Проблема исследования речевого развития и развития познавательных способностей детей с нарушением зрения чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их психолого-педагогической реабилитации.
Детям с нарушением зрения очень трудно жить и развиваться в постоянно меняющемся мире. Учитывая актуальные потребности таких особых детей в ранней социализации и адаптации, мы в своей работе сделали упор на развитие речевой деятельности через познавательное развитие детей с нарушением зрения, так как именно в речи отражается накопление и обогащение знаний об окружающей действительности.
Систему нашей работы по данной проблеме мы выстраивали на следующих принципах:
- индивидуальный личностный подход к детям; учет зрительных диагнозов детей; предотвращение наступления зрительной утомляемости;
- обогащение окружающей их предметно-развивающей среды;
- активизация речевой и познавательной деятельности в течение всего дня (в специальных речевых и дидактических играх, беседах; опытах, экспериментах, экскурсиях);
- проведение специальных коррекционно-интегрированных речевых познавательных занятий, в ходе которых происходит обогащение словаря детей, активизация их речи, накопление и усвоение знаний об окружающем мире;
- организация специальных сюжетно-ролевых игр, в процессе которых происходит обучение детей элементарным навыкам обращения с бытовыми приборами, где дети (при участии взрослых) применяют полученные знания на практике (кипятят чай; накрывают на стол; после игр - пылесосят ковер);
- внимание к коррекции и развитию всех сохранных анализаторов в повседневной речевой и предметно-практической деятельности детей;
- проявление толерантности (терпения и педагогического такта), а также систему совместной работы с родителями посредством консультаций, индивидуальных бесед; проведения открытых занятий, создания группового фотоальбома, передвижной библиотеки семейного чтения.
Учитывая то, что особенные дети воспринимают мир то же по-особенному, в своей работе мы старались активизировать речевую и познавательную деятельность детей разными способами, в том числе через особую позитивно - игровую организацию педагогического общения. Так мы вышли на применение в своей работе образа игрового персонажа мультфильма – Капли-Капитошки, наделив его положительными эмоционально- личностными качествами (добротой, любознательностью, дружелюбием ) – понятного и близкого детям образа воды из мира природы. Вода – это колыбель всего живого. Она окружает человека от самого рождения и на протяжении всей его жизни. Она дает жизнь растениям и животным. С водой можно поиграть – летом поплескаться в речке, зимой – покататься на замерзшей ледяной горке. Капля-Капитошка, добрый сказочный персонаж, живет в группе, создавая положительный эмоциональный фон.
Применение игрового персонажа Капли-Капитошки способствует более эффективному усвоению программы [1] по следующим разделам: «Развитие речи», «Ознакомление с окружающим», «Социально-бытовая ориентировка», «Коррекционно-развивающая работа». Игровой персонаж участвует в коррекционно-интегрированных речевых познавательных занятиях, способствуя обогащению знаний детей об окружающем мире; в дидактических упражнениях и играх, рассказывая детям о явлениях природы; обучает их правилам безопасного поведения; знакомит их с явлениями общественной жизни, с предметным окружением; играет с детьми в коррекционно-развивающие игры, способствующие развитию их зрительного восприятия и ориентировке в пространстве; развитию осязания и мелкой моторики кисти руки. Капля-Капитошка дает в стихотворной и сказочной форме дружеские советы, то есть помогает детям в эмоционально-позитивной игровой ненавязчивой форме гармонично развиваться и адаптироваться к окружающей действительности.
Таким образом, система нашей работы с детьми с нарушением зрения была направлена на:
- накопление, переработку и усвоение детьми информации об окружающем мире, что выразилось в развитии речи детей, обогащении их понятийно-словарного запаса (умении отражать в монологической и диалогической речи полученные знания: составлять словесно- описательные рассказы, придумывать сказки, загадки; сочинять стихи), а также в развитии познавательных способностей детей и расширении их кругозора.
- развитие и совершенствование предметно-практической деятельности детей, что способствовало их ранней адаптации и социализации в обществе, придало детям с нарушением зрения уверенность в себе.
Как один из результатов нашей совместной с детьми деятельности – сотворчество в сочинении стихов (приводятся выборочно), а также – интегрированное занятие «Домашние помощники».
«Здравствуй, Капля-Капитошка!»
Если грустно вам немножко –
Нарисуйте Капитошку!
Сказка в гости к вам придёт-
Капитошка оживёт!
Лист бумаги, карандаш
И фантазии немножко
Сделаем добрее мир –
Здравствуй, Капля-Капитошка!
«Почему нужно носить очки?»
В нашем садике, как в сказке
Все ребята лечат глазки.
На носу очки сидят вовсе не простые,
А волшебные очки – очень озорные!
Через них, смотря вокруг,
Узнаёшь, что это – жук!
А вот сороконожка,
Гуляет по дорожке!
Там бабочка порхает,
Цветочек расцветает,
Плывут по небу облака,
Листва колышется слегка.
И никого не слушайте –
Носить очки не стыдно!
А мальчикам и девочкам –
В них просто – лучше видно!
«Домашние помощники»
(Интегрированное занятие для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста по развитию речи в процессе ознакомления с окружающим).
Программное содержание:
- Уточнить и обогатить знания детей о бытовых приборах (их названии и назначении): холодильнике, пылесосе, электрочайнике, стиральной машине, утюге.
- Закрепить правила безопасного поведения при использовании бытовых приборов.
- Активизировать словарный запас детей при составлении описательных рассказов о бытовых приборах; развивать образное и логическое мышление при отгадывании загадок.
- Развивать навыки самоконтроля и самооценки при обследовании и описании предметов, при выполнении заданий на листах бумаги.
Коррекционная работа: развивать тактильное восприятие, развивать фонематический слух, учить угадывать предметы на ощупь, развивать мелкую моторику кисти рук.
Материал: бытовые приборы (пылесос, утюг, чайник – настоящие; холодильник, стиральная машина – игрушки); кукла-перчатка кот-Васька; авторская мягкая игрушка Капля-Капитошка; картинки с изображением бытовых приборов; таблица с нарисованными гласными буквами; листы альбома (с контурным точечным изображением бытовых приборов); фломастеры.
Перед началом занятия – пальчиковая гимнастика.
Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, Веселит своих зайчат. |
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальчики подняты вверх. |
Зайка взял свой барабан И ударил – трам-пам-пам. |
Безымянным и мизинцем стучать по большому пальцу (произносить с разной интонацией). |
После пальчиковой гимнастики, воспитатель: «Слышите, ребята, кто-то мяукает? (воспитатель надевает на руку театральную куклу-перчатку кота) Так это ты, кот Васька. Что случилось?»
Васька: «Мы с мамой решили вечером пойти в магазин и купить бытовые приборы, а я не знаю, что это такое - бытовые приборы? Помогите мне, ребята, пожалуйста!»
Воспитатель: «Ну что, ребята, поможем коту Ваське? Объясним ему, что это за приборы такие – бытовые. Пожалуйста, Васька, оставайся у нас на занятии и поучись вместе с нами!».
1 часть. Начало занятия. Педагог предлагает детям прослушать, а затем произнести с разной интонацией слова стихотворения:
Автор: Еж пыхтит и морщится.
Еж:
Что я вам, уборщица? Лес никак не уберу – Соблюдайте чистоту! |
(произносить с разной интонацией, все вместе – хором, а затем – некоторые из детей.) |
– еж-рука | Воспитатель и дети произносят текст с разной интонацией оказывая своими руками ежа. |
Воспитатель: «Ребята, ежик убирается у себя в лесу. Мы, когда убираемся дома, какие предметы используем?». Дети отвечают: «Ведро, тряпку, веник». «А вы знаете, ребята!» – продолжает говорить воспитатель, – «Что кроме этих предметов есть у нас ещё и другие домашние помощники, которые помогают нам поддерживать чистоту и порядок в доме, облегчают нашу жизнь?
А что это за домашние помощники? – вы сейчас и отгадайте (воспитатель загадывает загадку – дети отгадывают):
- Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер: «Ту».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)
Открыть пылесос. Рассмотреть его (описать).
Воспитатель: «Что есть у пылесоса? Хобот – шланг; щетка с отверстием внутри, куда засасывается пыль и мусор». Воспитатель спрашивает: «Что делает пылесос?». Дети отвечают: «Сосет пыль».
Воспитатель, совместно с детьми, рассматривает материал, из которого сделан пылесос (корпус – металл или пластик); дети – определяют его на звук, на ощупь...
Воспитатель: Зачем пылесосу шнур и вилка? (Она вставляется в розетку и электричество течет по шнуру к мотору пылесоса – он работает и мы пылесосим.) Затем, совместно с детьми, пылесосит ковер. После убирает пылесос в сторону, хвалит детей и предлагает им послушать следующую загадку:
- Я, не хвастая, скажу,
Всех друзей омоложу.
Идут ко мне унылые –
С морщинками, со складками.
Уходят очень милые –
Веселые и милые.
Значит, я надежный друг –
Электрический … утюг (открывает, рассматривает совместно с детьми, описывает).
Воспитатель, совместно с детьми, рассматривает утюг – что есть у утюга: ручка, гладильное полотно, переключатель нагрева, шнур, вилка. Дети на ощупь определяют из каких материалов сделан утюг; определяют, что утюг – нагревается, так как работает от электричества; утюг гладит одежду; затем воспитатель напоминает правила безопасности – нельзя самим включать утюг – может быть пожар; утюг – не игрушка, а очень серьезный бытовой прибор).
Далее воспитатель предлагает детям рассмотреть электрический чайник (у него есть емкость, в которую заливается вода; есть крышка; ручка; внутри - нагревательный элемент; а также шнур и вилка. Воспитатель напоминает правила безопасного обращения с чайником – нельзя включать его, если в нем нет воды, – он может сгореть, может случиться пожар). Далее воспитатель, совместно с детьми, рассматривает предметы-игрушки – холодильник и стиральную машину. Уточняет, из каких деталей состоят эти предметы и их назначение. Дети рассматривают (находят характерные признаки каждого предмета). Затем воспитатель, совместно с детьми, приходит к обобщению о большой важности и незаменимости этих предметов в быту. Вводит понятие «бытовые приборы». Уточняет, что бытовые приборы продаются в специализированном магазине – где продается техника. После этого, предлагает детям ответить на следующие вопросы: что такое – бытовые приборы? Что у них у всех общего? (есть мотор; есть шнур и вилка; работают от электричества помогают людям в быту); Чем эти бытовые приборы различаются? (назначением: пылесос – сосет пыль; утюг – гладит одежду; электрочайник – нагревает воду; холодильник – сохраняет продукты в холоде, чтобы они не испортились); стиральная машинка – стирает белье. Затем к ребята приходит Капля-Капитошка (она говорит, что тоже хочет позаниматься и поиграть с ребятами). Предлагает им игру «Угадай-ку».
Коррекционные игры:
Игра 1 – «Угадай-ка».
Воспитатель (вместе с Капитошкой )говорят:«Ребята, среди схематичных картин, расположенных на доске, а также предметов-игрушек и настоящих бытовых приборов найдите те предметы, о которых мы с вами сегодня говорили и отгадывали загадки и положите схематичные картинки рядом с предметами в группе (игрушками и настоящими)».
холодильник пылесос стиральная машина утюг электрочайник |
игрушка настоящий игрушка настоящий настоящий |
Игра 2 – «Заколдованные предметы».
Воспитатель и Капля-Капитошка раздают детям листы с точечным изображением бытовых приборов; предлагают «расколдовать» точечные изображения бытовых приборов (дети фломастерами соединяют изображения по точкам – «расколдовывают»их), а затем описывают (не называя сам прибор) по схеме, которую им предлагает Капитошка: «Ребята, не называя сам бытовой прибор, опишите его, а остальные догадайтесь – о чем эта описательная загадка. Например: «У этого бытового прибора есть шнур, вилка; он сделан из металла; он бывает большой и маленький; в основном всегда белого цвета; внутри него всегда холодно; там хранятся продукты. Как называется этот бытовой прибор?» (Дети стараются угадать, что это холодильник).Спросить 2-3 детей.
Игра 3 – «Определи на ощупь»:
воспитатель предлагает также, не называя сам предмет (по тактильным ощущениям описать его, выделяя характерные признаки), а остальные дети должны догадаться, о каком бытовом приборе идет речь. Спрашивает 2-3 детей.
Физминутка «Три медведя». Капля-Капитошка проводит вместе с воспитателем.
Три медведя шли домой. | |
Папа был большой-большой. | (Руки вверх.) |
Мама с ним – поменьше ростом, | (Руки на уровне груди.) |
А сынок – малютка просто. | (Присесть.) |
Очень маленький он был – | |
С погремушками ходил. | |
Динь-динь-динь. | (соприкасаются большим и остальными пальцами рук друг по другу.) |
Мишки делают уборку, занимаются хозяйством (пылесосят, гладят, стирают и т.д.) – дети показывают. |
Пантомимическая гимнастика:
Подражаю я слону – Я губы хоботом тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю. Тянем губы прямо к ушкам |
Чтоб понравиться лягушкам, Улыбнусь, как Буратино! И как хитрая лиса, И как радостный ребенок, Что увидел чудеса! |
Воспитатель предлагает Капле-Капитошке присоединиться к ребятам (садит ее на стул) и дальше предлагает детям поиграть с котом Васькой.« Мяу-мяу! Ребята, а сейчас хочу с вами вместе поиграть. Я очень люблю петь, а пою только гласные звуки. А какие это звуки? Это те звуки, что свободно поются и ничто не мешает их петь (ни губы, ни зубы, ни язык)». А после песенки мы с вами поиграем в игру «Звуковые ворота» (усложнение). Дети поют по таблице гласных звуков.
Игра на развитие фонематического слуха – «Звуковые ворота» – проводят воспитатель и кот Васька (прохлопывание по слогам и определение количества слогов в слове):
стиральная ма-ши-на (3 слога);
пы-ле-сос (3 слога);
у-тюг (2 слога);
э-лект-ро-чай-ник (5 слогов);
хо-ло-диль-ник (4 слога).
Затем воспитатель и кот Васька предлагают детям игру «Назови ласково».
Игра «Назови ласково»: воспитатель и кот Васька называют слова, а дети – эти же слова, но в уменьшительной («ласковой») форме:
Воспитатель и Кот: | Дети: |
«У нас – пылесос. У нас – холодильник. У нас – стиральная машина. У нас – утюг. У нас – чайник» |
«А у нас – пылесосик. А у нас – холодильничек. А у нас – стиральная машиночка. А у нас – утюжок. А у нас – чайничек» |
Физминутка с показом цифр «Сосчитай и сделай»:
1 (один) – подняться, потянуться.
2 (два) – согнуться, разогнуться.
3 (три) – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На 4 (четыре) – руки шире.
На 5 (пять) – руками помахать.
На 6 (шесть) – на место тихо сесть.
Кот: «Мяу-Мяу! Спасибо вам, ребята, что все мне объяснили. Когда вечером мы с мамой пойдем в магазин техники, я не ошибусь и куплю все самые нужные бытовые приборы».
Далее воспитатель, совместно с детьми, подводит итог занятия: «О чем мы сегодня говорили на занятии? (О разных предметах). Каким названием мы можем обобщить все эти предметы? (Бытовые приборы) Что общего у всех бытовых приборов? (У них есть шнур, вилка, которая вставляется в розетку; они все работают от электричества). В чем различия бытовых приборов? (В их способе применения: пылесос – сосет пыль; утюг – нагревается и гладит вещи; электрочайник – нагревается и кипятит воду; холодильник – охлаждает продукты, сохраняет их свежими; стиральная машина – стирает вещи (одежду, полотенца, постельные принадлежности). Все эти бытовые приборы – помогают людям. Они наши домашние помощники».
Воспитатель проводит зрительную гимнастику: предлагает детям закрыть глазки, открыть их, поморгать ими, снова закрыть. «Закроем глазки, поморгаем ими. А сейчас кот Васька погладит тех ребяток, кто хорошо занимался, погладит по голове.» (гладит всех детей.). Далее воспитатель предлагает детям вместе с Каплей-Капитошкой и котом Васькой устроить чаепитие – вскипятить воду в электрочайнике, накрыть на стол.
После занятия, можно во второй половине дня, воспитатель предлагает детям обучающую сюжетно-ролевую игру «Наведем порядок в доме» (с целью закрепления знаний, полученных на занятии, обучает детей умению пользоваться бытовым прибором – пылесосом).
Работа с родителями: вечером воспитатель проводит индивидуальные консультации по обучению трудовым навыкам детей дома, предлагает родителям приобщать детей к выполнению посильных трудовых поручений – например, соблюдая технику безопасности, пропылесосить ковер.
В дошкольном учреждении на закрепление знаний о бытовых приборах (в рамках ознакомления с профессиями сотрудников детского сада) проводит с детьми экскурсию в прачечную.
Список литературы:
- «Программы детского сада для детей с нарушением зрения четвертого вида» под редакцией Плаксиной Л.И., – Москва, «ГороД», 1999.