"Возьми столько, сколько ты можешь и хочешь,
но не меньше обязательного".
Цели урока:
- знать и уметь записывать определение логарифма, основного логарифмического тождества;
- уметь применять определение логарифма и основное логарифмическое тождество при решении упражнений;
- познакомиться со свойствами логарифмов;
- научиться различать свойства логарифмов по их записи;
- научиться применять свойства логарифмов при решении заданий;
- закрепить вычислительные навыки;
- продолжить работу над математической речью.
- формировать навыки самостоятельной работы, работы с учебником, навыки самостоятельного добывания знаний;
- развивать умение выделять главное при работе с текстом;
- формировать самостоятельность мышления, мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, аналогия;
- показать учащимся роль систематической работы по углублению и повышению прочности знаний, по культуре выполнения заданий;
- развивать творческие способности учащихся.
Базовые знания:
- определение показательной функции;
- свойства показательной функции;
- определение показательного уравнения, основные методы и приёмы решения показательных уравнений;
Тип урока: сообщение новых знаний.
Методы работы:
- проблемный;
- частично-поисковый.
Виды работ:
- индивидуальная;
- коллективная;
- индивидуально-коллективная;
- фронтальная.
Мотивация познавательной деятельности: на занятии необходимо предоставить учащимся возможность проявить сообразительность, смекалку в формировании навыков самостоятельной работы, работы с учебником, навыков самостоятельного добывания знаний.
Время проведения: 1,5 часа
Оборудование:
- таблица свойств логарифмов;
- текст «Из истории логарифмов»;
- плакаты;
- карточки-задания;
- обучающие карточки;
- набор тестов;
- сигнальные часы;
- ПК учителя, мультимедийный проектор;
- Презентация, содержащая материал для повторения и закрепления теоретических знаний, для отработки навыков практического применения теории к решению упражнений, создания проблемной ситуации, для самоконтроля, содержащая сведения из истории логарифмов
План урока
- Организационный момент. 1 мин.
- Постановка цели. 1 мин.
- Проверка ранее изученного материала 5 мин
- Введение понятия логарифм.
- Определение логарифма. 5 мин
- Историческая справка 10 мин
- Логарифмическая линейка 10 мин
- Основное логарифмическое тождество. 10 мин
- Основные свойства логарифмов 10 мин
- Обобщение и систематизация знаний. 7 мин .
- Домашнее задание. 1 мин.
- Творческое применение знаний, умений и навыков. 25 мин.
- Подведение итогов. 5 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Постановка цели.
- Ребята, сегодня на уроке вам предстоит проверить умения решать простейшие показательные уравнения, чтобы можно было ввести новое для вас понятие, затем познакомимся со свойствами нового понятия; вы должны научиться различать эти свойства по их записи; научиться применять эти свойства при решении заданий.
Будьте собраны, внимательны и наблюдательны. Успехов!
3. Проверка ранее изученного материала. (слайды 1–2)
Учащимся предлагается определить тему урока, решив уравнения
2х =; 3х =; 5х = 1/125; 2х = 1/4;
2х = 4; 3х = 81; 7х = 1/7; 3х = 1/81
– Назовите новое понятие, с которым мы познакомимся:
З | М | Л | Г | Е | Р | Ф | О | И | А |
5 | – 4 | 2/3 | – 3 | – 2/7 | 2 | – 1 | 1/2 | 4 | – 2 |
4. Введение понятия логарифм. (слайды 3,4)
– Тема нашего урока “Логарифм, его свойства”. Попробуйте найти корень уравнения 2х = 5. Ответ данного уравнения мы можем записать с помощью нового понятия. Прочитайте текст слайда и запишите корень уравнения.
4.1. Определение логарифма (слайды 5–7)
Логарифмом положительного числа b по основанию a, где a>0, a ≠ 1 называется показатель степени, в которую надо возвести a, чтобы получить число b.
1) log 10 100 = 2, т.к. 102 = 100 (определение логарифма и свойства степени),
2) log 5 53 = 3, т.к. 53 = 53 (…),
3) log 4 = –1, т.к. 4–1 = (…).
4.2. Историческая справка (слайды 8–11)
Из истории логарифмов.
4.3. Логарифмическая линейка
Линейка, бабушка компьютера.
Из истории возникновения логарифма
4.4. Основное логарифмическое тождество (слайды 12-14)
В записи b=at число a является основанием степени, t - показателем, b - степенью. Число t - это показатель степени, в которую надо возвести основание a, чтобы получить число b. Следовательно, t - это логарифм числа b по основанию a: t=logab.
Подставляя в равенстве t=logab выражение b в виде степени, получим еще одно тождество:
logaat=t.
Можно сказать, что формулы at=b и t=logab равносильны, выражают одну и ту же связь между числами a, b и t (при a>0, a 1, b>0). Число t - произвольно, никаких ограничений на показатель степени не накладывается.
Подставляя в равенство at=b запись числа t в виде логарифма, получаем равенство, называемое основным логарифмическим тождеством:
=b .
1) (32)log 3 7 = (3log 3 7)2 = 72 = 49 (степень степени, основное логарифмическое тожество, определение степени),
2) 7 2 log 7 3 = (7 log 7 3)2 = 32 = 9 (…),
3) 10 3 log 10 5 = (10 log 10 5)3 = 53 = 125 (…),
4) 0,1 2 log 0,1 10 = (0,1 log 0,1 10)2 = 102 = 100 (…).
4.5 Основные свойства логарифмов (слайд 15)
Вы замечательно справились с примерами. А теперь вычислите следующие задания, записанные на доске:
а) log 153 + log 155 = …,
б) log 1545 – log 153 = …,
в) log 48 =…,
г) 7 = … .
А как вы думаете, что мы должны знать, чтобы выполнять действия с логарифмами?
Если у учащихся возникают затруднения, то задать вопрос: “Чтобы выполнять действия со степенями, что надо знать?” (Ответ: “Свойства степени”). Ещё раз задать первоначальный вопрос. (Свойства логарифмов)
Перед вами таблица со свойствами логарифмов. Надо дать название каждому свойству и правильно сформулировать их”.
Слайд 16
№ | Название свойства логарифмов | Свойства логарифмов |
1. | Логарифм единицы. | log a1 = 0, a > 0, a 1. |
2. | Логарифм основания. | log aa = 1, a > 0, a 1. |
3. | Логарифм произведения. | log a(xy) = log ax + log ay, a > 0, a 1, x > 0, y>0. |
4. | Логарифм частного. | log a = log ax - log ay, a > 0, a 1, x > 0, y > 0. |
5. | Логарифм степени. | log axn = n log ax, x > 0, a > 0, a 1, nR. |
6. | Формула перехода к новому основанию | a > 0, a 1, b > 0, b 1, x > 0. |
5. Обобщение и систематизация знаний.
Слайды 17-20
6. Домашнее задание. (слайд 23)
7. Творческое применение знаний, умений и навыков. (слайды 21 – 22)
Работа по карточкам
8. Подведение итогов.
Дайте ответы на вопросы
– Сформулируйте определение логарифма и выполните соответствующую запись.
– Какие виды логарифмов существуют? Выполните их запись.
– Запишите основное логарифмическое тождество.
– Происхождение слова “логарифм”. Кто изобрел логарифмы, в каком году, краткие сведения о них?
– Кто ввел логарифм с основанием е, который называют натуральным логарифмом?
– Из чего возникла практика использования логарифмов?
– Кто и когда изобрел первую логарифмическую линейку, первые таблицы логарифмов?