Общее количество учащихся МОУ «Брянковская средняя общеобразовательная школа №5» на 2008-2009 учебный год – 90 человек. Профилактическая работа велась в рамках планирования социального педагога школы, классных руководителей. В 2008 году команда учителей во главе с социальным педагогом разработала данный проект для повышения результативности профилактической работы через целенаправленную систему деятельности всех участников процесса.
Срок реализации разработанной проекта: 3 года;
Участники проекта:
учащиеся МОУ «Брянковская средняя общеобразовательная школа №5» «группы риска»;
Содержание проекта включает разделы:
концептуальные основы проекта, анализ ситуации, описание опыта работы в проекте, необходимые ресурсы, формы, методики, результативность, приложение.
Концептуальные основы проекта:
1.Педагогизация окружающей среды – интеграция
и координация усилий всех субъектов воспитания
– семьи, школы, сельский дом культуры,
объединения дополнительного образования,
физкультурно-спортивный клуб, участковой
больницы, участкового инспектора милиции,
администрации посёлка.
2.Принцип личностной направленности – учёт
индивидуальных склонностей и интересов,
своеобразие характеров, упор на личностное
достоинство подростков, опора на положительные
качества.
3.Единство и взаимодополняемость
психологических и педагогических методов.
4.Комплексный и системный подход к диагностике,
профилактике и коррекции.
5.Учёт возрастных и индивидуально-личностных
особенностей подростков.
6.Принцип единства образования, организация
досуга и индивидуальной помощи и поддержки
подростков адиктивного, девиантного,
делинквентного поведения.
Актуальность.
Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание–это будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С.Макаренко
Изменения политической и
социально-экономической ситуации в России,
социальная дифференциация, происходящая в
молодёжной стране, оказали и продолжают
оказывать негативное влияние на подрастающее
поколение.
Посёлок Брянка расположен между рекой Енисей (в
127 км.) и п.г.т. Северо-Енисейский (167 км.).
В Брянке, Северо-Енисейского района, имеют место
социальный статус семьи, правовая
незащищённость несовершеннолетних. Молодёжь
вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и
результаты вживания в окружающую среду налицо:
ранняя алкоголизация, потребление токсических
веществ, курение, нежелание учиться, работать,
бродяжничество.
Среди подростков усилился нигилизм,
демонстративное и вызывающее по отношению к
взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали
проявляться жестокость и агрессивность.
Многолетняя работа с детьми и семьями «группы
риска» не давала положительных результатов.
В отношении детей в основном реализуются
психолого-педагогические и социальные виды
реабилитации. Однако результаты проводимых
реабилитационных мероприятий малоэффективны.
Поэтому назрела необходимость поиска
эффективных подходов к организации
профилактической работы с социально
дезадаптированными подростками.
Краткое описание опыта работы.
Проект, разработанный мною «Подай руку помощи»,
предполагает ряд работ с детьми и семьями
«группы риска». Проект рассчитан на 3 года, по
определенным этапам.
Моя профилактическая работа, как социального
педагога, составляет целый комплекс социально –
профилактических мер, направленных как на
оздоровления условий семейного, школьного
воспитания, так и на индивидуальную
психолого-педагогическую коррекцию личности
«трудного» подростка, а так же мер по
восстановлению его социального статуса в
коллективе сверстников.
Решать эти задачи невозможно в одиночку. В
создавшихся условиях мне необходимо было
объединить усилия педагогов, социальных
работников, психологов, родителей, работников
правоохранительных органов, и образовательным
учреждением. Это позволит совместно выбирать для
каждого ребенка индивидуальный подход, изучать
его интересы, поддерживать, помогать
преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Цель проекта: вывести из социально опасного положения учащихся нашей школы; снять детей и семей «группы риска» с разных форм учёта.
Задачи:
- Вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию.
- Развить систему организованного досуга и отдыха детей «группы риска».
- Привлечь родителей для совместной организации досуговой деятельности и обучение родителей методам семейного воспитания.
- Формировать здоровый жизненный стиль родителей и их детей.
Кадровое обеспечение проекта: социальный педагог, педагоги-организаторы, школьный психолог, районный психолог, родители, заместитель директора по УВР, классные руководители, педагоги дополнительного образования, инспектор по охране детства, инспектор ПДН РОВД, КДН и ЗП, участковый инспектор милиции, специалист по опеки и попечительству.
Методический ресурс: использование фонда школьной и сельской библиотеки, ЦОРЫ, имеющийся опыт проведения профилактических мероприятий.
Материально-технический ресурс: актовый зал школы, персональный компьютер, канцелярские товары, диски, аудио и видеокассеты, DVD, телевизор.
Алгоритм реализации проекта:
Первый этап – организационный | сентябрь – декабрь 2008 года |
– анализ состояния правопорядка в
посёлке; – составление базы данных семей и подростков с девиантным, делинквентным, адиктивным поведением; – определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных детей и родителях; – составление плана социально-педагогической коррекции личности и устранения причин её нравственной деформации, отклонений в поведении (определение целей социально-педагогического воздействия, его средств, главных звеньев, исполнителей); – вовлечение учащихся в школьный физкультурно-спортивный клуб, кружки сельского дома культуры, обеспечение успеха в них; – психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению подростков; – непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов «трудных» детей и семей, освоение нового формата индивидуально профилактической программы |
Второй этап – деятельностный | январь 2009 – январь 2009 | – координация действий, осуществление
запланированных мероприятий, разработка системы
контроля за их реализацией; – посещения семьи на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время, подготовкой к урокам; – проведение с детьми «группы риска» и родителями коррекционно-развивающие занятия (Приложение 1), индивидуальные и групповые тренинги, беседы; – посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки подростков к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях с помощью учителей-предметников; – профилактическая работа с подростками – индивидуальные и коллективные профилактические беседы, День профилактики, День Здоровья, День защиты детей, классные часы, месячники профилактики правонарушений, преступлений; – проверка посещения учебных занятий и объединений дополнительного образования; – формирование у подростков и их родителей установок на здоровый образ жизни; – контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся; – представление учащимся и их родителям объективной информации о влиянии табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ на организм человека (Приложение 2); – формирование умения противостоять давлению сверстников. |
Третий этап – итоговый | февраль – май 2010 года |
– анализ и подведение итогов работы; – снятие с учёта 5 семей и 8 учащихся состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. |
Ожидаемые результаты деятельности, их социальная эффективность:
1. Уменьшение фактора риска, приводящих к
безнадзорности, правонарушениям и
злоупотреблению психоактивных веществ в
подростковой среде нашего поселка.
2. Формирование у наших учащихся нравственных
качеств, чувства эмпатии, представлений об
общечеловеческих ценностях, здоровом образе
жизни.
3. Обучение навыкам социально поддерживающего и
развивающего поведения в семье и во
взаимоотношениях с подростками.
4. Выработка отрицательного отношения у
обучающихся к негативным явлениям – курению,
наркомании (проверить результат анкетированием (Приложение 3)).
5. Сокращение количества семей, в которых
родители употребляют спиртные напитки.
6. Удовлетворение разнообразных дополнительных
запросов детей во внеурочной деятельности;
7. Снятие с учёта 5 семей и 8 учащихся состоящих на
учёте в КДН и ЗП.
Психолого-педагогическое сопровождение
Постоянное физическое присутствие взрослого рядом с ребенком способствует появлению уверенности: что бы он не сделал, взрослый всегда будет рядом и позаботится о нем. В связи с этим у меня возникла необходимость вести эффективную работу по профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами, за счёт усилий воспитателей, учителей, врачей, психологов, социальных работников, участкового инспектора и других.
Основные направления работы
1. Деятельность педагогического коллектива:
– выявление учащихся, склонных к нарушению
дисциплины, антисоциальным нормам поведения,
правонарушениям;
– определение причин отклонений в поведении и
нравственном развитии, а так же индивидуальных
психологических особенностей личности у
выявленных подростков;
– составление плана педагогической коррекции
личности и устранения причин её нравственной
деформации, отклонений в поведении (определение
целей педагогического воздействия, его средств,
главных звеньев, этапов, исполнителей);
– изменение характера личных отношений
подростков со сверстниками и взрослыми;
– вовлечение учащихся в различные виды
положительно-активной социальной деятельности и
обеспечение успеха в ней;
– изменение условий семейного воспитания
(исходя из возможностей школы) с использованием
для этой цели служб и ведомств системы
профилактики;
– расширять знания о роли семьи в профилактике
безнадзорности, правонарушений и
злоупотребления психоактивными веществами
среди подростков.
2. Индивидуально-профилактическая работа с подростками:
– посещать на дому с целью контроля над
условиями их семейного воспитания, организацией
свободного времени, занятость в каникулярное
время, подготовкой к урокам;
– изучать особенности личности подростков,
проводить занятия по коррекции их поведения,
обучение навыкам общения;
– посещать уроки с целью выяснения уровня
подготовки подростков к занятиям, оказание
помощи в ликвидации пробелов в знаниях;
– вовлекать подростков в общественно-значимую
деятельность, объединения дополнительного
образования;
– путемнаблюдения, социометрических
измененийианкетирования установить
положениеученикавклассном коллективе, характер
взаимопонимания с ним, наметить пути и способы
улучшений;
– изучитьинтересы, склонностии
способностиучеников«группыриска»;
– установить, входитли «трудный ребёнок» в
другие компании;
–привлекатьдетей«группыриска»к
участиювкультурно-массовойи
спортивнойработе.Особоевнимание
уделятьихчитательскиминтересам и вкусам;
– организация занятий для детей «группы
риска»посаморегуляции, поразвитию
способностей,правильновыражать эмоции, по
овладению способами решения конфликтов;
– привлечение самих учащихся к укреплению
правопорядка в школе.
3. Работа с родителями:
– просветительская работа (выпуск
информационных листов, проведение бесед,
дискуссий, ролевых игр, лекториев);
– психокоррекционная работа – семейное
консультирование (оказание помощи семье в
конфликтных ситуациях: уходит из дома; стал
агрессивным, не управляемым; замечен в
квартирных кражах и т.д.);
– психопрофилактическая работа – приглашение
специалистов (медицинских работников,
инспекторов комиссии по делам
несовершеннолетних и т.д.) на встречи с
родителями.
– привлечение родителей для совместной
организации досуговой деятельности подростков;
– выявление особенностей взаимоотношения между
родителями и детьми;
– разработка основных правил семейного
воспитания;
– создание положительной мотивации у родителей
в содействии образовательному учреждению,
педагогам дополнительного образования, своему
ребёнку;
– всестороннее психолого-педагогическое
просвещение родителей, организация работы
Совета профилактики;
– способствовать созданию комфортных условий в
семье для развития личности подростка.
4. Работа с КДН и ЗП, участковым инспектором милиции и другими организациями:
– поддерживать постоянную связь с комиссией по
делам несовершеннолетних, участковым
инспектором по различным вопросам работы школы
по профилактике правонарушений и преступлений
среди учащихся;
– систематически сверять списки учащихся,
состоящих на разных формах учёта, задержанных за
различные правонарушения и преступления;
– приглашать сотрудников комиссии по делам
несовершеннолетних, специалистов
правоохранительных органов, врачей и других
специалистов для проведения лекций;
– участвовать в месячнике правовых знаний;
– проводить работу по снятию с учета подростков,
исправивших свое поведение и отношение к учебе и
не совершающих правонарушения;
– посещать районные мероприятия, семинары;
– совместно с участковыми инспекторами
проводить рейды по посещению семей, находящихся
в социально-опасном положении.
5. Досуговая деятельность
Любимым времяпровождением большинства
подростков являются бесцельные прогулки,
посещение дискотек, во время которых можно
«показать себя». Поэтому сегодня как никогда
актуальна организация досуга подростков, в
которой большая роль отводится учреждениям
дополнительного образования. В основе
организации досуга подростков лежит создание
единого воспитательного пространства в
микрорайоне, целью которого является адаптация
подростков к современным условиям, их правовая
социализация через культурно-досуговую и
физкультурно-оздоровительную работу:
– расширение видов творческой деятельности в
клубах по месту жительства для наиболее полного
удовлетворения интересов и потребностей
подростков;
– специфические средства и способы вовлечения
подростков в объединения дополнительного
образования, клубную деятельность;
– организацию досуговой деятельности
подростков в условиях клуба;
– организацию общения подростков в условиях
клуба;
– проводить совместные совещания по проблемам
профилактической работы с подростками.
На рост правонарушений, насилия и асоциального
поведения в подростковой среде оказывает
влияние множество факторов. Данная проблема в
нашем посёлке является очень серьёзной и должна
решаться совместными усилиями среды, школы и
общества.
Финансирование проекта
Разработка проекта предполагает работу на общественных началах.