Цели и задачи урока: знакомство со структурой сказки (пролог, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, послесловие), составление характеристики героя, подготовка к пересказу от первого лица, использование межпредметных связей.
Используемые приёмы: антиципация (умение предвидеть сюжет), выборочное чтение, драматизация.
ХОД УРОКА
1. Цель первого этапа урока – мотививовать учащихся. Используемый приём – диалог, опора на читательский и жизненный опыт учащихся.
– Ребята, вы любите путешествовать? На чём вам
приходилось путешествовать? Как называют тех,
кто путешествует?
Работа над лексическим значением слов. (Презентация. Слайд 2)
– Начните самостоятельно читать произведение, и
вы познакомитесь с героем путешествия.
Постарайтесь предположить, каким будет это
путешествие по первому абзацу: обычным или
необычным? Сумейте текстом доказать своё мнение.
Предполагается, что ученики по названию
произведения, иллюстрациям, характерным словам
для сказки докажут своё мнение.
Для определения жанра произведения учитель ещё
раз останавливается на сказочных словах
«жили-были», на предложении, вносящем интригу «Но
случилось одно происшествие».
2. Цель второго этапа – работа над сюжетом. Поиск и разграничение пролога и завязки.
– Продолжите чтение и остановитесь на том
моменте, где почувствуете, что должно произойти
какое-то неожиданное действие.
Дети остановятся на слове «вдруг». Выделят эту
часть текста.
– Часть произведения, которую мы выделили очень
важная, она называется завязка, а вот почему
она важная мы докажем после прочтения. У части до
завязки есть тоже своё название – пролог. (Презентация. Слайд 3)
Сведения для учителя
Пролог – изображение расстановки персонажей и обстоятельств в литературном произведении, непосредственно предваряющей развёртывание основного сюжетного действия. Пролог (экспозиция) не влияет на ход последующих событий в произведении.
3. Целью следующего этапа является работа над характеристикой главного героя. Используются приёмы выборочного чтения.
– Вы уже познакомились с героиней. Что она
любила, докажите текстом. (Презентация.
Слайд 4) Как понимаете слова «она может уронить
своё лягушачье достоинство»? (Презентация.
Слайд 5)
Предлагаю вам по ходу чтения выписывать слова
для характеристики лягушки. (Презентация.
Слайд 6)
Работа по составлению характеристики ведётся по
ходу чтения, для этого можно, сначала
предъявить качество характера ученикам, а их
попросить доказать текстом произведения или же
спрашивать ребят о каком качестве говорят те или
иные слова. (Презентация.
Слайд 7)
4. Следующий этап урока должен познакомить второклассников с кульминацией.
– По ходу чтения мы с вами наблюдали за
развитием действия. Предлагаю вам найти такие
слова, после которых вы понимаете, что
путешествие точно состоится.
Как правило, ребята с лёгкостью находят слова «Я
придумала! Я нашла!» и выделяют ещё одну черту: ум,
изобретательность.
5. Проблемный вопрос о том, почему такая умная, изобретательная, осторожная лягушка не долетела до юга, подводит ребят к пониманию главной мысли сказки.
– Как себя чувствовала лягушка во время
путешествия? Почему она просила уток лететь
пониже? Как можно назвать её поведение во время
полёта?
На эти вопросы ребята отвечают, используя текст.
В списке характеристик появляются новые –
зазнайство, хвастовство.
6. На этом этапе ученики знакомятся с развязкой и послесловием сказки
Развязка – итоговая сцена, добавляющая
последние штрихи к характерам действующих лиц.
– Ребята найдите момент, где вы переживаете за
лягушку.
Отвечая на этот вопрос, ребята находят развязку
сюжета.
– Могла ли лягушка разбиться? Как вы думаете,
почему автор продолжает повествование?
Многим ученикам жалко лягушку, несмотря на её
зазнайство и хвастовство. Ребята рады, что
героиня осталась жива. Отмечают особенность
сказки с хорошим концом. Отмечают, что с такой
лягушкой весело, не заскучаешь, она фантазёрка и
выдумщица.
– В какой то момент нам показалось, что лягушка
разобьётся, но в послесловии автор оставляет
героиню живой и невредимой.
Прошу ребят зачитать чудную историю,
рассказанную лягушкой в новом пруду. Именно этот
отрывок дети получают на домашнее задание в виде
подготовки рассказа от лица лягушки.
Обращаю внимание учеников на то, что лягушка в
трудной ситуации не падает духом, она
оптимистична. Наша характеристика героини
продолжает пополняться. (Презентация.
Слайд 6)
7. Итог урока
– Ребята, перед вами схема этапов сказки. Предлагаю вспомнить, чем характерен каждый из них, найти и зачитать отрывки из них. (Презентация. Слайд 8)
8. Тест по проверке знания содержания и идеи сказки. (Приложение 1)
9. Задание, для работы на уроке
математики. (Презентация.
Слайд 9)
– Мы совсем с вами забыли об утках. Сколько их
было?
Ребята зачитывают отрывок сказки с загадкой.
Учителю необходимо добавить, что вместе с
лягушкой их 100. (Приложение 2)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест по проверке знания содержания и идеи сказки.
1. Почему лягушка во время путешествия закричала?
А. испугалась
Б. хотела похвастаться
В. Закричала от радости
2. Почему не состоялось путешествие лягушки7
А. утки не смоги удержать лягушку
Б. прутик, на котором держалась лягушка, оказался не прочным
В. Из-за хвастовства и зазнайства лягушки
3. Выберите пословицу, которая подходит к этой сказке:
А. Мели, Емеля твоя неделя.
Б. Всякая сорока от своего языка погибает.
В. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
4. Какой недостаток людей осуждается в этой сказке?
А. зазнайство
Б. трусость
В. Жадность
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Для решения задачи предлагаю использовать
метод подбора.
«…уток было, как говориться в загадке, столько,
да ещё столько, да полстолько, да четверть
столько…» У данной задачи есть подробное
условие, в котором говориться, что уток было бы 100,
вместе с лягушкой.
Число одновременно должно делиться на 2, на 4 и на
9, а уток без лягушки должно быть 99.
Решение:
36 + 36 + 18 + 9 = 99(уток)
Возможно составление схемы.