Методическая работа в школе приобретает особое значение. От образовательного уровня, квалификации, профессионализма учителя зависит решение задач, стоящих перед начальной школой.
В связи с этим возрастает роль кустовых методических объединений, которые имеют большие возможности для повышения профессионального уровня, совершенствования педагогического мастерства, обобщения и распространения опыта учителей по использованию современных педагогических и информационных технологий.
Методическое объединение учителей начальных классов г.Алзамая является объединением педагогов из четырёх школ. Всего 23 учителя: 18% учителей имеют высшую квалификационную категорию, 52% - первую, 30% - вторую категорию.
В основном учителя работают по программе “Школа России”, но внедряют и новые УМК, такие как “Гармония” , “Планета знаний”; в совершенстве владеют технологиями проектно-исследовательской деятельности и дифференцированного обучения, успешно реализуют в практике работы здоровьесберегающие технологии, осваивают информационные технологии и методику проблемного и модульного обучения.
Тема работы КМО: Развитие педагогического мастерства учителя.
Цель работы КМО: создание условий для личностного и профессионального роста педагогов средствами методической работы.
I. Практическая деятельность методического объединения
В 2008-2009 уч.г. методическим объединением был разработан следующий проект работы.
ПРОЕКТ
работы методического объединения учителей начальных классов
Тема проекта: Инновационные технологии в начальной школе.
Цель проекта: повышение качества образования через применение инновационных технологий в начальной школе с применением ИКТ.
Задачи проекта:
- использование современных педагогических и информационных технологий, которые стимулируют активность и повышают профессиональную компетентность учителей , раскрывают их творческий потенциал;
- совершенствование педагогического мастерства, обобщение и распространение опыта работы учителей;
- развивать стремление к творческому поиску и усовершенствованию учебного процесса в рамках современного педагогического подхода к обучению и воспитанию.
Актуальность выбранной темы: Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперёд. Совершенствование образования сегодня сложно представить без внедрения информационных технологий. Поэтому у школы нет иного выбора, кроме как адаптации её к информационному веку, когда необходимо научить детей обрабатывать информацию, решать практические задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе.
Использование информационных технологий позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока. Этап мотивации учения обогащается за счёт увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной нагрузки, развития воображения и эмоций. Всё это позволяет сделать вывод, что использование компьютерных технологий в образовании становится актуальной задачей школьного преподавания.
Компьютерные технологии – это не дань моде, это стремление не отстать от наших детей, это насущная необходимость.
Авторы проекта: руководители проектных групп: Дронова Т.П., Кураба Л.В., Стадник О.С., Андреева А.С., Филюшина Г.Н.
Сроки выполнения: сентябрь 2008 г. – май 2009 г.
Прогнозируемый результат: освоение инновационных технологий с применением ОЭИР позволит:
обучающимся:
- повысить качество обучения младших школьников;
- усвоение базового стандарта программного материала всеми учащимися;
- умение пользоваться компьютером.
учителю:
- повысить теоретический уровень учителя; совершенствует профессиональное мастерство. Презентация
II. Работа творческих групп.
Наиболее эффективной является организация методической работы КМО в форме творческих групп.
Создано четыре творческие группы. Каждая группа работала над определённой проблемой, имеет собственный план работы.
Творческая группа № 1. (МОУ СОШ №5) – “Проблема изучения родного края”
Цель этой группы - разработка программы курса по краеведению “Родной край”. Программа курса предназначена для обучающихся 2-го класса и представляет собой крупный модуль, состоящий из более мелких блоков, разделов, содержания и отдельных тем. Экскурсии, практические занятия, исследования и творческие работы составляют модули, ориентированные на усиление практической деятельности младших школьников.
Программа составлена и апробирована в 2007-2008 уч.г. учителем Довганич Н.В.
Данная программа была рассмотрена на муниципальном экспертном совете и получила одобрение на апробирование.
Творческая группа №2 (ООШ №2) – “Проблема нравственного воспитания младших школьников”
Учителями данной группы была составлена программа по нравственному воспитанию учащихся 1-4 классов с использованием литературных произведений.
Программа состоит из трёх направлений:
Творческая группа №3 (Начальная школа-детский сад №16) – “Мастер-класс, как способ передачи мастерства”
Цель работы:
Апробирование и внедрение современных педагогических технологий с применением ИКТ.
Педагогами были изучены и апробированы следующие педагогические технологии:
1. Технология “ТРИЗ” (в рамках данной технологии изучены:
а) “Работа с противоречиями”.
б) “Составление сказок по схемам”.
2. “Коллективный способ обучения” А.Р.Ревина, В.К. Дъяченко.
3. “Технология критического мышления”.
4. В.В.Агафонов “Неправильные правила для словарных слов и не только”.
5. “Проектный метод на уроках в начальной школе” Г.С.Альтшуллер.
Стадник О.С. использует в своей работе метод проектов на уроках русского языка (Г.С.Альтшуллер).
Цель применения данного метода: составление карточек заданий по русскому языку с помощью которых каждому ученику можно было бы с увлечением закрепить свои знания по какой либо теме.
В результате проведённой работы:
- накапливается большой объём карточек тренажеров;
- дети научились обобщать изученный материал, подбирая материал для карточки к изученной орфограмме;
- учащиеся лучше усваивают правила;
- ученики проявляют творческий подход и сообразительность в оформлении карточек тренажёров;
- дети научились презентовать свою работу одноклассникам и доказывать нужность использования изобретённой карточки;
- повысилось качество грамотности написания диктантов.
Викулова О.А. в своей работе использует “Коллективный способ обучения” (А.Р.Ревина, В.К. Дъяченко).
Цель применения данной технологии: организовать обучение школьника так, чтобы он отвечал не только за свои знания, но и за знания товарища, выступая по очереди в роли то “учителя”, то “ученика”.
Данная технология выполняет следующие функции: развлекательную, коммуникативную, социализации, терапевтическую, коррекционную.
В результате проведённой работы у учащихся к концу 1-го класса:
- повысилась ответственность не только за себя, но и за товарища;
- коллектив стал более сплочённым, что ярко проявляется во внеклассных мероприятиях;
- дети стали более терпимыми друг к другу, научились слушать;
- выступая в разных ролях, дети научились более точно излагать свои мысли, давая при этом полные ответы.
В результате проведённой работы по теме: “Внедрение современных педагогических технологий с применением ИКТ”
Педагоги данного учреждения:
- имеют представление о современных педагогических технологиях, используемых в образовательном процессе;
- владеют знаниями отличительных особенностей педагогических систем и методик, реализуемых на практике;
- умеют анализировать и оценивать опыт учителей;
- могут определить недостатки и достоинства педагогических технологий, реализуемых в современной школе.
Применение современных технологий на практике позволяет повысить качество знаний, расширить область образовательных услуг детям через участие в различных проектах, олимпиадах, творческих и исследовательских работах.
Творческая группа № 4 (МОУ СОШ №3) - “Технология модульного обучения с применением ИКТ”
Решению приоритетных задач образования способствует внедрение в учебный процесс модульной технологии с применением ИКТ.
Основная идея состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением.
Технология модульного обучения предполагает формирование у учителя методического видения всего учебного процесса по курсу.
Разнообразие форм и методов работы, реализуемых через модуль, способствуют становлению целостной, гармонически развитой личности. Модульная технология даёт возможность формировать практические исследовательские навыки, самостоятельность, развивать познавательные способности и расширять кругозор учащихся.
III. Диагностическая работа.
Основным направлением в методической работе является развитие педагогического мастерства. Для успешного осуществления данной работы используем диагностику педагогического опыта учителей.
Планомерная диагностическая работа ведётся в начальной школе - детский сад №16. Учителя работают с “Картой повышения профессионального мастерства педагога”, которая предполагает самооценку собственной компетентности в решении определённых проблем и определение перспектив собственного профессионального роста. (смотри в презентации)
IV. Результаты деятельности методического объединения
за 2008-2009 уч.г.
По теме проекта педагоги:
• Прошли курсы повышения квалификации (5 учителей, г.Иркутск, МЦОК).
Городской уровень:
• На высоком уровне дают открытые уроки для учителей города;
• Были участниками конкурсов и проектов:
Муниципальный уровень:
• Учительская предметная олимпиада (3 учителя, Филюшина Г.Н. -победитель олимпиады)
• Участие в сетевых проектах: (Дронова Т.П., Кураба Л.В. участники сетевых проектов “Улицы города рассказывают”, “Это место позабыть нельзя”, МОУ СОШ №3)
• Участие в конкурсе “Учитель года-2009” (Викулова О.А., школа-сад №16)
• Участие в муниципальной научно-практической конференции “Первые шаги в науку” (Дронова Т.П. - 2 место, Лазуткина А.В. - 3 место)
Региональный уровень:
• Участники регионального конкурса “Электронный образовательный ресурс” (педагоги ООШ № 2), получены дипломы
Всероссийский уровень:
• Всероссийский конкурс творческих работ учащихся “Ёлочка” (Дронова Т.П.)
• Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся “Портфолио” (Кураба Л.В., Дронова Т.П.)
• Всероссийский конкурс “Открытый урок” (Кураба Л.В.)
• Реализация описанного опыта работы методического объединения учителей способствует повышению культуры профессионального мастерства, обобщению и распространению лучшего опыта работы, стимулирует и активизирует творческий потенциал учителя.
• Самое главное, без чего не может состояться ни один педагог,- это активная позиция его самого: позиция не созерцателя, а деятеля. (Приложение 1)