведческим музеем, экологическим классом НП «Себежский» (руководитель Цветкова И.В.).
На уроках математики знакомимся с историей земли Себежской, узнаем научные сведения об окружающей нас природе, совершаем путешествия по лесным тропинкам и водным просторам. Например:

1) При упражнении в сложении и вычитании многозначных чисел:

– Начнем мы наше путешествие с погружения в историю нашего края. В этом нам поможет машина времени 234897 – 233483 -----1414 + 121 -----1535 + 167 -----1702 + 110 -----1812 + 129 -----1941 + 3 -----1944

Вычисление записываем в «столбик» в тетрадь. (После каждого действия – краткая беседа – сообщение).
– О чем говорят эти числа?
– 1414 год – первое упоминание города Себежа в летописи;
– 1535 год – на крутом шестнадцати метровом мысе было начато строительство Ивангорода на Себеже;
– 1702 год – во время Северной войны Петр 1, прибыв в Себеж, лично руководил строительством укреплений. Один из этих укрепленных пунктов «Петровская гора», и теперь напоминает о тех, давно минувших временах;
– 1812 год – армия Наполеона, насчитывающая более 640 тысяч воинов, пересекла границу и подошла к Себежу. Себеж был одним из главных стратегических пунктов русских войск на пути Наполеона, в самом городе размещался корпус русских войск и воинский госпиталь;
– 07.06.1941 года наш город был захвачен фашистами. На борьбу с  фашистами поднялась вся страна. Наш себежский край вошел в историю ВОВ, как Братский партизанский край.
– 1944 год – город был освобожден от захватчиков. Началась мирная жизнь себежан.

2) При проведении устного счета решаем задачи:

а) В Себежском районе насчитывается 820 видов сосудистых растений, 60 из них охраняются, занесены в Красную книгу, а сколько видов растений радуют нас своим изобилием?
б) Самое большое в городе озеро Себежское занимает площадь в 1620 га, это на 1020 га больше площади озера Ороно. Какова площадь озера Ороно?
в) В НП «Себежский» насчитывается 200 видов птиц, 15 из которых включены в Красную книгу России. Сколько видов птиц имеют большую численность?
г) В честь пятнадцатилетия соединения партизан Братского края с воинами Советской армии, на стыке трех границ в 1959 году был торжественно открыт Мемориал «Курган Дружбы». Сколько лет в этом году исполняется Мемореалу?

3) при проведении индивидуальной работы использую карточки:

Карточка №1

Сколько видов рыб насчитывают в наших озерах?

Карточка №2

Сколько озер в Себежском районе?

Карточка №3

Какую ягоду называют «северным виноградом»?

ШИФР

28        К
44        В
51        Л
53        Ю

75        А
88        К

            СЛОВО
            ОТВЕТ
–9 +15 –34 –40 +12 +18  
97 36 87 68 32 57  

Карточка №4

Самое большое озеро в Себежском крае?

ШИФР

0          Ц
25        А
39        Е
50        Е
60        Р
61        Ч
73        И
90        Н

                СЛОВО
                ОТВЕТ
х 1 х 2 +24 –14 +23 –24 х 0 х 1  
90 25 37 53 37 97 18 25  

С появлением в школе ИКТ появилось больше возможностей управлять познавательной деятельностью, развивать творческий потенциал учащихся.

В прошлом году я начала работать по программе «Школа 2100», В конце последней учебной четверти мною был проведен открытый урок по теме «Повторение пройденного в первом классе. Решение задач» в форме видео-экскурсии по красивейшим местам нашего района. (Фрагменты урока см. в Приложении 1). На уроке использовались слайды с изображением природы нашей местности и сказочные анимационные герои, от которых дети получали задания.  Дети с удовольствием решали задачи, предложенные им не учителем, а сказочными персонажами. Узнавали места, запечатленные на слайдах, учились правилам поведения в весеннем лесу, бережному отношению к раннецветущим растениям.

На уроках окружающего мира при изучении многих тем обязательно включаю соответствующий краеведческий материал. Это могут быть: рассказ учителя, показ слайдов, видеофильмов, но чаще всего предлагаю детям (по желанию) подготовить свое сообщение, реферат, сочинить сказку, составить кроссворд. И, обязательно, находятся ученики, которые с увлечением выполняют эти  задания. Для примера приведу некоторые кроссворды составленные учащимися:

  1. Самый ценный минерал Земли, который содержится в наших озёрах?
  2. Кто живёт без головы?
  3. Рыба, которая встречается в наших озёрах, а метать икру уплывает в Саргассово море.
  4. Коренной житель наших водоёмов, которого считают «сорной» рыбой?
  5. У кого «усы» вместо ног?
  6. Как раньше называлось озеро Ороно?

1. В этом растении содержится 18% белков, 42% угреродов, 2,5% жиров. Оно хорошая добавка в корм уткам и свиньям.
2. Корневища этого растения очень богаты крахмалом (более 50%) .Их можно скармливать свиньям вместо картофеля.
3. По содержанию белка и минеральных веществ данное растение в два раза богаче моркови и брюквы по содержанию микроэлементов.
4. При кормлении животных этим растением отпадает необходимость использования мясокостной и рыбной муки и других дорогостоящих препаратов.
5. Это растение прекрасный корм для крупного рогатого скота, лошадей, овец. За лето это растение даёт 2-3 урожая.
6. Это растение может служить сырьём для химической промышленности. Из него получают грубые сорта бумаги и др.
7. Растение, растущее по берегам озер, корни которого используют в народной медицине.

Вместе с детьми и их родителями работали над такими проектами, как «Улицы моего города, названные в честь героев ВОВ», «Мое генеалогическое дерево», «Может ли Себежский край стать миллионером?».

При изучении темы «Водоемы» обязательно один урок посвящаю нашему «голубому озерному краю». Урок провожу в форме игры-исследования. Дети делятся на группы по желанию: историки, исследователи озерных глубин, экологи. Заранее готовлю для каждой группы справочники, научно-популярную литературу, энциклопедии, буклеты НП «Себежский». Дети в группах изучают предложенную литературу и в течении 20 минут готовят краткие отчет по выбранной теме. Но работа по данной теме не заканчивается одним уроком, мы продолжаем ее во внеклассной работе. На одном из классных часов, через две-три недели, от каждой группы выступает один ученик с защитой своего проекта. Обычно, я предлагала детям представить, что прошло двадцать лет, они выросли, получили образование, специальность и приехали работать в родной город. Какое бы предприятие они открыли, чтобы оно приносило пользу и работало на наших природных ресурсах. Были очень интересные предложения. Но мои предыдущие выпускники сами в конце урока задали вопрос, который их заставил задуматься: «А почему у нас всего так много, но никто не использует эти богатства?». И мы решили более тщательно изучить богатства наших озер и возможности его использования. Так мы начали работать над проектом «Может ли Себежский край стать миллионером?». Ребята разделились на три группы: одна занималась изучением растительного мира, вторая – животного мира, а третья – водных глубин озер. Одну из презентаций, выполненную учеником 4 класса Семеновым Андреем предлагаю вашему внимании (Приложение 2).

Вот так, используя разнообразные формы работы, я учу своих учеников любить и беречь родную Землю.