Пояснительная записка
В основе предлагаемой программы лежит определенная концепция курса краеведения т.к. любая дисциплина в общеобразовательной школе должна играть свою роль в формировании фундаментального общего образования, в развитии психики, интеллекта, духовного мира школьников, в углублении их общей культуры. Опыт краеведческой работы педагогов Кемеровской области и предложения новых программ по краеведению подсказали необходимость такой работы в начальной школе. Поскольку в младшем школьном возрасте наглядно-образные и наглядно-действенные формы мышления преобладают над сугубо абстрактными, краеведение является эффективным для развития интеллекта и психики ребёнка. Использование местного исторического материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям действительности, помогает выработке самостоятельного творческого мышления, формирования любви к “малой” родине, чувства патриотизма, твёрдых убеждений, умений и навыков.
Сохранился и основной структурный принцип программы географического краеведения - его сопряжённость со школьным курсом окружающего мира, что способствует расширению и углублению знаний учащихся.
Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие, развивающие функции. Краеведческая работа может носить одновременно исследовательский и прикладной, общественно-воспитательный характер. С учётом этого курс построен таким образом, чтобы практическая деятельность учеников не была изолирована от умственной.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержание курса.
Формы организации занятий по курсу “Мы здесь живём” в начальной школе могут быть разнообразными: занятия в классе, экскурсии, походы в музеи, культпоходы, проведение природоведческих праздников. Всё это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
Занятия могут быть различными по типу деятельности, например: рассказ учителя, беседа, практическое занятие, сбор материала, анализ собранного материала; игровые моменты –природоведческие праздники, игры, викторины, кроссворды и т. д.
Использовать материал можно по-разному: в изложении учителя, в работе с книгой, музейным экспонатом и т.д. При работе по курсу необходимо опираться на фонды музея, привлекать родителей учащихся, использовать их знания.
Новизна программы состоит в том, что в ней систематизированы формы и методы работы по воспитанию и обучению школьников – патриотов своего родного края, разработаны последовательность и содержание тем, приемлемых для освоения учащимися начальной школы.
Целью данного курса является создание условий для формирования нравственно-патриотических чувств у детей начальных классов.
Задачи:
1. Сформировать системное представление о Кемеровской области как целостном регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления.
2. Развивать познавательные процессы и приёмы познавательной деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.
4. Формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о Кузбассе, развивать умения работать с источниками информации.
5. Приобщить учеников к богатой культуре Кемеровской области.
6. Пробуждать гордость за свою родину, давшую множество талантов.
7. Расширить представления о своём родном крае.
Вся программа обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем о родном крае, той местности, где живут дети. Они постепенно усложняются от класса к классу, изменяется только содержание, объём познавательного материала и сложность, а следовательно, и длительность изучения. Работа по каждой теме включает в себя уроки, игры, экскурсии, нерегламентируемую деятельность учащихся, по некоторым темам – праздники. Продуманное использование схем. Таблиц, карт. Дидактического материала развивает у учащихся логическое мышление, память, внимание, умение делать умозаключения, анализировать и сравнивать, классифицировать предметы. Продвижение учащихся происходит постепенно от одного блока к другому, но в то же время, оно не является строго линейным. Скорее, наоборот, освоение большинства программных проблем в силу их глубины и разносторонности строится по концентрическому принципу, и школьники с разной степенью проникновения сталкиваются с ними на разных ступенях единого курса. Главным в процессе обучения является передача, выстраивание связей с современностью.
Наша малая родина носит несколько названий: Кемеровская область, Кузнецкий каменноугольный бассейн, Кузнецкий регион, Земля Кузнецкая… Мы здесь родились, живём, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда. Основа этой программы – краеведение. Именно краеведение развивает познавательный интерес к своей малой родине, знакомит с лучшими людьми родного края: землепроходцами и рудоискателями, учёными, тружениками промышленности и сельского хозяйства – всеми, кто создавал и создаёт славу Кузбасса в России и за её пределами. Краеведение воспитывает чувство патриотизма, любви к историческому прошлому Земли Кузнецкой, её неповторимой природе, памятникам архитектуры. Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле, её природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков. В этом главный смысл слов величайшего поэта, русской земли А.С.Пушкина: “Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости”. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, - стержень интереса ко всему остальному. Оно помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе. Любой объект, явление природы или человек, живущий в обществе и знающий своё дело, могут и должны быть в поле зрения краеведа – и учителя, и ученика. Недра Кузбасса уникальны по концентрации и разнообразию природных ресурсов. Вместе с тем большинство из этих богатств исчерпаемо, а значит, и невосполнимо. Но и то, что восполнимо, требует к себе самого бережного отношения. Эти естественные ресурсы и условия, созданные природой, принадлежат не только ныне живущим, но и тем поколениям, которые будут жить после нас. К великому огорчению, нынешнее поколение не по-хозяйски использует богатства Кузбасса: сплошь и рядом допускается “экологический разбой”, от которого уже в настоящее время страдают все, а в особенности дети и старики. Им в первую очередь необходим свежий и чистый воздух, нужны прогулки в лесу и парках, отдых на лоне природы. В настоящее время в Кузбассе сложилось крайне тяжёлое положение в сферах обитания всего живого. Правительство Российской Федерации признало наш край зоной экологического бедствия. В связи с этим мы все должны самым активным образом бороться за сохранение природы, помогая ей восстановиться. Данная программа не претендует на раскрытие всех вопросов, касающихся биосферы нашего края. Вместе с этим, мы надеемся, что, ознакомившись с разнообразием пока ещё живой природы Кузбасса, вы, дорогие учащиеся, будете с пониманием относиться к вопросам её охраны. Мы полагаем, что вы также заинтересованно будет изучать другие пособия и книги по краеведению и на практике способствовать сохранению уникальных естественных ресурсов родного Кузбасса, не забывая, что наша область – это Россия в миниатюре.
Объём программы рассчитан на 4 года.
Ожидаемый результат
Учащиеся 1 класса:
- познакомятся с понятием “символика”;
- научатся выбирать наиболее безопасный путь от дома до школы;
- закрепят знания о многообразии природы своей местности;
- научатся различать деревья по листве;
- освоят элементарные знаки дорожного движения.
Учащиеся 2 класса:
- расширят знания о родном городе, его местоположении;
- уточнят представления об особенностях жизни в городе и на селе;
- получат представление о нравственных нормах взаимодействия с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости, отзывчивости;
- научатся налаживать взаимоотношения, общаться с окружающими их сверстниками и взрослыми;
- познакомятся с символикой Кемеровской области;
- продолжат знакомство с животным и растительным миром;
- научатся вести сезонные наблюдения за природой своей местности;
- познакомятся с Красной книгой Кузбасса;
- познакомятся с местоположением нашей области на карте.
Учащиеся 3 класса:
- расширят знания о животном и растительном мире Кемеровской области;
- познакомить с экологией своего посёлка;
- продолжат знакомство с Красной книгой Кузбасса;
- узнают о способах добычи полезных ископаемых родного края, их охране.
Учащиеся 4 класса:
- научатся узнавать свой край по контурной карте;
- уточнят и конкретизируют свои знания о родном крае, городе Прокопьевске;
- познакомятся с коренным населением Кузбасса;
- познакомятся с промышленностью и сельским хозяйством области;
- осознают значение праздника Победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
- уточнят представление о назначении Государственного герба, флага и правилах прослушивания Государственного гимна;
- узнают о культурном наследии нашей области;
- глубже изучат животный и растительный мир Кемеровской области.
Учебно-тематический план “Мы здесь живём”
№ | Тема | Примечание |
1 класс | ||
1 | Мир вокруг нас, его многообразие. | Экскурсия |
2 | Наша школа. Дорога от дома до школы. | Экскурсия |
3 | Камни, их разнообразие и красота. | Сбор коллекции |
4 | Распознавание деревьев своей местности по листьям. | Гербарий |
5 | Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. | Конкурсная программа |
6 | Знакомство с государственными символами Кемеровской области: флагом, гербом, гимном. Наш посёлок – часть большой страны. | Урок-знакомство |
2 класс | ||
1 | Где мы живём. Наш “адрес” в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города, что мы называем родным краем. Флаг, герб, гимн Кузбасса. | Урок-путешествие |
2 | Горные породы и минералы. Уголь и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. | Встреча с людьми угольной промышленности |
3 | Какие бывают растения: деревья, кустарники ,травы, произрастающие в Кемеровской области. | Экскурсия |
4 | Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, живущие в Кемеровской области. | Просмотр видеофильма |
5 | Сезонные изменения в природе: осенние явления. | Наблюдения |
6 | Красная книга Кузбасса: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. | Фотовыставка |
7 | Город, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории | Экскурсия в краеведческий музей |
8 | Промышленные предприятия города Прокопьевска. Строительство в городе. | Просмотр видеофильма |
9 | Магазины города Прокопьевска, посёлка Финский | Экскурсия в магазины посёлка |
10 | Культура и образование в Кемеровской области: музеи, театры, школы, вузы. | Посещение Драматического театра |
11 | Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. | Наблюдения |
12 | Правила безопасного поведения на улицах нашего посёлка. | Конкурсная программа |
13 | Правило экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах. | Экскурсия |
14 | Съедобные и несъедобные ягоды и грибы Кемеровской области. | Урок-проект |
15 | Поверхность Кемеровской области: равнины и горы, холмы, овраги. | Фрагмент урока |
16 | Разнообразие водоёмов Кемеровской области: река, озеро. Части реки; притоки. | Фрагмент урока |
17 | Изображение нашего края на карте. | Практическая работа с картой |
18 | Знакомство с городами нашей области. | Практическая работа с картой |
3 класс | ||
1 | Природа Кемеровской области, её разнообразие. Растения, животные, грибы. Связи в природе. | Экскурсия |
2 | Источники загрязнения воздуха в Кемеровской области. Охрана воздуха от загрязнений. | Фрагмент урока |
3 | Источники загрязнения воды в нашем посёлке. Охрана воды от загрязнений | Экскурсия |
4 | Почвы Кемеровской области. | Практическая работа |
5 | Растения Красной книги Кузбасса. Охрана растений. | Фрагмент урока |
6 | Животные Красной книги Кузбасса. Охрана животных. | Фрагмент урока |
7 | Грибы Красной книги Кузбасса. Охрана грибов. | Фотовыставка |
8 | Ядовитые растения и грибы Кемеровской области. | Фрагмент урока |
9 | Полезные ископаемые Кемеровской области, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. | Работа по карте |
4 класс | ||
1 | Кузбасс на карте Родины. Карта Кемеровской области. | Практическая работа по карте |
2 | История нашего края. Кузнецкая земля от древних времён до ХVI века | Видеофильм |
3 | История нашего края. Наш край в ХVII – ХХI веках | Видеофильм |
4 | Поверхность Кемеровской области. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами. | Урок-путешествие |
5 | Поверхность Кемеровской области. В горах Кузнецкого Алатау | Работа с картой |
6 | Путешествие по Горной Шории и Салаирскому кряжу. | Работа с картой Видеофильм |
7 | Западно – Сибирская равнина и Кузнецкая котловина | Работа с картой. Видеофильм |
8 | Полезные ископаемые Кузбасса, их основныё свойства, практическое значение, места и способы их добычи. Охрана недр в нашем крае. | Работа с картой. |
9 | Водоёмы Кемеровской области, их значение в природе и жизни человека. Охрана водоёмов нашего края. | Работа с картой |
10 | Самая большая и полноводная река - Томь | Просмотр слайдов. |
11 | Почвы Кемеровской области. Охрана почв нашего края. | Экскурсия |
12 | Погода и климат Кемеровской области. Осень. Зима. | Презентация. |
13 | Погода и климат Кемеровской области. Весна. Лето. | Презентация. |
14 | Животные и растения лесов Кемеровской области. | Урок-проект |
15 | Животные и растения лесостепей и степей Кемеровской области | Видеофильм. |
16 | Животные и растения гор Кемеровской области. | Урок-проект |
17 | Растения и животные водоёмов Кемеровской области. | Урок-проект |
18 | Растения и животные лугов, полей и садов | Видеофильм. |
19 | Зелёная аптека Кузбасса. | Урок-проект. |
20 | Красная книга Кузбасса. | Фотовыставка |
21 | Открытие и заселение области. Коренные народы Сибири. | Просмотр видеофильма |
22 | Города Кузбасса. | Видеофильм. |
23 | Промышленность Кемеровской области. | Встреча с интересными людьми |
24 | Чем занимаются люди земли Кузнецкой. Занятия городских жителей | Посещение музея. |
25 | Сельское хозяйство и таёжные промыслы. | Беседа о профессиях |
26 | Чем занимаются люди земли Кузнецкой. Занятия сельских жителей. | Встреча с жителями села. |
27 | Люди земли Кузнецкой. | Встреча с известными людьми |
28 | Чем удивительна Кемеровская область. | Просмотр видеофильма |
29 | Я знаю свой родной край | Урок-викторина |
30 | Государственная символика Кемеровской области | Урок-игра |