Цели:
- Научить с помощью вопросов кто? Что? Распознавать слова, обозначающие предметы среди других частей речи; ввести понятие «имя существительное»; учить правильно задавать вопрос к существительным в зависимости от одушевленности/неодушевлённости;
- Продолжить работу над совершенствованием техники чтения и выразительности речи;
- Развивать внимание, мышление, речь учащихся;
- Воспитывать чуткое отношение к товарищам, учить воспринимать людей такими, какие они есть.
Ход урока
I. Организация класса.
Сядете тогда, когда назову слово, обозначающее предмет (вещь)
БЕГУ, ПРЫГАЮ, ЧИТАЮ, КНИГА
Прежде, чем оформить тетрадь, проверим осанку и положение тетради.
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою – ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
Оформление тетрадей (Напоминаю, что слово «классная» пишется с двумя С, это слово из словаря. Написание таких слов мы запоминаем. Они не поддаются проверке.)
II. Сообщение темы.
Сегодня начинаем работать в новом разделе. Прочитайте его название (про себя). И подумайте над смыслом пословицы.
На доске: Красив тот, кто красиво поступает.
(Даже самое красивое лицо покажется безобразным, если человек совершает низкие, некрасивые поступки. Дорога не внешность, а душа человека.)
- На уроке мы прочитаем одно из произведений этого разделе, обсудим его и будем говорить о словах, обозначающих предмет.
- Посмотрите, что главное на уроке.
На доске: Главное на уроке
- Запомнить вопросы, на которые отвечают слова, обозначающие предмет.
- Научиться распознавать слова, обозначающие предмет.
- Этому мы должны научиться. А начнём урок со словарной работы.
III. Словарная работа.
На доске: ...(?), ...нал, ...радь
- Внимание на доску.
Слова спокойно жили в книжке,
но книжку вдруг прогрызли мышки,
От слов начала откусили,
из книжки в норку утащили.
- Догадайтесь, какие словарные слова были написаны первоначально.
- 1-ое слово ... Читаем по слогам (хором) 1ряд,2 ,3. Запоминайте написание.
IV. Объяснение нового.
- Прочитайте ещё раз эти слова и подумайте, что они обозначают. Внизу – слова для справок
На доске:
ДЕЙСТВИЕ
ПРЕДМЕТ
ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА
- Верно, эти слова обозначают предметы, они дают название предмета.
- А собака – это предмет? Почему?
- Слова, обозначающие предметы, отвечают на вопросы ... А может, кто-нибудь вспомнил, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы. (КТО? ЧТО? – помещаю сбоку от словарных слов)
- Соединим данные слова с вопросами, на которые они отвечают. Я читаю слово, вы задаёте нужный вопрос.
- Ребята, а как вы определяли, к какому слову надо задать вопрос КТО?, а к какому – ЧТО?
- Прочитаем теорию на странице 6. Здесь кратко, чётко, последовательно изложено то, о чём мы говорили. Постарайтесь запомнить это.
- Прочитайте ту часть теории, где говорится о том, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы.
- Прочитайте ту часть, в которой говорится об одушевлённых предметах, Запомните.
- Прочитайте часть теории о неодушевлённых предметах. (Что сказано о неодушевлённых предметах?)
- Итак, на какие две группы можно разделить слова обозначающие предметы? (На доске выстраивается схема)
ПРЕДМЕТЫ | |
ОДУШЕВЛЁННЫЕ | НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ |
КТО? | ЧТО? |
- Первичное закрепление.
- Помня об этом, выполним упражнение. Тропинка- с. 3, раб. №1.
- Прочитайте задание.
- Запишите цветной пастой с красной строки вопрос КТО?, на расстоянии 3-х пальчиков ЧТО? (говорим (што), а пишем ЧТО).
- А теперь отдохнём, немного развлечёмся.
Физминутка.
- Я называю слова, обозначающие предметы, а вы постарайтесь изобразить эти предметы Хорошо, если заметите одушевлённый это предмет или неодушевлённый.
- Какой ряд дружнее.
V. Чтение нового произведения.
- Загадка (отгадку хором).
На кустах в саду растёт,
запах сладкий, словно мёд,
Но нередко льются слёзы
тех, кто рвёт руками... (РОЗЫ)
- Как догадались?
- Какие цветы ещё знаете?
- Прочитаем сказку, в которой главными действующими лицами являются ЦВЕТЫ
- С.7
- Прочитайте название сказки. Кто автор?
- Внимание на доску. (Словарная работа).
На доске:
ГРАЦИОЗНО
ПРЕЛЕСТНЫЕ
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЕ.
- В сказке встретится такое слово. Прочитайте его про себя. Вслух по слогам. С ударением.
- Как понимаете это слово?
- Прочитаем, что сказано в толковом словаре об это слове. (Грациозный – исполненный грации, стройный. Грация- это изящество, красота).
- Встретятся такие слова (прелестные, очаровательные)
- Какими близкими по значению словами можно продолжить этот ряд? Как ещё сказать? (чудесные, бесподобные, восхитительные и т. д.)
- Чтение подготовленным учеником (I часть. II часть – учитель).
- Послушайте и приготовьтесь ответить на вопросы.
- Работа над техникой чтения, (по методике Зайцева «Резервы обучения чтению»)
- 2 раза по I минуте (шепотом)
- скороговоркой (чётко, проговаривая окончания слов)
- чуть медленнее, но зато очень выразительно, целыми словами.
2-ой час
Прозвенел и смолк звонок,
начинается урок,
Мы за парты тихо сели,
на меня посмотрели.
- Продолжаем работать над сказкой.
- Чтение с детьми вслух.
- Кто готов прочитать вслух выразительно?
- Что значит выразительно прочитать? (Целыми словами, соблюдать паузы, интонацию, правильную громкость) (Установка: – прочитать так, чтобы всем понравилось.)
- Следить по Т обязательно!
- Подумайте, почему цветы загрустили? (от огорчения, что потеряли прекрасных друзей).
- Прочитайте пословицы, записанные на доске, и спишите в тетрадь ту, которая отражает главную мысль сказки. Что хотел сказать нам автор, написав это произведение?
На доске:
Доброе слово и кошке приятно.
Не мил и свет, когда друга нет.
Скромность всегда к лицу.
- Какую пословицу записали? Почему именно эту. (Главная мысль сказки такова: без друга плохо, одиноко, не с кем поделиться болью и радостью, не с кем затеять весёлую игру. Одним словом, не мил и свет, когда друга нет.)
- Позаботимся о своём зрении.
Физминутка. (по Базарнову, для глаз).
- Продолжаем урок, Ещё раз взгляните, что главное на уроке.
- Кто запомнил, на какие вопросы отвечают слова обозначающие предметы?
- А от чего зависит, задам ли я к слову вопрос КТО? Или вопрос ЧТО?
VI. Закрепление, повторение изученного.
- Зная это, выполним упражнение 7 из «Тропинки» – с. 7
- Читаем задание. Какие слова будем выписывать.
- Послушайте алгоритм работы: читайте слово, говорите одушевлённый предмет или нет, задаёте вопрос.
4 слова по цепочке, остальные самостоятельно.
Проверка (индивидуальная – по мере выполнения и фронтальная).
- Сколько слов на букву Б записали? Зачитайте их.
- Зачитайте остальные слова.
- Поднимите руку, у кого выписаны все слова и нет помарок, Похвалите себя.
- Составьте предложение со словом КОТЁНОК и приготовьтесь подчеркнуть главные члены предложения.
Котёнок любит молоко. (Один ученик у доски с комментированием) - Какое предложение по цели высказывания?
Физминутка. («Котёнок»)
VII. Слушание.
- Предлагаю послушать сказку из детской энциклопедии «Я познаю мир».
- Послушайте и скажите, как называется часть речи, которая обозначает предмет. С.245.
На доску: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
- Прочитайте про себя по слогам, вслух по слогам, с ударением.
- Существительное, потому что обозначает предметы, которые существуют.
- Я буду называть слова, если это имя существительное – хлопните в ладоши, если другая часть речи – сидите спокойно. Имена существительные запишем в тетрадь.
Рисовать, красивый, карандаш, хулиганить, медведь, лисица, холодный, пенал, кричать, сорока.
- Среди записанных слов найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему так?
- Зачитайте одушевленные имена существительные.
- – Все слова разделите на слоги, выделите ударный слог. Проверка – Сколько слогов в слове ПЕНАЛ?
- Как определить?
- Какой слог ударный? И т. д.
VIII. Итог.
- Урок завершается, Мы говорили о словах, обозначающих предмет. По схеме расскажите всё, что запомнили о словах, обозначающих предмет.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | |
ПРЕДМЕТ | |
ОДУШЕВЛЁННЫЙ | НЕОДУШЕВЛЁННЫЙ |
КТО? | ЧТО? |
- ИТАК, имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
- Приведите примеры имён существительных.
Резерв.
- Как называется новый раздел, по которому мы работаем?
- Откройте оглавление (с. 241)
- Прочитайте, с какими произведениями мы сможем познакомиться в этом разделе
- Есть ли среди произведений знакомые, которые вы уже читали?
IХ. Домашнее задание.
Р. – с.6 – теория, с.7 – упр.3.
4. – с. 4-5, вопросы к тексту.