Урок интегрированного курса "Родной мир" по теме "Слова, обозначающие предмет"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Научить с помощью вопросов кто? Что? Распознавать слова, обозначающие предметы среди других частей речи; ввести понятие «имя существительное»; учить правильно задавать вопрос к существительным в зависимости от одушевленности/неодушевлённости;
  2. Продолжить работу над совершенствованием техники чтения и выразительности речи;
  3. Развивать внимание, мышление, речь учащихся;
  4. Воспитывать чуткое отношение к товарищам, учить воспринимать людей такими, какие они есть.

Ход урока

I. Организация класса.

Сядете тогда, когда назову слово, обозначающее предмет (вещь)

БЕГУ, ПРЫГАЮ, ЧИТАЮ, КНИГА

Прежде, чем оформить тетрадь, проверим осанку и положение тетради.

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою – ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Оформление тетрадей (Напоминаю, что слово «классная» пишется с двумя С, это слово из словаря. Написание таких слов мы запоминаем. Они не поддаются проверке.)

II. Сообщение темы.

Сегодня начинаем работать в новом разделе. Прочитайте его название (про себя). И подумайте над смыслом пословицы.

На доске: Красив тот, кто красиво поступает.

(Даже самое красивое лицо покажется безобразным, если человек совершает низкие, некрасивые поступки. Дорога не внешность, а душа человека.)

  • На уроке мы прочитаем одно из произведений этого разделе, обсудим его и будем говорить о словах, обозначающих предмет.
  • Посмотрите, что главное на уроке.

На доске: Главное на уроке

  1. Запомнить вопросы, на которые отвечают слова, обозначающие предмет.
  2. Научиться распознавать слова, обозначающие предмет.
  • Этому мы должны научиться. А начнём урок со словарной работы.

III. Словарная работа.

На доске: ...(?), ...нал, ...радь

  • Внимание на доску.

Слова спокойно жили в книжке,
но книжку вдруг прогрызли мышки,
От слов начала откусили,
из книжки в норку утащили.

  • Догадайтесь, какие словарные слова были написаны первоначально.
  • 1-ое слово ... Читаем по слогам (хором) 1ряд,2 ,3. Запоминайте написание.

IV. Объяснение нового.

  1. Прочитайте ещё раз эти слова и подумайте, что они обозначают. Внизу – слова для справок

На доске:

ДЕЙСТВИЕ
ПРЕДМЕТ
ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

  • Верно, эти слова обозначают предметы, они дают название предмета.
  • А собака – это предмет? Почему?
  • Слова, обозначающие предметы, отвечают на вопросы ... А может, кто-нибудь вспомнил, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы. (КТО? ЧТО? – помещаю сбоку от словарных слов)
  • Соединим данные слова с вопросами, на которые они отвечают. Я читаю слово, вы задаёте нужный вопрос.
  • Ребята, а как вы определяли, к какому слову надо задать вопрос КТО?, а к какому – ЧТО?
  1. Прочитаем теорию на странице 6. Здесь кратко, чётко, последовательно изложено то, о чём мы говорили. Постарайтесь запомнить это.
  • Прочитайте ту часть теории, где говорится о том, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы.
  • Прочитайте ту часть, в которой говорится об одушевлённых предметах, Запомните.
  • Прочитайте часть теории о неодушевлённых предметах. (Что сказано о неодушевлённых предметах?)
  • Итак, на какие две группы можно разделить слова обозначающие предметы? (На доске выстраивается схема)
ПРЕДМЕТЫ
ОДУШЕВЛЁННЫЕ НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ
КТО? ЧТО?
  1. Первичное закрепление.
  • Помня об этом, выполним упражнение. Тропинка- с. 3, раб. №1.
  • Прочитайте задание.
  • Запишите цветной пастой с красной строки вопрос КТО?, на расстоянии 3-х пальчиков ЧТО? (говорим (што), а пишем ЧТО).
  1. А теперь отдохнём, немного развлечёмся.

Физминутка.

  • Я называю слова, обозначающие предметы, а вы постарайтесь изобразить эти предметы Хорошо, если заметите одушевлённый это предмет или неодушевлённый.
  • Какой ряд дружнее.

V. Чтение нового произведения.

  1. Загадка (отгадку хором).

На кустах в саду растёт,
запах сладкий, словно мёд,
Но нередко льются слёзы
тех, кто рвёт руками... (РОЗЫ)

  • Как догадались?
  • Какие цветы ещё знаете?
  • Прочитаем сказку, в которой главными действующими лицами являются ЦВЕТЫ
  1. С.7
  • Прочитайте название сказки. Кто автор?
  • Внимание на доску. (Словарная работа).

На доске: 

ГРАЦИОЗНО
ПРЕЛЕСТНЫЕ
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЕ.

  • В сказке встретится такое слово. Прочитайте его про себя. Вслух по слогам. С ударением.
  • Как понимаете это слово?
  • Прочитаем, что сказано в толковом словаре об это слове. (Грациозный – исполненный грации, стройный. Грация- это изящество, красота).
  • Встретятся такие слова (прелестные, очаровательные)
  • Какими близкими по значению словами можно продолжить этот ряд? Как ещё сказать? (чудесные, бесподобные, восхитительные и т. д.)
  1. Чтение подготовленным учеником (I часть. II часть – учитель).
  • Послушайте и приготовьтесь ответить на вопросы.
  1. Работа над техникой чтения, (по методике Зайцева «Резервы обучения чтению»)
  • 2 раза по I минуте (шепотом)
  • скороговоркой (чётко, проговаривая окончания слов)
  • чуть медленнее, но зато очень выразительно, целыми словами.

2-ой час

Прозвенел и смолк звонок,
начинается урок,
Мы за парты тихо сели,
на меня посмотрели.

  • Продолжаем работать над сказкой.
  1. Чтение с детьми вслух.
  • Кто готов прочитать вслух выразительно?
  • Что значит выразительно прочитать? (Целыми словами, соблюдать паузы, интонацию, правильную громкость) (Установка: – прочитать так, чтобы всем понравилось.)
  • Следить по Т обязательно!
  • Подумайте, почему цветы загрустили? (от огорчения, что потеряли прекрасных друзей).
  • Прочитайте пословицы, записанные на доске, и спишите в тетрадь ту, которая отражает главную мысль сказки. Что хотел сказать нам автор, написав это произведение?

На доске: 

Доброе слово и кошке приятно.
Не мил и свет, когда друга нет.
Скромность всегда к лицу.

  • Какую пословицу записали? Почему именно эту. (Главная мысль сказки такова: без друга плохо, одиноко, не с кем поделиться болью и радостью, не с кем затеять весёлую игру. Одним словом, не мил и свет, когда друга нет.)
  • Позаботимся о своём зрении.

Физминутка. (по Базарнову, для глаз).

  • Продолжаем урок, Ещё раз взгляните, что главное на уроке.
  • Кто запомнил, на какие вопросы отвечают слова обозначающие предметы?
  • А от чего зависит, задам ли я к слову вопрос КТО? Или вопрос ЧТО?

VI. Закрепление, повторение изученного.

  • Зная это, выполним упражнение 7 из «Тропинки» – с. 7
  • Читаем задание. Какие слова будем выписывать.
  • Послушайте алгоритм работы: читайте слово, говорите одушевлённый предмет или нет, задаёте вопрос.

4 слова по цепочке, остальные самостоятельно.

Проверка (индивидуальная – по мере выполнения и фронтальная).

  • Сколько слов на букву Б записали? Зачитайте их.
  • Зачитайте остальные слова.
  • Поднимите руку, у кого выписаны все слова и нет помарок, Похвалите себя.
  • Составьте предложение со словом КОТЁНОК и приготовьтесь подчеркнуть главные члены предложения. 
    Котёнок любит молоко. (Один ученик у доски с комментированием)
  • Какое предложение по цели высказывания?

Физминутка. («Котёнок»)

VII. Слушание.

  1. Предлагаю послушать сказку из детской энциклопедии «Я познаю мир».
  • Послушайте и скажите, как называется часть речи, которая обозначает предмет. С.245.

На доску: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

  • Прочитайте про себя по слогам, вслух по слогам, с ударением.
  • Существительное, потому что обозначает предметы, которые существуют.
  1. Я буду называть слова, если это имя существительное – хлопните в ладоши, если другая часть речи – сидите спокойно. Имена существительные запишем в тетрадь.

Рисовать, красивый, карандаш, хулиганить, медведь, лисица, холодный, пенал, кричать, сорока.

  • Среди записанных слов найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему так?
  • Зачитайте одушевленные имена существительные.
  1. – Все слова разделите на слоги, выделите ударный слог. Проверка – Сколько слогов в слове ПЕНАЛ?
  • Как определить?
  • Какой слог ударный? И т. д.

VIII. Итог.

  • Урок завершается, Мы говорили о словах, обозначающих предмет. По схеме расскажите всё, что запомнили о словах, обозначающих предмет.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ПРЕДМЕТ
ОДУШЕВЛЁННЫЙ НЕОДУШЕВЛЁННЫЙ
КТО? ЧТО?
  • ИТАК, имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
  • Приведите примеры имён существительных.

Резерв.

  • Как называется новый раздел, по которому мы работаем?
  • Откройте оглавление (с. 241)
  • Прочитайте, с какими произведениями мы сможем познакомиться в этом разделе
  • Есть ли среди произведений знакомые, которые вы уже читали?

IХ. Домашнее задание.

Р. – с.6 – теория, с.7 – упр.3.

4. – с. 4-5, вопросы к тексту.