Урок развития речи в 4-м классе "Домашние животные: лошадь"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • Уточнение и расширение представлений учащихся о домашних животных, о профессиях животноводов; формирование умения отвечать на вопросы учителя распространёнными предложениями и составлять рассказ-описание;
  • Отработка словообразовательных умений и навыков, обогащение и активизация словаря;
  • Коррекция мышления на основе упражнений в анализе-синтезе;
  • Коррекция внимания и восприятия;
  • Воспитание мотивации к учению.
  • Выработка сопутствующих навыков (правильно сидеть) и соблюдение здоровье сберегающих технологий.

Оборудование: учебники, игрушки, «осколочные» картинки, план рассказа, рабочие тетради, трафареты для обводки контура животных, загадки о животных, стихи, маски животных, слайд-презентация, рассказ «Спор животных».

Ход урока

1. Орг.момент:

приветствие, проверка класса к уроку, рапорт дежурного.

– Сядет тот, кто назовёт любое животное и подберёт слова-действия, подходящие по смыслу.

Например, кошка – мяукает.

2. Настрой на работу:

Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

3. Игра на внимание.

Найди лишнее слово и объясни. Сделай исключение. Слайды 2-5.

Волк, заяц, баран, ёж, медведь, лиса.
Лиса, корова, свинья, кот, собака, коза.
Ворона, сорока, синица, ласточка, воробей.
Журавль, аист, лебедь, грач, стриж, воробей.

4. Повторение пройденного. Актуализация опорных знаний.

Загадки о животных на слайдах 6-9.

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)

Четыре грязных копытца
Залезли прямо в корытце. (Поросёнок)
Встал он прямо у дорожки:
Не идут со страха ножки.
И мычит бедняга: «Му!
Шаг я сделать не могу!»

С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
С пухом, а не птица,
Лыко дерёт,
А лаптей не плетёт. (Коза)

Рыжий молокозавод
День жуёт и ночь жуёт:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко! (Корова)

Без расчёски причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады. (Кот)

Шубу дважды в год снимает.
Кто под шубою гуляет? (Овца)

Лежит замарашка
В щетинистой рубашке.
Хвост крендельком,
Нос пятачком,
Ничем не больна,
А всё стонет она. (Свинья
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит.
Дом сторожит. (Собака)

– Баран, бычок, свинья, собака… – как их можно назвать? (Домашние животные.)

– Что это значит? (О них заботится человеку, они приносят пользу людям.)

Лексические упражнения:

«Измени слово» . Одна ферма – много ферм.

Один козёл, бык, пастух, ветеринар, козлёнок, баран, поросёнок, животновод ;одна корова свинья, овца, коза; одно стадо.

«Кто как голос подаёт?»

«Мама-дети…» Игра и стихотворение.

5. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся подробнее с животным, без которого невозможно представить жизнь человечества. О нём говорится в одной из арабских рукописей 4 века: «Он бежит быстрее бури, быстрее взгляда. Он чист, как золото. В темноте разглядит он волосок; он может настигнуть газель. Он говорит орлу: «Я мчусь как ты …летишь». Бег его ровен и спокоен.» Кто же это? Слайды 10-11.

  1. Он и стройный, и красивый
    У него густая грива!
    Он копытами «цок-цок».
    Покатай меня, дружок!

  2. Скор, как стрела .Силён, как вол.
    В поле – бурлак, в бою – орёл.

  3. Не мой бы труд,
    Не мой бы бег,
    Ты плохо жил бы человек.
    Но в век машины и мотора
    Боюсь, в отставке буду скоро.

– Правильно, это домашнее животное лошадь .Существует много разных пород:скаковые, тяжеловозы, орловские рысаки, арабские, ахалтекинцы, русская верховая. Слайды 12-14.

6. Изучение нового материала.

А) Работа с индивидуальными « осколочными» картинками.

– Сложить картинку, назвать изображённое на ней животное;

– Найти общие признаки у разных пород лошадей:форма тела, ноги, хвост, форма головы, глаза чёлка, грива; уход: конюх сёдла сбруя, стремена; польза:спорт(скачки),перевозчики, пахари, лекари, циркачи, труженики.(дети находят свои картинки на слайдах)

Б) Рассказ учителя и демонстрация слайдов. Установка: «Я буду рассказывать, а вы попробуйте запомнить новое в моём рассказе (то, чего не знали раньше).»

В книге «Жизнь животных» Альфред Брэм писал: «Из всех побед, которые человек одержал над животными, без сомнения, самая полезная и важная- победа над лошадью, этим благороднейшим из животных. Лошадь -верный слуга и спутник человека везде: дома, в поле и на войне; лошадь воплощение красоты и грации. Посмотрите, в самом деле, на чистокровного скакуна. Его трепещущие ноздри пылают и дымятся; быстрые ноги в нетерпении роют землю; огненный взгляд мечет молнии; красивая, разметавшаяся грива трепещет и волнуется ;длинный пушистый хвост распускается султаном. Благородный конь как будто сам гордиться своей красотой.»

А вот арабская легенда о сотворении благородного животного: «Когда Господь сотворил лошадь, то сказал ей: «С тобой не справится ни одно животное; все земные сокровища лежат между твоими глазами. Ты будешь топтать моих врагов и возить моих друзей. С твоей спины будут произносить мне молитвы. Ты будешь счастлива на всей земле и тебя будут ценить дороже всех существ, потому что тебе будет принадлежать любовь властелина земли. Ты будешь летать без крыльев и разить без меча...»

Понятливость, память и добродушие благородного животного доставляют возможность выучить его всем тем искусствам, которым обучают слона, осла и собаку. Оно выучиваетсярешать загадки, отвечать на вопросы, говорить «да» и «нет» движениями головы, ударами ноги означать, который час. При ласковом обращении лошадь можно обучить многому. Но и сама по своей природе она может дойти до замечательной понятливости.

В коне хозяйствах день рождении лошади заносится в особую книгу. При содержаниях животных в табунах им наносится знак (тавро), на котором указывается год рождения. Но опытные коневоды могут определять возраст лошади по зубам..

Табун лошадей спасается от волчьей стаи встав в круг, головами к центру, а в середине стоят жеребята. Лошади отбиваются от нападающих волков сильными задними копытами… Слайды 15-25.

Словарь:коневодство, тяжеловоз, скаковая, племенная, жокей, конюх, сбруя, седло, стремена.

7. Физкультминутка.

Слайд 26.

Цок-цок-цок-цок,
Я – лошадка – серый бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь – прокачу!
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива.
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка – серый бок.

8. Составление рассказа о лошадях по плану:

Слайд 27.

  1. Домашнее – дикое.
  2. Размер.
  3. Части тела.
  4. Какие звуки издаёт?
  5. Где его содержат?
  6. Кто за ним ухаживает?
  7. Что это животное даёт человеку?

9. Работа в тетрадях.

Пальчиковая гимнастика. Слайд 28.

Лошадка.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Цок -цок –цок -цок- цок,
Скачет резвый табунок.

Запись словарных слов в тетрадь.

Штриховка контура лошади.

Подписи к картинке (части тела)

10. Обобщение.

Слайды 29-34 

А) – С какой новой информацией вы сегодня познакомились?

– Назовите новые слова.

Б) Работа с учебником .Страница 78-79.

В) Игра « Один -много»:конь, жеребёнок, лошадь, табун, пастух, конюх, ветеринар, жокей, наездник.

Г) Составление предложений по схемам:

Предмет – действия – признак – дополнение.

11. Физминутка.

Скачет конь наш,
Цок, цок, цок.
Слышен топот
Быстрых ног.

(Дети бегут, высоко поднимая ноги, руки протянуты вперёд, корпус слегка отклонён назад.)

12. Рассказ «Спор животных» К. Ушинского .

Чтение по ролям и последовательный пересказ. Беседа по вопросам. Инсценировка.

Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.

– Конечно, меня, – говорит лошадь. – Я ему дрова из леса вожу. Сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.

– Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова. – Я его семью молоком пою.

– Нет, меня, – ворчит собака. – Я его дом стерегу.

Услыхал хозяин этот спор и говорит:

– Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте.

13. Итог урока.

Слайды 36-42

Домашнее задание. Оценки.

Слайды 43.