Очень часто в логопедические группы приходят дети с логопедическим заключением “заикание”. Это особые дети, которым необходима помощь именно сейчас, так как упущенное время будет означать деформацию личности ребёнка, общую невротизацию организма, нарушение эмоционально-волевой сферы с повышенной раздражительностью, обидчивостью, плаксивостью, негативизмом.
Подходы к устранению заикания и существующие методы логопедической работы заикающимися детьми различны. Они различаются акцентами, расставляемыми на разные виды логопедического воздействия: релаксацию, дыхательную гимнастику, упражнения на сопряженную и отраженную речь. Хватцев М.Е. указывал, что “преодоление заикания достигается воздействием не на судороги, а на явление, вызывающие их, и на последствия заикания - психические наслоения, вызванные этим дефектом”. Общая цель логопедической работы - это создание такой речевой базы, которая позволит речи в дальнейшем развиваться спонтанно и сложиться в целостную систему. Логопедическая работа строится поэтапно, конечный успех всей работы в значительной мере определяется логопедическим воздействием, целевой установкой, обоснованностью программы речевого развития, а так же эффективностью путей и средств, избираемых логопедом для преодоления дефекта у ребёнка. Основной задачей первоначальных этапов логопедического воздействия - будет создание стимулов, “пусковых механизмов”, которые должны обеспечить развитие речи у детей с заиканием. При этом, говоря о работе над формированием правильной речи, учитываются задачи, стоящие перед логопедом и ребёнком, если перед ребёнком стоит задача овладеть речью без запинок, то перед логопедом - стоит задача составления программы обучения, предусматривающей, как отбор упражнений и материала, так и расположение его в определённой последовательности.
Я остановлюсь только на первых шагах логопедической работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста.
1 шаг. Формула: режим шепотной речи + выработка правильного дыхания. На этом этапе работы применяются методические указания Выгодской И. Г. по организации щадящего режима с использованием игр “молчанок”, коротких ответов шепотом во время общения ребёнка в детском саду и дома. При выработке правильного дыхания хороший эффект даёт занятие “Хатка-йогой” для начинающих, а именно “Пранаямой”. “Пранаяма” в переводе с санскрита означает приблизительно следующее: “Управление жизненной энергией (Драной) внутри собственного организма, её контроль, поглощение и сублимация с помощью дыхания”. Из “Пранаямы” используются упражнения на выработку нижнего, среднего и полного дыхания, а так же упражнения на задержку дыхания с элементами медитации, с ощущением лёгкости и расслабления. В дальнейшем в упражнения, на выдохе вводятся распевы гласных звуков, начиная с одного гласного, увеличивая количество гласных звуков до 5.
2 шаг. Формула: Щадящий речевой режим + дыхательные упр. + упр. на релаксацию, включает упр. на релаксацию по контрасту с напряжением и мышечную релаксацию по представлению.
Цель: Мышечная и эмоциональная раскованность.
Задача: научить ребёнка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу. Я применяю свои разработки упражнений на релаксацию (приложение 1).
На этапе 2 шага идёт не только перестройка в системе дыхания, но и перестройка в сознании ребёнка, в его отношении к запинкам, в его отношении к своим ощущениям. Ребёнок создаёт свой спасительный маячок, который будет помогать самоконтролю в самые трудные и не комфортные условия для речи, при беседе с незнакомыми людьми, в ответах у доски в школе и в других испытаниях для выдержки ребёнка. В эти моменты, чтобы снять волнение и дыхательный спазм, необходимо дать команду своим ощущениям, помочь себе расслабиться, нормализовать дыхание и плавность речи.
3 шаг. Формула: Речевой режим + дых. упр. + упр. на релаксацию + тесты управления дыханием. В основу дыхательных тестов положен принцип постепенного расширения объёма высказывания (приложение 2). Использование тестов ведёт к активной перестройке речевых навыков. Создание ритмической плавной речи, через выработку единого ритма движения и речи. В тестах сначала используются комплексы гласных звуков, затем слоги, слова и фразы по принципу “от простого к сложному”. При выполнении теста “Речь + рука”, ребёнок должен согласовывать своё высказывание с темпом заполнения, штриховки геометрических объёмов разной величины. Для эффекта неожиданности используются все геометрические формы.
Эти первые шаги от запинок к свободной речи ребёнок делает не тогда, когда он правильно выполнил упражнение, и даже не тогда, когда смог без запинок повторить несколько предложений, а тогда, когда он поверит в то, что он всё сможет преодолеть, что у него всё получится. Первый шаг - это победа над собой, над своим страхом, и над своей неуверенностью.
И сделать первый шаг к “свободе” не так легко, и время для этого каждому ребёнку необходимо разное, в зависимости от того, как скоро ребёнок сможет поверить, в свои силы и сможет поверить логопеду. Дети умеют ощущать лёгкость, ту лёгкость, которая необходима для свободного говорения, без тяжести спазм и без запинок, удерживающих, свободную речь. К этой лёгкости говорения ребёнок тянется всей душой, и та надежда в глазах, которая зажигается после первых удач на логопедических занятиях, будет стимулом дальнейшей, продолжительной и упорной работы над собой.