Урок по теме "Логарифм, его свойства"

Разделы: Математика


"Возьми столько, сколько ты можешь и хочешь,
но не меньше обязательного".

Цели урока:

  • знать и уметь записывать определение логарифма, основного логарифмического тождества;
  • уметь применять определение логарифма и основное логарифмическое тождество при решении упражнений;
  • познакомиться со свойствами логарифмов;
  • научиться различать свойства логарифмов по их записи;
  • научиться применять свойства логарифмов при решении заданий;
  • закрепить вычислительные навыки;
  • продолжить работу над математической речью.
  • формировать навыки самостоятельной работы, работы с учебником, навыки самостоятельного добывания знаний;
  • развивать умение выделять главное при работе с текстом;
  • формировать самостоятельность мышления, мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, аналогия;
  • показать учащимся роль систематической работы по углублению и повышению прочности знаний, по культуре выполнения заданий;
  • развивать творческие способности учащихся.

Базовые знания:

  • определение показательной функции;
  • свойства показательной функции;
  • определение показательного уравнения, основные методы и приёмы решения показательных уравнений;

Тип урока: сообщение новых знаний.

Методы работы:

  • проблемный;
  • частично-поисковый.

Виды работ:

  • индивидуальная;
  • коллективная;
  • индивидуально-коллективная;
  • фронтальная.

Мотивация познавательной деятельности: на занятии необходимо предоставить учащимся возможность проявить сообразительность, смекалку в формировании навыков самостоятельной работы, работы с учебником, навыков самостоятельного добывания знаний.

Время проведения: 1,5 часа

Оборудование:

  • таблица свойств логарифмов;
  • текст «Из истории логарифмов»;
  • плакаты;
  • карточки-задания;
  • обучающие карточки;
  • набор тестов;
  • сигнальные часы;
  • ПК учителя, мультимедийный проектор;
  • Презентация, содержащая материал для повторения и закрепления теоретических знаний, для отработки навыков практического применения теории к решению упражнений, создания проблемной ситуации, для самоконтроля, содержащая сведения из истории логарифмов  

План урока

  1. Организационный момент. 1 мин.
  2. Постановка цели. 1 мин.
  3. Проверка ранее изученного материала 5 мин
  4. Введение понятия логарифм.
    1. Определение логарифма. 5 мин
    2. Историческая справка 10 мин
    3. Логарифмическая линейка 10 мин
    4. Основное логарифмическое тождество. 10 мин
    5. Основные свойства логарифмов 10 мин
  5. Обобщение и систематизация знаний. 7 мин .
  6. Домашнее задание. 1 мин.
  7. Творческое применение знаний, умений и навыков. 25 мин.
  8. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Постановка цели.

- Ребята, сегодня на уроке вам предстоит проверить умения решать простейшие показательные уравнения, чтобы можно было ввести новое для вас понятие, затем познакомимся со свойствами нового понятия; вы должны научиться различать эти свойства по их записи; научиться применять эти свойства при решении заданий.

Будьте собраны, внимательны и наблюдательны. Успехов!

3. Проверка ранее изученного материала. (слайды 1–2)

Учащимся предлагается определить тему урока, решив уравнения

2х =; 3х =; 5х = 1/125; 2х = 1/4;
2х = 4; 3х = 81; 7х = 1/7; 3х = 1/81

– Назовите новое понятие, с которым мы познакомимся:

З М Л Г Е Р Ф О И А
5 – 4 2/3 – 3 – 2/7 2 – 1 1/2 4 – 2

4. Введение понятия логарифм. (слайды 3,4)

– Тема нашего урока “Логарифм, его свойства”. Попробуйте найти корень уравнения 2х = 5. Ответ данного уравнения мы можем записать с помощью нового понятия. Прочитайте текст слайда и запишите корень уравнения.

4.1. Определение логарифма (слайды 5–7)

Логарифмом положительного числа b по основанию a, где a>0, a ≠ 1 называется показатель степени, в которую надо возвести a, чтобы получить число b.

1) log 10 100 = 2, т.к. 102 = 100 (определение логарифма и свойства степени),
2) log 5 53 = 3, т.к. 53 = 53 (…),
3) log 4 = –1, т.к. 4–1 = (…).

4.2. Историческая справка (слайды 8–11)

Из истории логарифмов.

4.3. Логарифмическая линейка

Линейка, бабушка компьютера.

Из истории возникновения логарифма

4.4. Основное логарифмическое тождество (слайды 12-14)

В записи b=at число a является основанием степени, t - показателем, b - степенью. Число t - это показатель степени, в которую надо возвести основание a, чтобы получить число b. Следовательно, t - это логарифм числа b по основанию a: t=logab.
Подставляя в равенстве t=logab выражение b в виде степени, получим еще одно тождество:

logaat=t.

Можно сказать, что формулы at=b и t=logab равносильны, выражают одну и ту же связь между числами a, b и t (при a>0, a 1, b>0). Число t - произвольно, никаких ограничений на показатель степени не накладывается.
Подставляя в равенство at=b запись числа t в виде логарифма, получаем равенство, называемое основным логарифмическим тождеством:

 =b .

1) (32)log 3 7 = (3log 3 7)2 = 72 = 49 (степень степени, основное логарифмическое тожество, определение степени),
2) 7 2 log 7 3 = (7 log 7 3)2 = 32 = 9 (…),
3) 10 3 log 10 5 = (10 log 10 5)3 = 53 = 125 (…),
4) 0,1 2 log 0,1 10 = (0,1 log 0,1 10)2 = 102 = 100 (…).

4.5 Основные свойства логарифмов (слайд 15)

Вы замечательно справились с примерами. А теперь вычислите следующие задания, записанные на доске:

а) log 153 + log 155 = …,
б) log 1545 – log 153 = …,
в) log 48 =…,
г) 7 = … .

А как вы думаете, что мы должны знать, чтобы выполнять действия с логарифмами?
Если у учащихся возникают затруднения, то задать вопрос: “Чтобы выполнять действия со степенями, что надо знать?” (Ответ: “Свойства степени”). Ещё раз задать первоначальный вопрос. (Свойства логарифмов)

Перед вами таблица со свойствами логарифмов. Надо дать название каждому свойству и правильно сформулировать их”.

Слайд 16

 

Название свойства логарифмов Свойства логарифмов
1. Логарифм единицы. log a1 = 0, a > 0, a 1.
2. Логарифм основания. log aa = 1, a > 0, a 1.
3. Логарифм произведения. log a(xy) = log ax + log ay, a > 0, a 1, x > 0, y>0.
4. Логарифм частного. log a = log ax - log ay,
a > 0, a 1, x > 0, y > 0.
5. Логарифм степени. log axn = n log ax,
x > 0, a > 0, a 1, nR.
6. Формула перехода к новому основанию  a > 0, a 1, b > 0, b 1, x > 0.

5. Обобщение и систематизация знаний.

Слайды 17-20

6. Домашнее задание. (слайд 23)

7. Творческое применение знаний, умений и навыков. (слайды 21 – 22)

Работа по карточкам

8. Подведение итогов.

Дайте ответы на вопросы

– Сформулируйте определение логарифма и выполните соответствующую запись.
– Какие виды логарифмов существуют? Выполните их запись.
– Запишите основное логарифмическое тождество.

– Происхождение слова “логарифм”. Кто изобрел логарифмы, в каком году, краткие сведения о них?
– Кто ввел логарифм с основанием е, который называют натуральным логарифмом?
– Из чего возникла практика использования логарифмов?
– Кто и когда изобрел первую логарифмическую линейку, первые таблицы логарифмов?