Цели и задачи урока: продолжать формировать представление о химических веществах, их составе, строении, свойствах, применении на примере оксидов углерода и кремния; развивать умение учащихся сравнивать, обобщать, давать теоретические обоснования, работать с учебниками и справочной литературой, составлять сравнительные таблицы и схемы; способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственные зависимости между составом, строением, свойствами, применением изучаемых веществ.
Оборудование: СD-диск “1С-Репетитор Химия”, схема-конспект “Оксиды углерода и кремния”, тестовые задания для проверки домашней работы, образцы минералов, содержащих оксид кремния (IV): кварц, горный хрусталь.
ХОД УРОКА
Организационный момент. На прошлом уроке мы давали общую характеристику подгруппы углерода и познакомились подробно с наиболее распространенными в природе химическими элементами углеродом и кремнием и с простыми веществами, которые они образуют.
Проверка домашнего задания. Всему классу предлагается работа с тестами. Тесты в распечатанном виде раздаются каждому или проецируются на доске.
1 вариант
1. Число электронов на внешнем уровне атома углерода.
1) 6; 2) 2; 3) 3; 4) 4; 5) 12.
2. Кристаллическая решетка у алмаза…
1) молекулярная; 2) ионная; 3) атомная; 4) металлическая.
3. Углерод проявляет восстановительные свойства в реакции.
1) Са + 2С = СаС2;
2) С+ 2FeO = Fe + CO;
3) CO2 + Li2O = Li2CO3;
4) 4Al + 3C = Al4C3.
4. Углерод является окислителем в реакции.
1) Са + 2С = СаС2; 2) СО2+ ВаO = ВаCO3;
3) CO2 + Li2O = Li2CO3;
4) Н2О + С = СО + Н2.
5. Применяется в качестве термостойкого смазочного материала и для изготовления грифелей карандашей.
1) алмаз; 2) графит;
3) карбин; 4) уголь;
2 вариант
1. Число электронов на внешнем уровне атома кремния:
1) 6; 2) 2; 3) 3; 4) 4; 5) 12.
2. Кристаллическая решетка у графита…
1) молекулярная; 2) ионная; 3) атомная; 4) металлическая.
3. Углерод проявляет восстановительные свойства в реакции.
1) Ti + С = TiС;
2) С+ ZnO = Zn + CO;
3) CO2 + Na2O = Na2CO3; 4) CO2 + 2KOH = K2CO3 + H2O
4. Углерод является окислителем в реакции.
1) 2Н2 + С = СН4; 2) СО2+ ВаO = ВаCO3;
3) 3С+ 2Fe2O3 = 4Fe + 3CO2; 4) С + О2 = СО2
5. Применяется для резки стекла и шлифования драгоценных камней:
1) графит; 2) алмаз; 3) карбин; 4) уголь;
1 ученик у доски. Каковы химические свойства углерода? Написать уравнения реакции, подтверждающие химические свойства углерода.
Ответы на тестовые задания для двух вариантов: 4, 3, 2, 1, 2. Самопроверка.
Анализ типичных ошибок. Комментарии с использование записей уравнений реакции на доске учеником.
Изучение нового материала. Записывается тема урока, озвучиваются задачи урока: необходимо в течении урока определить особенности строения, свойств и применения оксидов углерода и кремния.
Для этого класс делится на три группы (заранее определенные), группы получают задания. Группы: “Оксид углерода (II)”, “Оксид углерода (IV)”, “Оксид кремния (IV)”.
Группа “Оксид кремния (IV)” получает образцы минералов, содержащих оксид кремния для того, чтобы при отчете демонстрировать эти минералы.
С помощью учебника и схемы-конспекта подготовить отчет группы по плану:
- Формула оксида, степени окисления элемента в нем.
- Название по номенклатуре и тривиальное.
- Нахождение в природе.
- Тип химической связи в молекуле.
- Тип кристаллической решетки.
- Физические свойства.
- Химические свойства.
- Применение.
Группы работают в течении 7 минут.
Отчет групп. Все учащиеся заполняют общую таблицу. Ученики могут использовать схему –конспект “Оксиды углерода и кремния” (Приложение 1)
Оксиды углерода и кремния
Признаки сравнения |
Оксид углерода (II) |
Оксид углерода (IV) |
Оксид кремния (IV) |
Формула |
СО |
СО2 |
SiO2 |
Название |
Угарный газ |
Углекислый газ |
кремнезем |
Нахождение в природе |
— |
В атмосфере |
Кварцит, песок. горный хрусталь и.т.д. |
Тип химической связи |
Ковалентная полярная |
||
Тип кристаллической решетки |
молекулярная |
атомная |
|
Физические свойства |
Газ без цвета и запаха, малорастворим в воде. Яд |
Газ без цвета и запаха, растворим в воде. |
Твердое, тугоплавкое вещество, нерастворимое в воде. |
Химические свойства |
Несолеобразующий + О2 |
Кислотный +Н2О |
Кислотный +осн. оксид |
Применение |
Как восстановитель в металлургии, для синтеза органических веществ. |
Для тушения пожаров, в качестве сухого льда, в пищевой промышленности. |
В строительстве, в производстве стекла, керамики, цемента. |
Ответить на вопросы:
- Сравните степень окисления углерода в оксидах. Какова степень окисления элемента в несолеобразующих оксидах?
- К каким оксидам можно отнести оксид кремния (II)?
- Сравните кислотные свойства оксида кремния и оксида углерода. У какого оксида больше выражены эти свойства? Чем это можно объяснить?
Закрепление.
Демонстрационный опыт. В пластиковую бутылку насыпается питьевая сода, немного воды, затем туда добавляем немного индикатора метилового оранжевого. Видим, что цвет индикатора желтый, что говорит о щелочной среде. Приливаем в эту же бутылку избыток раствора соляной кислоты, выделяется газ, цвет раствора становится красным. В эту же бутылку добавляем сухого гидроксида натрия или калия, бутылку закрываем пробкой и интенсивно встряхиваем. Стенки бутылки сжимаются. Этот опыт можно показать, используя видеофрагмент СD-диска “1С-Репетитор Химия”, в котором показывается свойства углекислого газа как кислотного оксида, выполнить задание: во время просмотра видеофрагмента записать цепочку превращений, которые используются в этом опыте. Скриншоты в Приложении 2.
NaHCO3 —> CO2 —> Na2CO3
Записать уравнения реакции, происходящие в данных превращениях, объяснить причину изменения окраски индикаторов.
Домашняя работа. §39, стр. 154-156, стр. 164, упр.1 стр.158 по учебнику Новошинского И.И., Новошинской Н.С. “Химия. 9-й класс” Москва. ОНИКС. “Мир и образование” 2006 г., индивидуальное задание: “Оксид углерода (II) – сильный яд”.