Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы.
Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Идея неравномерности этого распределения вполне очевидна, однако не все с ней согласны. Как-то, смеясь, Монтень заметил, что из всех способностей Бог наиболее справедливо распределил умственные - ибо никто не жалуется на их недостаток.
Многие специалисты называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Внешнее окружение, или, как говорят в профессиональной литературе, среда и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.
Эта простая и, казалось бы, очевидная мысль с большим трудом пробивала себе дорогу в отечественной педагогике и педагогической психологии. Многие в нашем отечестве не хотели и до сих пор не хотят "ждать милостей от природы". Отсюда и идеи о том, что нет детей одаренных и нет не одаренных. Есть лишь те, кого правильно или неправильно обучали и воспитывали, "нет плохих учеников, есть плохие учителя...".
Концепций одаренности, созданных современными учеными, так много, что одно лишь перечисление их наименований заняло бы не менее страницы. В их описаниях нередко могут заблудиться даже профессионалы психологи. Мы облегчим свою задачу, обратившись сразу к наиболее популярной и принимаемой большинством современных специалистов идее - концепции человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли.
Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:
- интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
- творческости;
- настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).[2]
Примечательно, что в самом названии данной теоретической модели Дж. Рензулли использует вместо термина "одаренность" термин "потенциал". Это свидетельство того, что данная концепция - своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных, но и всех детей.
Выделенная Дж. Рензулли триада представляется автором обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, символизирующих мотивацию, выдающиеся способности (интеллект) и творческость (креативность), что в значительной мере проясняет характер взаимодействия данных трех составляющих (рис. 1).
Рис. 1. Элементы человеческого потенциала Дж.Рензулли (малая модель)
Из всего многообразия психолого-педагогической диагностики одаренности нами выделены и используются в практической работе тесты:
Психологический профиль одаренного ребенка.
- Характерологический тест Айзенка.
- Опросник САН (Самочувствие. Активность. Настроение.)
- Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника.
- Тест «Шкала оценки потребности в достижении».
- Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми.
- Проявление и формирование специальных способностей (А. Савенков).
- Методика «Карта одаренности».
- «Есть ли у Вас способности к пространственному воображению?» (У. Бернард, Д. Леопольд).
Для успешной работы с одаренными детьми необходимо соблюдать несколько условий:
- При организации работы классного руководителя свою работу необходимо начать с планирования. В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:
- Создание подсистемы диагностики одаренности учащихся школы и организация эффективного функционирования этой системы.
- Расширение и совершенствование деятельности психологической службе в школе.
- Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей школы.
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.
- Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе школы.
- Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
- учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей, человеческой привлекательности и состоятельности;
- учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
В работе учителя географии большое значение имеет подготовка одаренных учащихся к участию в олимпиадах, предметных чемпионатах, конкурсах, написанию творческих и исследовательских работ, поэтому необходимо систематизировать деятельность во-первых по выявлению и диагностике данных учащихся, во-вторых спланировать работу с учащимися с учетом их индивидуальных особенностей.
По данной теме был разработан и проведен мастер-класс в рамках августовской районной конференции учителей (Оршанка, Марий Эл, 20.08.2009г.)
Литература
- Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. Рабочая концепция одаренности. / Под ред. В.Д. Шадрикова, М., 1998.
- Савенков, А.И. Детская одаренность //режим доступа www.adalin.mospsy.ru
- Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
- Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» - М; 2000.