«Первые линии, которыми искусный мастер обозначает свой замысел, уже содержат в себе зерно того, чем будет отличаться его произведение… Он наносит на бумагу несколько линий, и вы чувствуете, что ни одна из них не безразлична», - этой цитатой из Э.Делакруа я начинаю урок в 5 классе по теме «Линия как средство художественной выразительности». Ведь любое, самое гениальное творение изобразительного искусства начиналось с первой линии – объясняю я своим ученикам. Таким образом, линия является одним из главных выразительных средств, позволяющим мастеру «остановить мгновение» быстротечной жизни. Образные возможности линии чрезвычайно разнообразны: она может передать движение, эмоции, свойства объекта. Чтобы проиллюстрировать это, я демонстрирую таблицу Образные возможности линии», приведенную в журнале «Искусство в школе» №3 за 1998г. (стр.57), например:
Мы рассматриваем и обсуждаем репродукции: «Портрет Полины Виардо» и «Автопортрет» Леонардо да Винчи и приходим к выводу, что у каждого художника линия индивидуальна, имеет свои неповторимые отличия. Знакомимся с различными видами линий, выполняем упражнения на их изображение.
Сложнее всего ребятам дается простая, на первый взгляд, линия, напоминающая лестницу (4). Дело в том, что они пытаются изобразить ее, не отрывая карандаш от бумаги. После объяснения, что эту линию необходимо разбить на две составляющие, вертикальную и горизонтальную, результат становится лучше. Каким образом линия может передавать индивидуальные особенности объекта? Чтобы продемонстрировать это, я рисую на доске пять одинаковых кружков, и подписываю их: это будет кошка, это – тигр и т.д. Потом мы с ребятами начинаем рассуждать: чем же отличаются эти животные? Первый признак – форма ушей.
Ребята выходят к доске и дорисовывают мордочки животных. Вот результат, который учитывает форму глаз, носа и т.д.
При всей кажущейся простоте это задание учит наблюдательности, умению сравнивать, находить сходства и различия, вырабатывает графические навыки.
Большое оживление, споры, смех вызывает следующее задание: я рисую на доске три одинаковые мордочки медведей, и мы вспоминаем русскую народную сказку «Три медведя». Задание: нарисовать носы и глаза так, чтобы сразу было понятно, где Михайло Потапович, где Настасья Петровна, а где Мишутка.
С помощью этой детской занимательной задачки я наглядно объясняю ученикам изобразительные возможности обыкновенной точки.
Продолжая тему образных возможностей линии, в начале следующего урока я вывешиваю на доске таблицу с изображением деревьев. Мы отгадываем породы деревьев по их силуэтам, выясняем, каким образом линия передает особенности каждого из них.
Затем, выбрав единый для всех образ дерева, пытаемся изобразить его, выделяя какое-то конкретно заданное свойство (см. приложение). Для работы используем черную тушь или гуашь, фломастер. Рисунок выполняем на небольших по формату листах – половина или четверть альбомного. Оценивается оригинальность, выразительность рисунка и степень передачи того или иного свойства объекта.
Переход от линии к плоской фигуре происходит на следующих уроках вполне естественно, ведь фигура – это часть плоскости, ограниченная замкнутой линией. Я объясняю ученикам, что круг – это плоская фигура, ограниченная окружностью, а треугольник ограничен замкнутой ломаной линией и т.д. Чтобы знакомство с основными геометрическими фигурами было интересней, я использую «волшебные очки». Очки, которые я раздаю каждому ученику, вырезаны из картона и имеют линзы разной формы. Надев очки с треугольными линзами, мы начинаем видеть вокруг себя предметы только треугольной формы.
Устраиваем соревнования между рядами: какой ряд придумает больше изображений, используя только одну фигуру? Это задание развивает фантазию, образное мышление, координирует движения руки, приучает к аккуратности: ведь времени на исправления нет.
Знакомясь с принципом образования тел вращения с помощью основных геометрических фигур, мы используем книгу «Основы рисунка» Н.М.Сокольниковой, экземпляры которой я раздаю на каждую парту. Ребята выполняют упражнение из этой книги (стр. 83): вращая плоскую фигуру вокруг неподвижной оси, можно получить разнообразные объемные формы.
Для демонстрации принципа образования тел вращения я изготовила динамические модели. В качестве оси вращения использую обычную вязальную спицу.
Задачи, которые я ставлю перед собой на этих уроках, традиционные: развитие графической культуры, творческих способностей учащихся, приобретение ими знаний и навыков, которые обязательно понадобятся им в дальнейшем. Так как я преподаю черчение в 8-9 классах, я понимаю, насколько важно, чтобы ученики усвоили разницу между фигурой и телом. Ведь нередко даже старшеклассники называют конус «треугольником», а куб «квадратом». От простого к сложному, от линии и плоской фигуры – к геометрическому телу, и не в 8м классе, а в 5-м – такой путь я определила для себя.
ЛИТЕРАТУРА:
- Н.М.Сокольникова. Основы рисунка. Обнинск, «Титул», 1996г.
- Журнал «Искусство в школе» №3, 1998г.