Проект по работе с детьми "группы риска" "Подай руку помощи"

Разделы: Социальная педагогика


Общее количество учащихся МОУ «Брянковская средняя общеобразовательная школа №5» на 2008-2009 учебный год – 90 человек. Профилактическая работа велась в рамках планирования социального педагога школы, классных руководителей. В 2008 году команда учителей во главе с социальным педагогом разработала данный проект для повышения результативности профилактической работы через целенаправленную систему деятельности всех участников процесса.

Срок реализации разработанной проекта: 3 года;

Участники проекта:

учащиеся МОУ «Брянковская средняя общеобразовательная школа №5» «группы риска»;

Содержание проекта включает разделы:

концептуальные основы проекта, анализ ситуации, описание опыта работы в проекте, необходимые ресурсы, формы, методики, результативность, приложение.

Концептуальные основы проекта:

1.Педагогизация окружающей среды – интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания – семьи, школы, сельский дом культуры, объединения дополнительного образования, физкультурно-спортивный клуб, участковой больницы, участкового инспектора милиции, администрации посёлка.
2.Принцип личностной направленности – учёт индивидуальных склонностей и интересов, своеобразие характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительные качества.
3.Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
4.Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.
5.Учёт возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков.
6.Принцип единства образования, организация досуга и индивидуальной помощи и поддержки подростков адиктивного, девиантного, делинквентного поведения.

Актуальность.

Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание–это будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С.Макаренко

Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодёжной стране, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.
Посёлок Брянка расположен между рекой Енисей (в 127 км.) и п.г.т. Северо-Енисейский (167 км.).
В Брянке, Северо-Енисейского района, имеют место социальный статус семьи, правовая незащищённость несовершеннолетних. Молодёжь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление токсических веществ, курение, нежелание учиться, работать, бродяжничество.
Среди подростков усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Многолетняя работа с детьми и семьями «группы риска» не давала положительных результатов.
В отношении детей в основном реализуются психолого-педагогические и социальные виды реабилитации. Однако результаты проводимых реабилитационных мероприятий малоэффективны.
Поэтому назрела необходимость поиска эффективных подходов к организации профилактической работы с социально дезадаптированными подростками.

Краткое описание опыта работы.

Проект, разработанный мною «Подай руку помощи», предполагает ряд работ с детьми и семьями «группы риска». Проект рассчитан на 3 года, по определенным этапам.
Моя профилактическая работа, как социального педагога, составляет целый комплекс социально – профилактических мер, направленных как на оздоровления условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а так же мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Решать эти задачи невозможно в одиночку. В создавшихся условиях мне необходимо было объединить усилия педагогов, социальных работников, психологов, родителей, работников правоохранительных органов, и образовательным учреждением. Это позволит совместно выбирать для каждого ребенка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Цель проекта: вывести из социально опасного положения учащихся нашей школы; снять детей и семей «группы риска» с разных форм учёта.

Задачи:

  • Вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию.
  • Развить систему организованного досуга и отдыха детей «группы риска».
  • Привлечь родителей для совместной организации досуговой деятельности и обучение родителей методам семейного воспитания.
  • Формировать здоровый жизненный стиль родителей и их детей.

Кадровое обеспечение проекта: социальный педагог, педагоги-организаторы, школьный психолог, районный психолог, родители, заместитель директора по УВР, классные руководители, педагоги дополнительного образования, инспектор по охране детства, инспектор ПДН РОВД, КДН и ЗП, участковый инспектор милиции, специалист по опеки и попечительству.

Методический ресурс: использование фонда школьной и сельской библиотеки, ЦОРЫ, имеющийся опыт проведения профилактических мероприятий.

Материально-технический ресурс: актовый зал школы, персональный компьютер, канцелярские товары, диски, аудио и видеокассеты, DVD, телевизор.

Алгоритм реализации проекта:

Первый этап – организационный

сентябрь – декабрь 2008 года

– анализ состояния правопорядка в посёлке;
– составление базы данных семей и подростков с девиантным, делинквентным, адиктивным поведением;
– определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных детей и родителях;
– составление плана социально-педагогической коррекции личности и устранения причин её нравственной деформации, отклонений в поведении (определение целей социально-педагогического воздействия, его средств, главных звеньев, исполнителей);
– вовлечение учащихся в школьный физкультурно-спортивный клуб, кружки сельского дома культуры, обеспечение успеха в них;
– психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению подростков;
– непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов «трудных» детей и семей, освоение нового формата индивидуально профилактической программы
Второй этап – деятельностный январь 2009 – январь 2009 – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией;
– посещения семьи на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время, подготовкой к урокам;
– проведение с детьми «группы риска» и родителями коррекционно-развивающие занятия (Приложение 1), индивидуальные и групповые тренинги, беседы;
– посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки подростков к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях с помощью учителей-предметников;
– профилактическая работа с подростками – индивидуальные и коллективные профилактические беседы, День профилактики, День Здоровья, День защиты детей, классные часы, месячники профилактики правонарушений, преступлений;
– проверка посещения учебных занятий и объединений дополнительного образования;
– формирование у подростков и их родителей установок на здоровый образ жизни;
– контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся;
– представление учащимся и их родителям объективной информации о влиянии табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ на организм человека (Приложение 2);
– формирование умения противостоять давлению сверстников.
Третий этап – итоговый

февраль – май 2010 года

– анализ и подведение итогов работы;
– снятие с учёта 5 семей и 8 учащихся состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних.

Ожидаемые результаты деятельности, их социальная эффективность:

1. Уменьшение фактора риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивных веществ в подростковой среде нашего поселка.
2. Формирование у наших учащихся нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
3. Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
4. Выработка отрицательного отношения у обучающихся к негативным явлениям – курению, наркомании (проверить результат анкетированием (Приложение 3)).
5. Сокращение количества семей, в которых родители употребляют спиртные напитки.
6. Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочной деятельности;
7. Снятие с учёта 5 семей и 8 учащихся состоящих на учёте в КДН и ЗП.

Психолого-педагогическое сопровождение

Постоянное физическое присутствие взрослого рядом с ребенком способствует появлению уверенности: что бы он не сделал, взрослый всегда будет рядом и позаботится о нем. В связи с этим у меня возникла необходимость вести эффективную работу по профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами, за счёт усилий воспитателей, учителей, врачей, психологов, социальных работников, участкового инспектора и других.

Основные направления работы

1. Деятельность педагогического коллектива:

– выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, правонарушениям;
– определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных подростков;
– составление плана педагогической коррекции личности и устранения причин её нравственной деформации, отклонений в поведении (определение целей педагогического воздействия, его средств, главных звеньев, этапов, исполнителей);
– изменение характера личных отношений подростков со сверстниками и взрослыми;
– вовлечение учащихся в различные виды положительно-активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней;
– изменение условий семейного воспитания (исходя из возможностей школы) с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики;
– расширять знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами среди подростков.

2. Индивидуально-профилактическая работа с подростками:

– посещать на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, организацией свободного времени, занятость в каникулярное время, подготовкой к урокам;
– изучать особенности личности подростков, проводить занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения;
– посещать уроки с целью выяснения уровня подготовки подростков к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях;
– вовлекать подростков в общественно-значимую деятельность, объединения дополнительного образования;
– путемнаблюдения, социометрических измененийианкетирования установить положениеученикавклассном коллективе, характер взаимопонимания с ним, наметить пути и способы улучшений;
– изучитьинтересы, склонностии способностиучеников«группыриска»;
– установить, входитли «трудный ребёнок» в другие компании;
–привлекатьдетей«группыриска»к участиювкультурно-массовойи спортивнойработе.Особоевнимание уделятьихчитательскиминтересам и вкусам;
– организация занятий для детей «группы риска»посаморегуляции, поразвитию способностей,правильновыражать эмоции, по овладению способами решения конфликтов;
– привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в школе.

3. Работа с родителями:

– просветительская работа (выпуск информационных листов, проведение бесед, дискуссий, ролевых игр, лекториев);
– психокоррекционная работа – семейное консультирование (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: уходит из дома; стал агрессивным, не управляемым; замечен в квартирных кражах и т.д.);
– психопрофилактическая работа – приглашение специалистов (медицинских работников, инспекторов комиссии по делам несовершеннолетних и т.д.) на встречи с родителями.
– привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности подростков;
– выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;
– разработка основных правил семейного воспитания;
– создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, педагогам дополнительного образования, своему ребёнку;
– всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей, организация работы Совета профилактики;
– способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности подростка.

4. Работа с КДН и ЗП, участковым инспектором милиции и другими организациями:

– поддерживать постоянную связь с комиссией по делам несовершеннолетних, участковым инспектором по различным вопросам работы школы по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся;
– систематически сверять списки учащихся, состоящих на разных формах учёта, задержанных за различные правонарушения и преступления;
– приглашать сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних, специалистов правоохранительных органов, врачей и других специалистов для проведения лекций;
– участвовать в месячнике правовых знаний;
– проводить работу по снятию с учета подростков, исправивших свое поведение и отношение к учебе и не совершающих правонарушения;
– посещать районные мероприятия, семинары;
– совместно с участковыми инспекторами проводить рейды по посещению семей, находящихся в социально-опасном положении.

5. Досуговая деятельность

Любимым времяпровождением большинства подростков являются бесцельные прогулки, посещение дискотек, во время которых можно «показать себя». Поэтому сегодня как никогда актуальна организация досуга подростков, в которой большая роль отводится учреждениям дополнительного образования. В основе организации досуга подростков лежит создание единого воспитательного пространства в микрорайоне, целью которого является адаптация подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и физкультурно-оздоровительную работу:
– расширение видов творческой деятельности в клубах по месту жительства для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей подростков;
– специфические средства и способы вовлечения подростков в объединения дополнительного образования, клубную деятельность;
– организацию досуговой деятельности подростков в условиях клуба;
– организацию общения подростков в условиях клуба;
– проводить совместные совещания по проблемам профилактической работы с подростками.
На рост правонарушений, насилия и асоциального поведения в подростковой среде оказывает влияние множество факторов. Данная проблема в нашем посёлке является очень серьёзной и должна решаться совместными усилиями среды, школы и общества.

Финансирование проекта

Разработка проекта предполагает работу на общественных началах.