Тема урока: «Природа Краснодарского края. Охрана лесов. Значение леса в жизни человека. Определение числа, падежа и склонения имён существительных».
Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку для учащихся 4-го класса проводится с использованием информационно-коммуникационных технологий: мультимедийного проектора и компьютера. К уроку прилагается презентация. На уроке учащиеся развивают орфографическую зоркость, отрабатывают навыки работы с предложениями, запоминают написание новых слов, вспоминают изученные орфограммы. Тесно переплетаются в течение урока беседы о значении леса в жизни человечества, о проблеме охраны и защиты лесов. Используемые на уроке отрывки из произведений русской классической литературы позволяют обогатить и активизировать словарный запас школьников, воспитывают любовь к природе и Родине. Все тексты по наполнению орфограммами и по количеству слов соответствуют требованию образовательного стандарта для 4 класса. Тексты несут определённый воспитательный потенциал, разнообразна их тематика: мир природы и животных, Родина, семья, друзья, экология, богатство и красота кубанских лесов, значение леса в жизни каждого человека. На уроке применяется фонограмма пения птиц; чтение, учителем и самими учащимися, стихотворений русских поэтов о природе и её охране; звучит экологический рассказ В.А.Сухомлинского.
На уроке используются следующие формы работы:
- творческая работа в группах способствует воспитанию у детей интереса к совместной деятельности, доброжелательности, инициативности, активности, а так же развивает навыки коммуникативного общения;
- индивидуальная работа по карточкам используется с целью закрепления изученных правил с применением их в практической деятельности;
- самопроверка используется с целью развития внимательности, умения видеть и исправлять свои ошибки;
- взаимопроверка способствует развитию чувства ответственности, воспитывает чувство товарищества и взаимопомощи.
На уроке применяется метод создания проблемной ситуации, что позволяет развивать у учащихся умение рассуждать и анализировать поставленную перед ними проблему, делать выводы.
Русский язык:
- фронтальный опрос по теме «Имя существительное» проводится с целью актуализации знаний учащихся по данной теме;
- комментированное письмо применяется с целью повторения и закрепления изученных орфограмм, развивает речь, мышление;
- определение числа, падежа и склонения имён существительных используется для закрепления практических навыков и умений при работе с именами существительными;
- выборочная словарная работа используется для развития внимательности и умения выделять орфограммы на слух;
- работа с деформированным текстом применяется с целью развития умения рассуждать, чётко и последовательно воспроизводить знания правил на практике;
- выборочный зрительный диктант позволяет развивать орфографическую зоркость, память;
Окружающий мир:
- определение типа леса в Краснодарском крае позволяет закрепить знание природы родного края, воспитывает любовь к красоте кубанских лесов;
- составление правил поведения в лесу способствует развитию у учащихся чувства бережного отношения к природе своего края.
- определение экологической проблемы (вырубка леса) позволяет детям почувствовать, какая опасность угрожает всему человечеству; воспитывает у учащихся бережное отношение к природе и охране растительного мира Краснодарского края;
- творческая работа в группах способствует раскрытию и обогащению знаний в области кубановедения, охраны растений и животных, занесённых в Красную книгу Кубани; развивает логику, смекалку, фантазию.
В течение урока у учащихся развивается познавательный интерес к окружающему миру и русскому языку. Все методы и приёмы, используемые на уроке, направлены на реализацию образовательных, развивающих и воспитывающих целей и задач.
Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку (Приложение 1)
Материалы для урока (Приложение 2)
Презентация к уроку (Приложение 3)