Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье детей, осуществляется развитие личности. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависит от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в нашу любовь и доброе отношение и очень надеется на нашу защиту. Здоровье детей, их полноценное развитие во многом определяется эффективность работы по защите их прав свидетельствующая о том, что проблема соблюдения прав детей в нашей стран остро стоит в настоящее время.
Какие основные причины:
- социально-экономические трудности;
- отсутствие элементарных знаний родителей нормативных документов о правах своих и детей;
- недостаточно квалифицированной работы образовательных учреждений и общественных организаций.
Что же такое право?
Право – это совокупность обязательных правил, установленных или санкционированных государством.
Сегодня мы с вами поговорим о правах. В этом нам помогут нормативно – правовые документы по защите прав детей и народная педагогика (сказки, пословицы).
I задание. Назовите документы по защите прав ребенка? (какие вы знаете)
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
- Декларация о правах ребенка (1948 г.)
- Семейный кодекс РФ (1996 г.)
- Закон РФ «Об образовании»(1992 г.), изменение (1997г.)
- Конвенция по правам ребенка (1989 г.)
О каких же правах идет речь в данном документе? (выслушать ответы родителей).
Сегодня мы с вами поговорим о некоторых из них.
Главное право каждого человека – право на жизнь.
Было в древности государство Спарта – вы слышали о нем на уроках истории. Спарта славилась своими непобедимыми воинами – выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если больной, слабый – он не нужен Спарте… А ведь слабый ребенок если будет тренироваться, может вырасти большим ученым или талантливым художником. Просто надо лечить, слабому помогать… «Каждая страна, – так написано в конвенции, – должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам».
II задание. Нарисуйте младенца, которого вы зачали и ждали, каким вы его представляли. Напишите имя на флажке.
Право на имя.
Мы так привыкли к тому, что у каждого человека есть собственное имя, данное при рождении. Однако в истории были времена, когда человека лишали даже такого права. Помните, наверное, что дети, находящиеся в концлагерях во время II войны, имели номера на руке, а не имена.
Поэтому ООН в 1945 г. в Декларации прав человека было зафиксировано право человека на собственное имя, как одно из важной составляющих его индивидуальности.
III задание
Найдите среди сюжетов из сказок, героев у которых нарушено это право? (Золушка, Красная шапочка, мальчик с пальчик).
Имена, имена, имена
В нашей речи звучат не случайно
Как загадочна эта страна
Так имя – загадка и тайна.
Перед вами лежат карточки с именами ваших детей (чтение родителями).
Какие прекрасные имена ваших детей, а имена могут еще и красиво выглядеть. Я предлагаю вам нарисовать, как вы представляете каждый имя своего ребенка. ( Родители объясняют изображение имени).
Итак, ст. 7, конвенции по правам ребенка, гарантирует каждому человеку право на имя.
Поговорим о следующем праве – право на неприкосновенность жилища (ст.16 и 1)
Дом для человека много значит. Не зря народная мудрость доказывает нам это своими пословицами и поговорками. Под словом «дом» мы понимаем дом, в котором живем, не только крышу над головой, которая защищает от непогоды и непрошенных гостей, но и место, где родился.
IV задание
Сейчас мы вспомним пословицы о доме. Я предлагаю вам начало пословицы, а вы должны ее закончить.
- Дома стены помогают.
- Дом как полная чаша.
- Без четырех углов дом не строится.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- В дому разлад – и делу не рад.
- В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
- Дом дело найдет.
- Родительский дом - начало начал.
V задание
Нарисуйте, как вы представляете выражение «свой дом», и расселите всю семью. А сейчас спойте песни о доме. И снова возвращаемся к сказке
VI задание
В какой сказке и кто нарушает право неприкосновенности жилища?
- «Три медведя» - Машенька.
- «Заюшкина избушка» - лиса.
- «Три поросенка» - волк.
- «Теремок» - медведь.
VII задание
Музыкальные загадки. (Вспомните и спойте) о каких правах говорится в песнях.
- Песня бременских музыкантов- муз. Гладкова, сл. Энтина «Ничего на свете лучше нету» (право на свободу передвижения, на свободу мирных соображений).
- «Чему учат в школе?»- муз. Шаинского, сл. Пляцковского (право на образование)
- «На крутом бережку»-муз. Шаинского, сл. Хайта из мультфильма «Приключения кота Леопольда» (право на отдых)
- «До чего дошел прогресс?» - муз. Крылатого, сл. Энтина из кинофильма «Приключения Электроника» (право на пользование благами научно – технического прогресса)
- «Прививка» муз. Корешенского, сл. Михалкова «На прививку! Первый класс…» (право на охрану здоровья и медицинского обслуживания)
- «Кузнечик» муз. Шаинского, сл. Носова «Но вот пришла лягушка…» ( право на жизнь)
- «Песенка львенка и черепахи» муз. Гладкова, сл.Козлова «Я на солнышке лежу…» (право на отдых)
- «Песенка Крокодила Гены» муз. Шаинского, сл. Тимофеевского «Я играю на гармошке…» (право на отдых)
- («Песенка для тебя» муз. Рыбникова, сл. Михайлова «Если долго, долго, долго…» (свобода передвижений, путешествий)
Итак: при совместной работе родителей и педагогов можно обеспечить счастливое детство наших детей.
По извилистой дорожке,
Шли по миру чьи – то ножки
Вдаль смотря широкими глазами
Шел малыш знакомиться с правами
Рядом мама крепко за руку держала
В путь дорогу умницу свою сопровождала
Знать должны и взрослые и дети
О правах, что защищают их на свете.
Всем большое спасибо.