Концепция развития научно-методической работы учебно-методического кабинета. Образ будущего – условие достижения акме-результата

Разделы: Общепедагогические технологии


1. Учебно-методический кабинет Высшего колледжа искусств КДАИ (к.126) приглашает педагогов и студентов к творческому сотрудничеству с целью повышения научно-методического потенциала, совершенствования педагогического мастерства.

Вы, педагоги, расширите свои познания в целесообразности внедрения интерактивных технологий обучения и воспитания в интеграции компетентности.

Учитель – думающий, любит уроки и “как бы спонтанна” выступает мастером, у которого юные студенты не только получают знания, но и живут содержанием урока, в поисках нового, используя разные материалы и способы общения:

  • что со мной идёт рядом?
  • что мне нужно в жизни?

2. Главными направлениями учебно-методической системы ВКИ на 2009- 2010 учебный год могут быть:

  • развитие потенциала 12-летнего обучения (формирование личности-творца и проектировщика жизни, хозяина своей судьбы);
  • научить юных студентов искусству жизни, технологии действовать, помочь им понять жизненную компетентность;
  • внедрять систему физического, психического, социального развития.

3. Использование идей акмеологии – науки ХХІ столетия позволяет теоретически осмыслить психологические особенности учителя как субъекта профессиональной деятельности. Не всегда учитель, юный студент имеют представления о способах самоорганизации, они находятся как бы в пространстве между двумя полюсами: от реального до идеального. Активность субъекта находится в постоянном противоречии между внутренними потребностями и объективными условиями профессиональной деятельности.

4. C позиций акмеологии в образовании давайте подумаем над проблемами:

  • почему так много неудач?
  • почему образовательный процесс такой сложный?
  • где взять “творческого учителя” и “творческого студента”?
  • как соотносятся понятия “успешный учитель” и “успешный студент”?
  • и поищем реальные пути для реализации этих проблем.

5. Требуется мудрое решение педагогического коллектива в создании новой модульной системы в организации научно-методических объединений, которые бы эффективно снизили разрыв по уровням методического мастерства педагогов.

Это 3 динамических методобъединения:

І группа – педагоги, которые хотят и умеют работать творчески.

“Школа высокого педагогического майстерства”.

Цель работы этой группы – информация про всё то новое, что появляется в педагогической практике, пропоганда новых педагогических идей, их творческое развитие через авторские программы, методики, мини-учебники и мини-тетради, детское творчество, проведение открытых уроков, мастер – классов, урок – проект и т.п..

II группа – педагоги, которые хотят работать творчески, но имеют трудности в работе

«Школа совершенствования мастерства».

Задача работы этой группы учителей – анализ, изучение проблем в работе, организация самообразования учителей, проведение тренингов (открытые уроки, деловые игры, семинары – практикумы и т.д.) с целью достижения личного успеха, определение перспектив.

III группа – молодые учителя

“Школа становления молодого учителя”

Основное направление этой работы – изучение технологий современного урока и воспитательного процесса.

Педагогам даётся право самостоятельно определить участие в одной из 3 –х групп. Руководит работой методобъединения председатель, которого выбирают члены методобъединения на 2 года. Заседания м/о проводятся ориентированно 5-6 раз в течение учебного года.

Деятельность такой модульной системы (научно-методических об”единений) основана на высоких инновационных технологий, которые дадут высокий творческий результат педагогов и юных студентов колледжа.

Хотелось бы услышать Ваши предложения по деятельности такой модульной системы.

6. Учебно-методический кабинет предлагает продолжить работу над темами:

“Идеи великого учителя В.А.Сухомлинского в практику работы педагогов 1-8 курсов”:

  • литературные чтения на основе тв-ва В.А.Сухомлинского – начальная школа;
  • литературные чтения “ Эти книги В.А. читал своим детям “– 5-6 курсы;
  • литературные чтения “ Эти книги читали дети Сухомлинского –“ 7-8 курсы;
  • экскурсии в музей В.А.Сухомлинского, сш.272 имени В.А.Сухомлинского, Днепровский район – начальная школа.

Педагогические идеи Л.В.Занкова и школьная практика (принцип развивающего и опережающего обучения) – продолжать учителям начальной школы , внедрять в систему образования

Масштабные программы декад гуманитарного цикла, иностранных языков, начальной школы, природно-математического цикла, кураторов и педагогов-воспитателей будут иметь успех, если в основе подготовки и проведения этих акций:

  • интерактивные технологии обучения и воспитания;
  • проектная деятельность;
  • тема “ Европа – глазами юных студентов” поможет создать условия для развития жизненной компетентности и толерантности, проектной культуры юных студентов.

Жизненно-творческие аспекты воспитательного простора:

  • внедрение системы самоуправления;
  • формирование жизненной компетентности и толерантности;
  • определение направлений для каждого студенческого коллектива:
  • система гуманного воспитания (по Амонашвили Ш.А.);
  • система профессионального воспитания (по Макаренко А.С.);
  • проведение интеллектуальных игр (возможно включить в программу “Коллоквиум”:
  • “ Что ? Где? Когда ?” - 9-11 курсы
  • “Самый умный” - 5-8 курсы
  • “Турнир смекалистых” - 1-4 курсы

Международные, всеукраинские, городские семинары и конференции по проблемам совершенствования образования в Украине возможность практического участия в этих семинарах и конференциях.

Возможность через периодику поделиться своими педагогическими находками.

Каждом у педагогу быть “ гибким”, чётко поставить перед собой задачи ;за всё не хвататься.

Предыдущая формула “ Образование на всю жизнь” заменяется новой ‘Образование через всю жизнь”. Этим объясняется повышенное внимание к проблеме беспрерывного образования, направленного на постоянное творческое совершенство, развитие каждого юного студента и педагога в течение всей жизни.

М.И.Чембержи – Ректор нашей Академии – много думает над проблемами совершенствования педагогического процесса. Он считает, что беспрерывное накопление знаний, складывания их в десяток чемоданов, необходимость тащить их, чувствуя абсолютное отсутствие мотивации, - лучше для Книги рекордов Гиннеса. Лучше научиться иметь десяток ключиков от таких чемоданов и, владея инструментами познания мира, умения оперативного поиска, открыть тот самый чемодан, который нужен в этот момент.

УСПЕХОВ ВАМ, КОЛЛЕГИ!

ОБРАЗ БУДУЩЕГО – УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ АКМЕ-РЕЗУЛЬТАТА

Хорошо знающий дело молодой человек обращает особое внимание на конечный результат.

Без понимания категории акме, как вершины достижения конкретного результата в социальной деятельности, без создания благоприятных условий самореализации творческих потенциалов личности не возможно достигнуть высшего достижения акме. Без осмысления проблем перспективного будущего нет осмысления сущности настоящего.

Будущее – это анализ настоящего акме, “…что означает достижение максимального совершенства в профессиональной деятельности…», и формирования образа будущего акме.

Устремлённость в будущее было исторически присуще всем предыдущим

поколениям.

Создать образ будущего человека без осмысления реализации идеала прошлого и настоящего невозможно.

Исторический опыт показывает, что выдающиеся учёные осмысливая образ человека настоящего формировали образ будущего человека, как идеал, к которому необходимо стремиться, размышляя о совершенстве человека и общества.

Для понимания образа будущего необходимо отметить образ настоящего в виде нормы человеческого сознания, которое формирует этот образ.

Достигнув конкретного акме человек, в представлении о будущем закладывает свои позитивные чувства.

Идеальных обществ и государств в природе не существует, а образ будущей реальности (идеал) всегда выносится за рамки обыденной жизни и переносится в будущее.

Без образа будущего (мечты), без моделирования своего жизненного пути, человек просто не мог бы продуктивно жить и действовать, постигать и достигать желаемого. «…Это качественное состояние не могло не отразиться в идеологиях, суть которых составляет превращённая (или извращённая) реальность. Причём, чем ужаснее была реальная жизнь, тем более красочные картины будущего рисовали идеологи с разной долей таланта…»

Таким образом, проблема идеала и выбор своего жизненного пути рассматривается с точки зрения социальной синергетики, как процесс самоорганизации и развития личности

В настоящее время малограмотный человек является не только социальным изгоем, но и ухудшает жизнь социума в целом, т .к. малограмотный и безкультурный человек не способен эффективно выполнять свою работу. Поэтому нужен решительный возврат к социальному идеалу человека умного, образованного и созидающего. Кроме того, можно сохранить баланс грамотных и неграмотных, сдвинув его в сторону образования всего населения страны таким образом, чтобы на десять образованных приходился один высокообразованный. Примером может служить Япония, эффективность производства в которой в разы выше, чем в России, а технологические и технические достижения лежат за пределами понимания, на уровне знаний российской средней школы.

Только реально знающие и действующие люди способны на Созидание. Такие люди либо рождаются способными и талантливыми, либо воспитываются лучшими представителями своей страны. Убеждена, что воспитание определённым образом способно направить в нужную сторону мышление человека. (Выпускники Царскосельского Лицея, во всяком случае, большинство из них оставили свой след в истории России. Политики, творческая интеллигенция, военные – созидали и направляли развитие страны долгие годы.) И если выбирать из множества людей тех, кто обладает особым созидательным мышлением, то жизнь нации начнёт меняться в корне.

“ ТЫ ВОЗЬМЁШЬ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ПОЙМЁШЬ,
А ПОЙМЕШЬ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ИСПРАВИШЬ,
ТЫ ОСТАВИШЬ ВСЁ ТО, ЧТО ВОЗЬМЁШЬ,
И ВОЗЬМЁШЬ, ЧТО ОСТАВИШЬ…»
ВЛАДИМИР ЛЕВИ

До недавнего времени образование было монологическим, как форма подчинения настоящего прошлому .Суть её сводилась к стремлению повторять настоящим прошлое. Задачей образования было стремление к прошлому, но не к настоящему или будущему. Учитель был посредником для передачи старых поверий, традиций, предположений подрастающему поколению.

До сих пор знание росло так медленно, что оставалось почти неизменным веками. Всё знание было статичным, поэтому оно не давало толчка к росту. Развитие же всегда в динамике и предполагает изменения. Сейчас мы предполагаем взрыв знания. Процесс этот невозможно остановить и, тем более, повернуть вспять. Жизнь так быстро меняется, что образовательная система становится устаревшей, старомодной.

Образование уже не может применяться в том виде, что и раньше. Старая методика помогла людям лишь запоминать факты. Образование занималось развитием не разума, а памяти. Уходящее поколение передавало свои знания подрастающему, и новому поколению нужно было всё запомнить. Людей с хорошей памятью считали умными. Хотя в истории существуют яркие примеры того, когда были гении с почти нулевой памятью. У Альберта Эйнштейна была плохая память. А у некоторых людей была прекрасная память, но назвать их умными нельзя. Память – это всего лишь механическая часть ума. Те знания, которым мы не нашли применения на практике – забываются. Зачем хранить то, что лежит мёртвым грузом? Проблема в том, что мы захлёбываемся в изобилии ненужных и вредных вещей.

Жизнь стала сложнее. Множатся и информация, и проблемы, которые мы не успеваем осознавать. Старое поколение не должно учить тому, что оно знает, оно должно помочь молодому поколению стать более разумным, чтобы оно могло спонтанно реагировать на изменения в мире.

Усвоение знаний – это процесс научения что-либо знать, поэтому является средством, а не целью обучения. Развитие образовательных систем уже сейчас нуждается в новой философской теории устойчивого развития общества.

Образовательный процесс человека в широком смысле идёт на протяжении всей жизни, становясь непрерывным.

“Переориентация современной психолого-педагогической науки на личность и её развитие, возрождение гуманистических традиций являются основными задачами, которые стоят перед образовательной системой. Их решение требует переосмысление методологической базы, разработки гуманистической философии образования, поскольку, если наука сталкивается с проблемой, которую не может решить, она обращается к философии и практике.” (Л.С.Выготский)

А педагогическая практика актуализирует потребность в педагогах с инновационным мышлением, способных осознанно взять на себя ответственность за развитие личности.

Таким образом, образование - есть вхождение человека в мир. Задача общества как заботливой” матери” помочь в этом трудном процессе дальнейшего формирования развития. Образование – есть обретение человеком собственного образа.

ЛИТЕРАТУРА

  1. "Новое время – новая дидактика" Педагогические идеи Л.В.Занкова и школьная практика – Москва, 2001г.
  2. "Життєва компетентність особистості: від теорії до практики” Науково-методичний посібник за науковою редакцією кандидата історичних наук І.Г.Єрмакова – Запоріжжя, «Центріон», 2005р.
  3. А.В.Хуторской «Методика личностно-ориентированного обучения». «Как обучать всех по-разному» - Москва, Владос – пресс, 2005г.
  4. "Проблеми освіти" -науково-методичний збірник – Київ, 2006р. –міністерство освіти і науки України.
  5. "Акмеология развития"» -под общей редакцией С.Д.Пожарского и В.Н.Гладковой – Санкт-Петербург, 2006г.
  6. "Акмеология деятельности" -под редакцией В.Н.Гладковой, Н.В.Кузьминой, С.Д.Пожарского – Санкт- Петербург, 2007г.
  7. "Проектна діяльність у ліцеї: компетентнісний потенциал, теория и практика". Лицей міжнародних відносин № 51 - Київ, 2008р.