Работа с деформированным текстом

Разделы: Начальная школа


Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русского языка, а следовательно, и составная (практическая часть) уроков чтения и грамматики.

Названия основных разделов программы по русскому языку (обучение грамоте и развитие речи; чтение и развитие речи; грамматика, правописание и развитие речи) подчеркивают, что развитие речи – необходимая составная часть содержания и то звено, которое органически связывает все части начального курса родного языка и объединяет их в единый учебный предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути, осуществляет межпредметные связи в создании системы занятий по развитию речи, единой для уроков чтения, грамматики и правописания.

Речь возникает из потребности высказаться. Научить правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовать их друг с другом и правильно произносить слова, а потом это все оформлять письменно. При обучении связной речи необходимо давать детям теоретические сведения, т.к. навыки и умения формируются успешнее, когда они осмысленны. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно.

Правильно подобранные тексты, картины являются хорошим средством воспитания у учащихся любви к природе, способствуют расширению их кругозора.

Тема: Работа с деформированным текстом.

Цель: конструировать предложения на основе деформированного текста.

Задачи:

  • Развитие письменной речи на основе конструирования предложений, умения составлять логическую связь между словами в предложении; закрепление полученных знаний по нахождению грамматической основы предложения.
  • Расширение кругозора учащихся, активного словарного запаса.
  • Воспитание доброты, любви к природе.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Сегодня у нас увлекательный, но в тоже время сложный урок – урок закрепления темы. Настроимся на него : создадим на своем лице искренний добрый смайлик, подарим его своим друзьям и пожелаем друг другу удачи.

2. Тема и цель урока

– Сегодня мы будем конструировать, составлять предложения, работать со словарными словами и узнавать новое.

3. Запись числа, минутка чистописания

– Открываем тетради, запишем число.
– Аня, прокомментируй, пожалуйста.

____________26 ноября.__________
_________Классная работа.________

Звучит фонограмма «Песенка Винни-Пуха» из м/ф «Винни-Пух и все, все, все…»

– Знакома эта песенка? Из какого произведения этот герой? Автор? (А.Милн «Винни-Пух и все, все, все…»)

Иллюстрация Винни-Пуха

– Вспомните, кем оказался тот «страшный Бука», за которым следили Вини-Пух и Пятачок? (Их же следы)
– Вот и сегодня, идя к нам на урок, Вини-Пух так напетлял, что получилась вот такая красивая цепочка. Давайте повторим ее в тетрадях.

img2.gif (862 bytes)

4. Словарная работа

– Что за зверь такой – Винни-Пух? (Медведь)
– Это новое словарное слово.

МЕДВЕДЬ

– Назовите орфограмму. (Непроверяемая безударная гласная Е)
– Есть ли здесь еще опасное место – орфограмма? (Парная согласная Д, проверочное слово – медведи)
– Произнесите орфографически.
– Какой частью речи является это слово? (Имя существительное)
– Какого рода это существительное? (М.р.)
– Образуйте от него имя существительное ж.р.? (Медведица)

МЕДВЕДИЦА

– В этом слове появилась еще одна непроверяемая гласная в суффиксе, которую нужно запомнить. Произнесите орфографически.
– Запишите оба слова через запятую, подчеркнув орфограммы.

__________________
Медведь,медведица,

– Давайте продолжим этот ряд однокоренными словами.

_____________________________________
Медведь, медведица,медвежонок,медвежий.

– Почему это однокоренные слова? (Один смысл и один корень)
– Выделим корень. Что произошло в двух последних словах? (Чередование согласных)

5. Беседа о медведях

– Винни-Пух пришел к нам не с пустыми руками. Он принес свой горшочек, но не с медом, а с конвертами.
– Давайте заглянем в первый конверт.

Рассказ учителя о видах медведей и местах их обитания (Приложение)

6. Физкультминутка

Топай, Мишка, хлопай, Мишка.
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.

7. Работа с текстом

– Вскрываем второй конверт. Задание этого конверта – на доске.

На, вывалилась, берег, медведица, большая.
Медвежата, ней, выбежали, за.
Барахтаться, в, стали, воде, медвежата.
Мать, сердито, на, зарычала, медвежат.

– Винни-Пух написал что-то, давайте прочтем.
– Можно ли назвать это предложениями? Почему?
– Составим их.
– Можно ли назвать это текстом? Почему?
– Чего не хватает этому тексту?
– Как можно озаглавить текст?
– Запишем название.

Мать-медведица.

– А теперь с комментированием запишем весь текст.

Вывалилась на берег большая медведица.
За ней выбежали медвежата.
Стали медвежата барахтаться в воде.
Мать сердито зарычала на медвежат.

8. Грамматический разбор предложения

– Найдите грамматическую основу первого предложения.
– Определите часть речи каждого слова второго предложения.

9. Индивидуальная разноуровневая работа

– Задание последнего конверта от Вини-Пуха.

  • «Сильные» дети – красные карточки: собрать фразеологизмы.

На, медведь, ухо, наступил.
Шкуру, делить, медведя, неубитого.

  • «Средние» дети – зеленые карточки: собрать пословицы.

Медведь, да, грозился, в, свалился, яму.
Спросонья, кажется, и, медведем, блоха.

  • «Слабые» дети – синие карточки: собрать отрывки из детских стихов.

Пол, на, уронили, мишку, По, косолапый, мишка, лесу, идет,
Мишке, лапу, оторвали. Собирает, песенки, поет, шишки.

10. Проверка разноуровневых карточек

11. Итог урока, оценка

– Чем занимались на уроке?
– Что нового узнали?

12. Последняя новость от Вини-Пуха

– В московском зоопарке до сих пор не спят медведи – причина теплая продолжительная осень.
– А если лесной медведь не уснул вовремя,и всю зиму бродит по лесу – это медведь-шатун.

МЕДВЕДЬ-ШАТУН