Мультимедиа урок математики в 4-м классе. Тема: "Единицы времени. Век"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Единицы времени. Век.

Цели:

  • познакомить детей с новой единицей времени,  систематизировать знания учащихся о единицах времени, совершенствовать вычислительные навыки;
  • развивать умение преобразовывать крупные единицы в мелкие и наоборот, развивать память,  логическое  мышление; 
  • воспитывать аккуратность к оформлению работы, самостоятельность, воспитывать умение работать в коллективе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Мы сегодня продолжим работу над единицами времени, познакомимся с новой единицей времени.  Будем учиться преобразовывать единицы времени и совершенствовать свои вычислительные навыки. А главное – будем учиться мыслить. А здесь не обойтись без тренировки.

Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счёт. Мы творим это дело
Только силой ума и души.

II. Устный счёт

1. Давайте вспомним: 

– Сколько дней в году?
– Сколько дней в месяце?
– Сколько дней в неделе?
– Сколько часов в сутках?
– Сколько секунд в одной минуте? (Приложение 1. Слайд 3)

2. Работа на компьютерах: (в правом нижнем углу в установках времени войдите в редактор времени)

– Определите, какой день недели будет 8 марта 2008 года.
– Определите, какой день недели будет 1 сентября 2009 года.
– Поменяйтесь местами в парах.
– Определите, какой день недели был 8 марта 2006 года.
– Скажите, сколько месяцев будет в феврале 2008 года? О чём это говорит?

3. «Мультипликационно-математическая минутка»

  • Винни-Пух был приглашён в гости к Ослику к 4 часам дня. Он вышел из дома в 3 часа, прихватив с собой горшочек мёда. 15 минут он добирался до домика Пятачка, 1/6 часа уплетал вкуснейший обед, 10 минут рассматривал пустой горшочек, ещё 15 минут советовался с мудрой Совой, и 10 минут брёл с друзьями к жилищу Ослика. Не опоздали ли герои на праздничный обед? (Приложение 1. Слайд 4)
  • Кот Леопольд терпел обидные выходки мышей 1 месяц, 2  недели и 3 дня. Через сколько дней терпение кота лопнуло? (Приложение 1.  Слайд 5)
  • Девочка Элли, храбрый Лев и пёсик Тотошка летели на воздушном шаре 1 сутки и ещё 15 часов. Сколько времени они затратили на полёт? (Приложение 1.  Слайд 6)
  • Незнайка сочинял стихи о своих друзьях 5 минут 17 секунд. Сколько секунд он занимался этой трудной работой? (Приложение 1.   Слайд 7, 8)

III. Работа над новой темой

– Назовите в порядке возрастания известные вам единицы измерения времени. (Приложение 1.  Слайд 9)
– Существует ещё одна крупная единица времени, в народе её называют «столетие».
– Как вы думаете, сколько лет она объединяет? (100 лет)
– Как ещё её называют? (Век).
– Чему равен 1 век?  (100 годам). (Приложение 1.  Слайд 10)
– Давайте, запишем в тетради полную дату (день, месяц, год, век).
– Сколько лет составляет 21 век? (2100 лет). (Приложение 1.   Слайд 11)
– Запишем: 21 век = 2100 лет. Посмотрите, в записи нынешнего года (2009) отсутствуют сотни. Может, мы что-нибудь напутали? Давайте попробуем разобраться с помощью числового луча. (Приложение 1.  Слайд 12)

– Много веков назад люди договорились об условной точке отсчёта времени. Обозначим её как 0. (Её наличие не говорит о том, что до этого момента ничего не происходило). Вы, наверно, слышали о годах нашей эры и годах до нашей эры. Итак, покажем на числовом луче 100 лет, 200 лет.
– Назовите годы, которые проходили до первого штриха. Какой это шёл век? (1 век)
– Значит, когда заканчивался 100 год, заканчивался и первый век. Дальше начинался второй век.
– Назовите годы, которые проходили с первого до второго штриха. Какой это шёл век? (2 век)
– Теперь давайте покажем часть луча, который охватывает ближайшие к нам века: (Приложение 1.  Слайд 13)

– Какой век закончится 31 декабря 1900 года? (19 век)
– А 31 декабря 2000 года? (20 век)
– Какой век начался 1 января 2001 года? (21 век)
– Значит, мы записали дату верно, и никакой ошибки нет. Просто 21 век только идёт и нельзя сказать, что прошло уже 2100 лет.
– Посмотрите на рисунок и назовите век для каждого выделенного года. (Приложение 1.  Слайд 14)

– Как научить других по записи года определять век?

IV.Физкультминутка

«БАБОЧКА»

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
А четыре – полетела.

V. Закрепление изученного материала

– Откройте учебники на странице 55. Выполняем задания  № 280-283 (устно)

Работа по ленте времени  № 284 (работа в парах)

VI.Проверка знаний  (самостоятельная работа)

Одна группа детей выполняет тест (Приложение 2) на персональных компьютерах, другая группа выполняет задание с доски и  № 287(1) в учебнике на странице 55.
Затем учащиеся меняются местами.

На доске:

– Определите век по году:

Строительство церкви Покрова:  1165 год – … век.
Создание Царь-пушки:  1586 год – … век.
Открытие Московского университета:  1755 год – … век.
Основание Третьяковской галереи:  1856 год – …

VII.    Итог урока

– С какой единицей времени мы познакомились на уроке?
– Чему равен 1 век? (Приложение 1.  Слайд 15)
– Отметки за урок те, которые вы получили в результате выполнения теста. (Приложение 1.  Слайд 16)

VIII. Домашнее задание

 Cтр. 55 №285,  с. 56 №291