Тип урока: обобщение изученного
Тема: Если хочешь быть здоров
Цель:
- сформировать представление о здоровом образе жизни, научить детей соблюдать режим дня, личную гигиену, заниматься спортом и правильно питаться.
- прививать интерес к самостоятельному поиску ответов на поставленные учителем вопросы, учить задавать вопросы и работать с текстом, добывать информацию различными способами, работать в группах, паре, индивидуально.
- воспитывать интерес к окружающему миру, самостоятельность, чувство товарищества, стремление расти здоровым и крепким.
Оборудование: карточки, анкеты, игрушка-львенок Симба, кубики, научный текст, таблица «Режим дня», книга «Румяные щеки» С. Прокофьевой, презентации «Здоровое питание», «Закаливание», мультимедиа.
Структура и содержание
1. Орг. момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели
На меня все посмотрели.
И сегодня мы опять
Учиться будем отвечать.
2. Обобщение
(Симба – игрушечный львенок, приносит книгу)
-Ребята, я еще одну интереснейшую книгу прочитал. В ней столько новых подвижных игр, веселых стихотворений, сказок про спорт, гигиену и режим дня, даже есть вкусное меню.
Обязательно прочитайте.(вывешивает название книги и автора, выставляет книгу)
Только я не понял, почему Софья Прокофьева, автор книги, назвала ее «Румяные щеки». Как вы думаете, ребята? (ответы детей)
Учитель: Конечно, ведь румяные щеки у здоровых людей. О чем же мы сегодня будем говорить? (о здоровье)
ТЕМА: ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ.
1. -Что же нужно соблюдать, чтобы сохранить здоровье? (вывешиваются таблички)
Режим дня
Личная гигиена
Спорт
Правильное питание
2. (Мальчик поднимает руку)
Саша: А, знаю, знаю! Режим – это куда хочу, туда скачу!
Учитель: Да нет, Саша. Режим – это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь распорядок дня?
Саша: Даже перевыполняю!
Учитель: Как это?
Саша: По распорядку мне надо гулять 2 раза, а я гуляю 4.
Учитель: Нет, ты не перевыполняешь его, а нарушаешь.
Работа по учебнику Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир» 1 кл. с. 24 «О режиме дня»
Давай лучше посмотрим, как ребята выполняют режим дня. Знают ли они что и в каком порядке надо выполнять.
(работа по таблице «Режим дня» - расставить № по порядку)
3. Симба: Я тоже обязательно буду соблюдать режим дня. Особенно я люблю покушать.
Учитель: А питаться, Симба, надо правильно.
Вспомни стихотворение из книги «Румяные щеки»
Вы не видели такого
Ни во сне, ни наяву.
Наша рыжая корова
Червяков клюет в хлеву.
До чего же галку жалко!
Сено ест на ужин галка.
Это вовсе не еда,
Это сущая беда!
Получилось очень грустно:
Неполезно и невкусно.
4. Работа по группам
Учитель: А как питаться правильно, поможет нам выяснить работа с анкетами, по которым вы проводили опрос родителей.
АНКЕТА
- Что из еды ты любишь больше всего?
- Завтракаешь ли ты?
- Cколько раз в день ты ешь?
Учитель: Я подсчитала количество одинаковых ответов по этим анкетам, а вы поработайте с результатом и сделайте вывод.
1, 2, 3 группы работают с результатами опроса
4, 5, 6 группы составляют меню на завтрак, обед и ужин (работают по группам)
- Что же мы получили?
1 вопрос «Что из еды ты любишь больше всего?»
Картофель-8 чел.
Курица- 5 чел.
Фрукты 4 чел.
(строят из кубиков пирамидки по кол-ву человек)
Сделайте вывод. (Ответы детей: Наиболее употребляемый продукт – картофель.)
Учитель: Не зря ученые утверждают, что в России основным продуктом питания является картофель. Мы с вами убедились, что картофель не только основной продукт, но и самый любимый. Но нельзя забывать основное правило питания. Какое?
(Еда должна быть разнообразной)
И давать организму все необходимые вещества.
Работа по презентации «Здоровое питание». (Приложение 1)
2 вопрос «Завтракаешь ли ты?»
Да – 13 чел.
Иногда – 4 чел.
Нет – 2 чел.
Сделайте вывод.
Кто же из родителей прав? (13чел.) Да, завтрак необходим. Пища дает организму энергию, силу, высокую работоспособность.
3 вопрос «Сколько раз в день ты ешь?»
2 раза – 3 чел.
3-5 раз – 12 чел.
6-8 раз – 4 чел.
Сделайте вывод. (Надо кушать 3-5 раз в день)
Ответы мы получили разные. Да и не может быть одинакового ответа, кто-то любит кушать часто, но понемногу, а кто-то основательно, но редко.
Но все же норма в количестве приемов пищи есть, вы правы – от 3 до 5 раз в день.
Сделайте вывод, правильно ли питаются наши родители?
Вывод: большинство родителей питаются правильно.
А какое меню нам предложат ребята на завтрак, обед и ужин? (зачитывают составленные из карточек с названиями блюд меню)
молоко | каша | булочка |
котлеты | суп | салат |
какао | рыба | компот |
запеканка | пюре | чай |
Например:
Завтрак – каша компот булочка |
Обед – салат суп пюре котлета чай |
Ужин - запеканка какао |
Не забывайте, что большая часть еды приходится на обед, а самая маленькая – на ужин.
Работа по учебнику Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир» 1 кл. с. 23 «Ты и здоровье»
Физминутка
Симба: Я очень хочу стать сильным, ведь я – царь зверей. Научите меня делать утреннюю зарядку. (Дети проводят комплекс упр. для утренней зарядки)
5. Работа с текстом (работа в парах)
Кроме зарядки полезно закаляться, а почему, мы узнаем, когда поработаем с научным текстом. Учимся задавать вопросы и отвечать на них.
Работаем в парах. Прочитайте текст. (Работа с текстами: Презентация «Закаливание» - на экране (Приложение 2), напечатанные тексты - на партах).
I ряд:
- Закаливание – это укрепление организма.
- Оно необходимо для каждого человека.
- Многие профессии связаны с работой на холоде: альпинисты, полярники, солдаты.
- Именно поэтому закаливаться нужно каждый день.
II ряд:
- Обливайтесь под душем, постепенно делая воду холоднее.
- После душа надо растереться полотенцем.
- Делайте это каждый день.
- Закаливание нельзя начинать во время болезни. Обязательно надо вылечить зубы.
III ряд:
- Александр Суворов (1730-1800) -великий русский полководец.
- Он не проиграл ни одной битвы.
- Суворов родился слабым и больным, но очень хотел стать военным.
- С детства он закаливал себя и занимался физкультурой.
- Эти привычки Суворов сохранил на всю жизнь.
- В его честь названы военные школы – суворовские училища.
I вариант задает вопросы по тексту
II вариант отвечает на них (работают шепотом)
(3 разных текста – по рядам. Заслушиваем по 1 паре каждого ряда)
6. «Закончи предложение»
Учитель:
Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
На полу не видно луж,
Потому что это… (душ)
Водные процедуры и личная гигиена – очень важное условие нашего здоровья. Симба решил вам устроить экзамен и приготовил билеты, на которые надо дать ответ. Справитесь? Тогда закончите фразы:
(дети вытягивают у Симбы фразы, читают, заканчивают)
- Никогда не ешь немытые… (фрукты)
- Чистить зубы надо … (2 раза в день)
- Перед едой обязательно … (мыть руки)
- Во время еды нельзя … (разговаривать, читать…)
7. Игра «Разложи правильно предметы гигиены»
личного пользования: | общего пользования: |
зубная щетка | мыло |
расческа | зубная паста |
мочалка |
3. Самостоятельная работа по карточкам
А теперь проверим, что вы запомнили о правильном здоровом образе жизни. Неправильные советы зачеркните. Сдайте на проверку.
Выбери правильные советы:
Режим дня:
- Вовремя ложиться спать.
- Полдня играть в компьютер.
- Кушать в одно и то же время.
- Чередовать умственный труд и физический.
- Долго сидеть перед телевизором.
- Делать уроки поздно вечером.
- После занятий обязательно отдыхать.
- Ежедневно гулять на свежем воздухе.
4. Подведение итогов
Какие же советы мы дадим Симбе, чтобы он рос здоровым и крепким, да и сами будем их соблюдать?
- Заниматься спортом
- Содержать себя в чистоте
- Кушать правильно
- Соблюдать режим дня… и т. д.
Симба: Спасибо, ребята. Я все запомнил и буду выполнять ваши советы.
5. Задание на дом
Составить свое вкусное и полезное меню на 1 день. Красиво его оформить на альбомном листе.
ЛИТЕРАТУРА
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 кл. Методика
обучения. М.: Вентана-Граф, 2002. - Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы.- 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2002.- 128 с., ил.
- Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. В.В.Давыдов.- 2-е изд., доп.- М.: Педагогика, 1988.- 272 с.: ил.- (Б-ка для родителей).
- Прокофьева С.Л. и др. Румяные щеки /Прокофьева С.Л., Сапгир Г.В., Гришин В.Г.- Изд. 3-е. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 192 с., ил.
- Похлебин В.П. Уроки здоровья: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.: ил.