Тема урока: Единицы времени. Век.
Цели:
- познакомить детей с новой единицей времени, систематизировать знания учащихся о единицах времени, совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать умение преобразовывать крупные единицы в мелкие и наоборот, развивать память, логическое мышление;
- воспитывать аккуратность к оформлению работы, самостоятельность, воспитывать умение работать в коллективе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Мы сегодня продолжим работу над единицами времени, познакомимся с новой единицей времени. Будем учиться преобразовывать единицы времени и совершенствовать свои вычислительные навыки. А главное – будем учиться мыслить. А здесь не обойтись без тренировки.
Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счёт. Мы творим это дело
Только силой ума и души.
II. Устный счёт
1. Давайте вспомним:
– Сколько дней в году?
– Сколько дней в месяце?
– Сколько дней в неделе?
– Сколько часов в сутках?
– Сколько секунд в одной минуте? (Приложение
1. Слайд 3)
2. Работа на компьютерах: (в правом нижнем углу в установках времени войдите в редактор времени)
– Определите, какой день недели будет 8 марта 2008
года.
– Определите, какой день недели будет 1 сентября
2009 года.
– Поменяйтесь местами в парах.
– Определите, какой день недели был 8 марта 2006
года.
– Скажите, сколько месяцев будет в феврале 2008
года? О чём это говорит?
3. «Мультипликационно-математическая минутка»
- Винни-Пух был приглашён в гости к Ослику к 4 часам дня. Он вышел из дома в 3 часа, прихватив с собой горшочек мёда. 15 минут он добирался до домика Пятачка, 1/6 часа уплетал вкуснейший обед, 10 минут рассматривал пустой горшочек, ещё 15 минут советовался с мудрой Совой, и 10 минут брёл с друзьями к жилищу Ослика. Не опоздали ли герои на праздничный обед? (Приложение 1. Слайд 4)
- Кот Леопольд терпел обидные выходки мышей 1 месяц, 2 недели и 3 дня. Через сколько дней терпение кота лопнуло? (Приложение 1. Слайд 5)
- Девочка Элли, храбрый Лев и пёсик Тотошка летели на воздушном шаре 1 сутки и ещё 15 часов. Сколько времени они затратили на полёт? (Приложение 1. Слайд 6)
- Незнайка сочинял стихи о своих друзьях 5 минут 17 секунд. Сколько секунд он занимался этой трудной работой? (Приложение 1. Слайд 7, 8)
III. Работа над новой темой
– Назовите в порядке возрастания известные вам
единицы измерения времени. (Приложение
1. Слайд 9)
– Существует ещё одна крупная единица времени, в
народе её называют «столетие».
– Как вы думаете, сколько лет она объединяет? (100
лет)
– Как ещё её называют? (Век).
– Чему равен 1 век? (100 годам). (Приложение
1. Слайд 10)
– Давайте, запишем в тетради полную дату (день,
месяц, год, век).
– Сколько лет составляет 21 век? (2100 лет). (Приложение 1.
Слайд 11)
– Запишем: 21 век = 2100 лет. Посмотрите, в записи
нынешнего года (2009) отсутствуют сотни. Может, мы
что-нибудь напутали? Давайте попробуем
разобраться с помощью числового луча. (Приложение
1. Слайд 12)
– Много веков назад люди договорились
об условной точке отсчёта времени. Обозначим её
как 0. (Её наличие не говорит о том, что до этого
момента ничего не происходило). Вы, наверно,
слышали о годах нашей эры и годах до нашей эры.
Итак, покажем на числовом луче 100 лет, 200 лет.
– Назовите годы, которые проходили до первого
штриха. Какой это шёл век? (1 век)
– Значит, когда заканчивался 100 год, заканчивался
и первый век. Дальше начинался второй век.
– Назовите годы, которые проходили с первого до
второго штриха. Какой это шёл век? (2 век)
– Теперь давайте покажем часть луча, который
охватывает ближайшие к нам века: (Приложение
1. Слайд 13)
– Какой век закончится 31 декабря 1900
года? (19 век)
– А 31 декабря 2000 года? (20 век)
– Какой век начался 1 января 2001 года? (21 век)
– Значит, мы записали дату верно, и никакой
ошибки нет. Просто 21 век только идёт и нельзя
сказать, что прошло уже 2100 лет.
– Посмотрите на рисунок и назовите век для
каждого выделенного года. (Приложение
1. Слайд 14)
– Как научить других по записи года определять век?
IV.Физкультминутка
«БАБОЧКА»
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
А четыре – полетела.
V. Закрепление изученного материала
– Откройте учебники на странице 55. Выполняем задания № 280-283 (устно)
Работа по ленте времени № 284 (работа в парах)
VI.Проверка знаний (самостоятельная работа)
Одна группа детей выполняет тест (Приложение
2) на персональных компьютерах, другая
группа выполняет задание с доски и № 287(1) в
учебнике на странице 55.
Затем учащиеся меняются местами.
На доске:
– Определите век по году:
Строительство церкви Покрова: 1165 год – …
век.
Создание Царь-пушки: 1586 год – … век.
Открытие Московского университета: 1755 год –
… век.
Основание Третьяковской галереи: 1856 год – …
VII. Итог урока
– С какой единицей времени мы познакомились на
уроке?
– Чему равен 1 век? (Приложение
1. Слайд 15)
– Отметки за урок те, которые вы получили в
результате выполнения теста. (Приложение
1. Слайд 16)
VIII. Домашнее задание
Cтр. 55 №285, с. 56 №291