Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Тип урока: обобщение изученного

Тема: Если хочешь быть здоров

Цель:

  1. сформировать представление о здоровом образе жизни, научить детей соблюдать режим дня, личную гигиену, заниматься спортом и правильно питаться.
  2. прививать интерес к самостоятельному поиску ответов на поставленные учителем вопросы, учить задавать вопросы и работать с текстом, добывать информацию различными способами, работать в группах, паре, индивидуально.
  3. воспитывать интерес к окружающему миру, самостоятельность, чувство товарищества, стремление расти здоровым и крепким.

Оборудование: карточки, анкеты, игрушка-львенок Симба, кубики, научный текст, таблица «Режим дня», книга «Румяные щеки» С. Прокофьевой, презентации «Здоровое питание», «Закаливание», мультимедиа.

Структура и содержание

1. Орг. момент

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели
На меня все посмотрели.
И сегодня мы опять
Учиться будем отвечать.

2. Обобщение

 (Симба – игрушечный львенок, приносит книгу)

-Ребята, я еще одну интереснейшую книгу прочитал. В ней столько новых подвижных игр, веселых стихотворений, сказок про спорт, гигиену и режим дня, даже есть вкусное меню.

Обязательно прочитайте.(вывешивает название книги и автора, выставляет книгу)

Только я не понял, почему Софья Прокофьева, автор книги, назвала ее «Румяные щеки». Как вы думаете, ребята? (ответы детей)

Учитель: Конечно, ведь румяные щеки у здоровых людей. О чем же мы сегодня будем говорить? (о здоровье)

ТЕМА: ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ.

 

1. -Что же нужно соблюдать, чтобы сохранить здоровье? (вывешиваются таблички)

Режим дня
Личная гигиена
Спорт
Правильное питание

2. (Мальчик поднимает руку)

Саша: А, знаю, знаю! Режим – это куда хочу, туда скачу!

Учитель: Да нет, Саша. Режим – это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь распорядок дня?

Саша: Даже перевыполняю!

Учитель: Как это?

Саша: По распорядку мне надо гулять 2 раза, а я гуляю 4.

Учитель: Нет, ты не перевыполняешь его, а нарушаешь.

Работа по учебнику Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир» 1 кл. с. 24 «О режиме дня»

Давай лучше посмотрим, как ребята выполняют режим дня. Знают ли они что и в каком порядке надо выполнять.

(работа по таблице «Режим дня» - расставить № по порядку)

3. Симба: Я тоже обязательно буду соблюдать режим дня. Особенно я люблю покушать.

Учитель: А питаться, Симба, надо правильно.

Вспомни стихотворение из книги «Румяные щеки»

Вы не видели такого
Ни во сне, ни наяву.
Наша рыжая корова
Червяков клюет в хлеву.
До чего же галку жалко!
Сено ест на ужин галка.
Это вовсе не еда,
Это сущая беда!
Получилось очень грустно:
Неполезно и невкусно.

 

4. Работа по группам

Учитель: А как питаться правильно, поможет нам выяснить работа с анкетами, по которым вы проводили опрос родителей.

АНКЕТА

  1. Что из еды ты любишь больше всего?
  2. Завтракаешь ли ты?
  3. Cколько раз в день ты ешь?

Учитель: Я подсчитала количество одинаковых ответов по этим анкетам, а вы поработайте с результатом и сделайте вывод.

1, 2, 3 группы работают с результатами опроса

4, 5, 6 группы составляют меню на завтрак, обед и ужин (работают по группам)

- Что же мы получили?

1 вопрос «Что из еды ты любишь больше всего?»

Картофель-8 чел.
Курица- 5 чел.
Фрукты 4 чел.

(строят из кубиков пирамидки по кол-ву человек)

Сделайте вывод. (Ответы детей: Наиболее употребляемый продукт – картофель.)

Учитель: Не зря ученые утверждают, что в России основным продуктом питания является картофель. Мы с вами убедились, что картофель не только основной продукт, но и самый любимый. Но нельзя забывать основное правило питания. Какое?

(Еда должна быть разнообразной)

И давать организму все необходимые вещества.

Работа по презентации «Здоровое питание». (Приложение 1)

2 вопрос «Завтракаешь ли ты?»

Да – 13 чел.
Иногда – 4 чел.
Нет – 2 чел.

Сделайте вывод.

Кто же из родителей прав? (13чел.) Да, завтрак необходим. Пища дает организму энергию, силу, высокую работоспособность.

3 вопрос «Сколько раз в день ты ешь?»

2 раза – 3 чел.
3-5 раз – 12 чел.
6-8 раз – 4 чел.

Сделайте вывод. (Надо кушать 3-5 раз в день)

Ответы мы получили разные. Да и не может быть одинакового ответа, кто-то любит кушать часто, но понемногу, а кто-то основательно, но редко.

Но все же норма в количестве приемов пищи есть, вы правы – от 3 до 5 раз в день.

Сделайте вывод, правильно ли питаются наши родители?

Вывод: большинство родителей питаются правильно.

А какое меню нам предложат ребята на завтрак, обед и ужин? (зачитывают составленные из карточек с названиями блюд меню)

молоко каша булочка
котлеты суп салат
какао рыба компот
запеканка      пюре      чай

Например:

Завтрак – каша
компот
булочка
Обед – салат
суп
пюре
котлета
чай
Ужин - запеканка
какао

Не забывайте, что большая часть еды приходится на обед, а самая маленькая – на ужин.

Работа по учебнику Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир» 1 кл. с. 23 «Ты и здоровье»

Физминутка

Симба: Я очень хочу стать сильным, ведь я – царь зверей. Научите меня делать утреннюю зарядку. (Дети проводят комплекс упр. для утренней зарядки)

5. Работа с текстом (работа в парах)

Кроме зарядки полезно закаляться, а почему, мы узнаем, когда поработаем с научным текстом. Учимся задавать вопросы и отвечать на них.

Работаем в парах. Прочитайте текст. (Работа с текстами: Презентация «Закаливание» - на экране (Приложение 2), напечатанные тексты - на партах).

I ряд:

  • Закаливание – это укрепление организма.
  • Оно необходимо для каждого человека.
  • Многие профессии связаны с работой на холоде: альпинисты, полярники, солдаты.
  • Именно поэтому закаливаться нужно каждый день.

II ряд:

  • Обливайтесь под душем, постепенно делая воду холоднее.
  • После душа надо растереться полотенцем.
  • Делайте это каждый день.
  • Закаливание нельзя начинать во время болезни. Обязательно надо вылечить зубы.

III ряд:

  • Александр Суворов (1730-1800) -великий русский полководец.
  • Он не проиграл ни одной битвы.
  • Суворов родился слабым и больным, но очень хотел стать военным.
  • С детства он закаливал себя и занимался физкультурой.
  • Эти привычки Суворов сохранил на всю жизнь.
  • В его честь названы военные школы – суворовские училища.

I вариант задает вопросы по тексту
II вариант отвечает на них (работают шепотом)

(3 разных текста – по рядам. Заслушиваем по 1 паре каждого ряда)

6. «Закончи предложение»

Учитель:

Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
На полу не видно луж,
Потому что это… (душ)

Водные процедуры и личная гигиена – очень важное условие нашего здоровья. Симба решил вам устроить экзамен и приготовил билеты, на которые надо дать ответ. Справитесь? Тогда закончите фразы:

(дети вытягивают у Симбы фразы, читают, заканчивают)

  • Никогда не ешь немытые… (фрукты)
  • Чистить зубы надо … (2 раза в день)
  • Перед едой обязательно … (мыть руки)
  • Во время еды нельзя … (разговаривать, читать…)

7. Игра «Разложи правильно предметы гигиены»

личного пользования:      общего пользования:
зубная щетка мыло
расческа зубная паста
мочалка  

3. Самостоятельная работа по карточкам

А теперь проверим, что вы запомнили о правильном здоровом образе жизни. Неправильные советы зачеркните. Сдайте на проверку.

Выбери правильные советы:

Режим дня:

  1. Вовремя ложиться спать.
  2. Полдня играть в компьютер.
  3. Кушать в одно и то же время.
  4. Чередовать умственный труд и физический.
  5. Долго сидеть перед телевизором.
  6. Делать уроки поздно вечером.
  7. После занятий обязательно отдыхать.
  8. Ежедневно гулять на свежем воздухе.

4. Подведение итогов 

Какие же советы мы дадим Симбе, чтобы он рос здоровым и крепким, да и сами будем их соблюдать?

  • Заниматься спортом
  • Содержать себя в чистоте
  • Кушать правильно
  • Соблюдать режим дня… и т. д.

Симба: Спасибо, ребята. Я все запомнил и буду выполнять ваши советы.

5. Задание на дом

Составить свое вкусное и полезное меню на 1 день. Красиво его оформить на альбомном листе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 кл. Методика
    обучения. М.: Вентана-Граф, 2002.
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы.- 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2002.- 128 с., ил.
  3. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. В.В.Давыдов.- 2-е изд., доп.- М.: Педагогика, 1988.- 272 с.: ил.- (Б-ка для родителей).
  4. Прокофьева С.Л. и др. Румяные щеки /Прокофьева С.Л., Сапгир Г.В., Гришин В.Г.- Изд. 3-е. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 192 с., ил.
  5. Похлебин В.П. Уроки здоровья: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.: ил.

Приложение 1

Приложение 2