Урок – вертикальный зачет по теме: "Действия с положительными и отрицательными числами"

Разделы: Математика


За время своей работы в сельской школе часто проводила различные нестандартные уроки, при проведении уроков повторения, где надо систематизировать и обобщать знания по теме, пробовала групповую работу, индивидуальные консультации и т д. В сельской школе практически нет параллельных классов и темы, которые изучают в одном классе, одновременно необходимо повторить данный материал в старших классах для изучения нового материала или для подготовки к экзаменам в 9 кл., 11 кл. Помог решить эту проблему вертикальный зачёт. В чём его суть? Например, изучается в 10 кл. тема “ Тригонометрические уравнения”, а в 11 кл. повторяется данная тема для подготовки к ЕГЭ, одновременно, а по окончанию учащиеся 11 кл .готовят зачётную карточку, в которой теоретические вопросы и практические задания по данной теме, причём теоретический материал для всех учащихся одинаков, а вот практические задания подбираются индивидуально для каждого учащегося 10 кл. Тот, кто принимает зачёт, является консультантом, и его задача – научить своего подопечного по всем вопросам теории и практики. За две недели до зачёта я вывешиваю теоретические вопросы с их ответами и практические задания и ли учебные пособия, где их можно найти.

Вертикальный зачёт проводится во время урока (урок в 11 кл. и в 10 кл. по расписанию ставят одновременно) учащиеся этих классов по желанию с обеих сторон разбиваются по парам и работают по своей карточке, выставляя оценку за каждое задание. В конце урока учащиеся сдают карточку со своими оценками и черновиками решений практических заданий. Если не успели выполнить все задания или не со всеми заданиями справились, то учащиеся по желанию могут доработать после уроков или дома.

После этого урока проводится урок контрольной работы, который даёт возможность увидеть, как усвоена тема учащимися 10 кл.

Урок вертикальный зачёт – это урок индивидуальной работы, который служит как для контроля и оценки знаний, так и для целей обучения и воспитания, и развития. Такая форма оценки знаний имеет огромное преимущество перед традиционными : опросом у доски, самостоятельной и контрольной работами. В самом деле, при опросе некоторые учащиеся остаются не спрошенными, а другие получают “2” и исправляют её ответом уже не по этой теме, и “хвост” незнаний растёт. Контрольная работа выявляет проблемы, но не позволяет оказать дифференцированную помощь в их исправлении. При традиционном опросе чаще страдают способные учащиеся, так как учитель вынужден тратить время урока на повторение и разъяснение материала, вызвавшего затруднение у слабых учащихся, а остальные ребята при этом скучают и постепенно теряют интерес к предмету.

Что даёт такой урок зачёт?

- способствует достаточно прочному усвоению темы,

- ребята учатся общению друг с другом,

- уважению младших старшими,

- учатся слушать ответ и оценивать его,

- видеть ошибки и уметь помочь их исправить,

- учатся логике мышления,

- чёткому оформлению решения заданий,

- каждый учащийся будет спрошен и ему во время будет оказана помощь для усвоения данной темы, особенно если ребёнок болел при изучении этого материала.

Что даёт учащимся, которые принимают зачёт?

- при подготовки карточки, предполагается не просто повторение материала, а на более высоком уровне,

- приучаются к работе с математической литературой,

- умению задавать наводящие вопросы.

 Развёрнутый план урока вертикального зачёта в 6-м классе по теме
“Действия
с положительными и отрицательными числами”

Тип урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний.

Цели урока:

образовательная: закрепление и обобщение полученных знаний и проверка усвоенных знаний учащимися по данной теме в ходе решения задач.

развивающая: развить творческую самостоятельность, умение работать с различными источниками информации, развитие математически грамотой речи, логического мышления.

воспитательная: воспитание активности, культуры общения, культуры диалога.

Оборудование:

  • зачётные индивидуальные карточки с заданиями для каждой пары,
  • письменные принадлежности.

 ХОД УРОКА

  1. Вводное слово учителя.
  2. Работа в парах по зачётной карточке.
  3. Подведение итогов.

1. Объявляю цели и задачи урока (чтобы не было шума в классной комнате, половина пар учащихся работают сначала по теории, а другие по практике).

- Консультирую по вопросу выставления оценок.

2. За две недели до зачёта: вывешиваю вопросы и ответы на них(теоретический материал) и практические задания к этой теме, образец зачётной карточки.

Для данного урока учащиеся 6кл и 9 кл. создают пары по обоюдному согласию при корректировки учителя. Урок зачёт проводится на уроке (одновременно в расписании 6 кл. и 9 кл.). За три дня до зачёта консультанты (учащиеся 9 кл.) сдают оформленные карточки с решением практического задания учителю, который просматривает, корректирует с учётом дифференцированного подхода к учащимся 6кл. При составлении карточки учащиеся 9кл используют вывешенный материал теории и практики, но могут использовать задания из других дидактических материалов, тестов, проявляя творческий подход. Во время урока учащиеся беседуют по карточке, выставляя оценку за каждый устный ответ по теории и практике. В конце урока в карточке выставляется общая оценка за теорию и практику.

Итог урока: учащиеся сдают карточки с оценками и решениями практических заданий учителю, который, проверив, выставляет две оценки в журнал. Консультант получает оценку за составление карточки, принятия зачёта только после контрольной работы учащихся 6кл по данной теме. И их оценка тем выше, чем лучше написана ими контрольная работа.(на данном зачёте как дополнительные вопросы повторяется тема “Действия с десятичными дробями”).

Литература

1. Математика 6-й класс. Учебник для общеобразовательных учреждений Н Я Виленкин и др.

2. Математика 6-й класс (поурочное планирование к данному учебнику). Авторы-составители Л.А. Тапилина, Т.А. Афанасьева, изд-во “Учитель”.

    Вопросы и ответы к уроку вертикальный зачёт 6-й класс по теме
    “Действия с положительными и отрицательными числами”

1. Определение модуля числа (его обозначение):

Модулем числа называется расстояние на координатной прямой от начала отсчёта до соответствующей точки.

2. Как найти модуль положительного, отрицательного числа и 0?

Модуль положительного числа есть само число

Модуль отрицательного числа есть число ему противоположное.

Модуль числа 0 есть число 0.

3. Правило сложения отрицательных чисел:

Чтобы найти сумму отрицательных чисел, нужно сложить их модули и поставить знак “-“

Например: -3,5+(-4,5)=-8

4. Правило сложение чисел с разными знаками:

Чтобы сложить два числа с разными знаками, нужно из большего модуля вычесть меньший модуль и поставить знак большего модуля.

Например: 3 8+(-4,8)=-1 или -12+14=2

5. Правило умножения отрицательных чисел:

Чтобы умножить два отрицательных числа, нужно перемножить их модули и поставить знак “+”

Например: -0,5*(-2)=1

6. Правило умножения чисел с разными знаками:

Чтобы умножить два числа с разными знаками, нужно перемножить их модули и поставить знак “- ”

Например: -10*12=-120

7. Правило деления отрицательных чисел:

Чтобы разделить отрицательное число на отрицательное число, нужно разделить их модули и поставить знак “+”

Например: -15 :(-3)=5

8. Правило деления чисел с разными знаками:

При делении чисел с разными знаками, надо соответственно разделить их модули и поставить знак “- ”

Например: -18:2=- 9 или 18: (-2)=- 9

Практические задания к уроку зачёту в 6-м классе по теме
“Действия с положительными и отрицательными числами”

1. Сложение и вычитание:

1) -16- 24=

2) -6,78-0,3=

3) 19-45=

4) -2,5-(-2,8)=

5) -4,5+5,4-8,7+4,9=

6) -8,7-2,3+5,4-4,9=

7) 59-(-47)=

8) 5,68-9,12=

9) -5,68-(-18,2)=

10) -124+36-76-36+78=

11) -7.8+8,1=

12) -9.73-8,5=

13) -15.6-(-2.04)=

14) 97-(-6,7)=

2. Умножение и деление:

1) 2,45*(-3)=

2) -5,9*(-0,4)=

3) -8,02*0,7=

4) -0,01*(-76,2)=

5) 276-138)=

6) 0,98:1,4=

7) -56,4:(-0,01)=

8) 24,11:(-0,09)=

9) -5,6*(-0,5)-7,4:(-6,3+2.60=

10) 2,7:(-0,3)=

11) -57:1,9=

12) -0,207*(-0,1)=

13) -4.5*(0.2)*(-2)*0,5=

14) -6.54:(-0.2)=

3. Решить уравнения:

1) х-3,4=-6,8

2) у:(-0,5)=-1,1

3) 6,4:у=-0,04

4) Х+2,5=0,5

5) -0,02*х=-0,1

6) -12,8:у=-0,001

7) -3,12-х=-0,2

8) -8,2*(х+1)*(х-6)*х=0

9) – х *(х+5)*(х-3)=0

10) (х-5,4)(0,6-х)(3х+1)=0

11) -3,12-х=-0,2

12) -0,03+у=-0,3

13) х:(-2)=-0,08

14) 0,3*у=-6,03

15) х+6,05=-0.4

16) 8,3-у=12,3

17) 0,1(х+5,8)(х-6,05)х=0

18) (6,04-х)(х+7)(3х-0,6)(2х+7)=0

4. Вычислить:

1)-2,1*(-4)-6,8:(-8,9+7,2)=

2) -3,5*(-0,4)*(-2)*25=

3) -1,2*(-3)-6,4:(-7,8+6,2)=

4) -4,5*(-0,2)*(-2)*5=

5)(-4,5-7,5*1,4)*(-100)=

Зачётная карточка

Учени___ 6-го класса  (Ф.И. ученика 6-го класса )

Принимал зачёт консультант _________ (9 класс)  Ф.И.

По теме “Действия с положительными и отрицательными числами”

Теория

Оценка

Практика

Оценка
1 Определение модуля числа   1 -6,78-0,3=  
2 Как найти модуль положительного, отриц. числа   2 59-(-47)=  
3 Правило сложения отрицательных чисел   3 -43+54-87+49=  
4 Правило сложения чисел с разными знаками   4 -5,68-(-18,2)=  
5 Правило умножения отрицательных чисел   5 -8,02*0,7=  
6 Правило умножения чисел с разными знаками   6 -0,01*(-76,2)=  
7 Правило деления отрицательных чисел   7 -56,4:(-0,001)=  
8 Правило деления чисел с разными знаками   8 24,11:(-0,09)=  

Общая оценка: (за теорию)

  9 -2,1*(-4)-6,8:(-8,9+7,2)=  
      10 (-3)*(-7)+7,8:(-5,4+1,5)=  
      11 у:(-0,5)=-1,1  
      12 Х+6,5=-0,4  
      13 (х-3,5)(х+7,05)х=0  
      14 4,7х(3х-8)(х+4,05)=0  
      15 -12.8:у=-0,0001  
     

Общая оценка: (за практику)