Интегрированный урок (литературное чтение + технология) с элементами методики критического мышления

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ УРОКА: обощить знания детей о фольклоре на примере двух сказок: русской народной сказки «курочка ряба» и белорусской народной сказки «курочка рябка».

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • активизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме «Устное народное творчество»;
  • вызвать интерес к народному творчеству, народной словесности;
  • побудить учащихся к активной работе на уроке;
  • развивать мышление, память, речь;
  • формировать умение передавать содержание произведения;
  • получение учащимися новой информации;
  • осмысление, полученной информации;
  • соотнесение нового с уже имеющимися знаниями;
  • формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • тексты сказок;
  • памятки «Пометка на полях», простой карандаш;
  • итоговые таблицы;
  • конверты с заготовками для изготовления панно;
  • клей;
  • ножницы;
  • салфетки;
  • рисунки детей;
  • основа панно;
  • конверт (кластер «Сказка»)

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

У. – Ребята, вспомните, какую первую сказку вам рассказала мама или бабушка.

Д. – Репка, Курочка Ряба, Колобок и т.д.

У. – Сегодня на уроке мы встретимся с курочкой Рябой и ее белорусской «родственницей» курочкой Рябкой. Удивлены?!

– Как вы думаете, прочитав еще раз русскую народную сказку «Курочка Ряба» и белорусскую народную сказку «Курочка Рябка», вы узнаете что-нибудь новое, интересное? Сможем ли мы в конце урока заполнить 2 часть таблицы «Узнал новое»?

ПЕРВАЯ СТАДИЯ – ВЫЗОВ

(используется прием СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА 1)

У. –Выделяем центр – фольклор.

– Что значит слово «фольклор» в переводе с английского?

Д. – Народная мудрость.

У. – Вспомните малые жанры фольклора. Разместим их в верхней части нашего кластера.

Д. – Поговорки, частушки, песни, скороговорки, пословицы, поговорки, чистоговорки, пестушки, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки.

У. – Приведите свои примеры.

(По желанию дети рассказывают потешки, загадывают одноклассникам загадки и т.д.)

У. – Название каких жанров мы разметим внизу нашего кластера?

Д. – Сказки, былины.

Кластер 1

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА 2.

Учащиеся самостоятельно составляют кластер.

Проверка:

У. – На какие группы вы разделили сказки?

Д. – Народные и авторские.

У. – И народные и авторские сказки вы разделили на 3 группы. Назовите их.

Д. – Бытовые сказки, сказки о животных, волшебные сказки.

У. – О чем рассказывается в бытовых сказках?

Д. – В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают, часто оказываются необычными и невероятными.

У. – Какие бытовые сказки мы читали в этом году?

Д. – «Каша из топора».

У. – Кто главные герои сказок о животных?

Д. – Лиса, петух, волк, кот и т.д.

У. – Какие вы знаете сказки о животных?

Д. – «Кот, Петух и Лиса», « Лиса и Журавль» и т.п.

У. – Какие же сказки мы назовем волшебными?

Д. – В их происходят события, которые не могут произойти в реальной жизни.

У. – Приведите примеры.

Д. – «По щучьему велению», «Гуси-лебеди» и т.п.

Кластер 2

У. – А сказки, героями которых являются курочка Ряба и курочка Рябка какой группе мы отнесем?

Д. – Сказки о животных.

У. – Правильно. Сегодня мы прочитаем сказки о животных.

У. – Кто главный герой сказок «Курочка Ряба», «Курочка Рябка»?

Д. – Курочка.

У. – Правильно. Курочка поможет составить кластер «Сказка». Для того, чтобы составить этот кластер, нам надо вспомнить, что есть в каждой сказке?

Д. – Зачин, присказка, троекратный повтор концовка.

У. – Я предлагаю добавить в наш кластер «устаревшие слова», «устойчивые словосочетания», «сказочные приметы», «волшебные предметы».

Кластер 3

ВТОРАЯ СТАДИЯ – ОСМЫСЛЕНИЕ

(используется МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «ИНСЕРТ», ИЛИ «ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ»).

У. – Прочитайте русскую народную сказку «Курочка Ряба». По мере чтения ставьте карандашом на полях знаки:

  • Знаком «галочка» (√ ) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
  • Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встретился с прочитанным текстом.
  • Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
  • Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

(У учащихся на партах памятки.)

У. – Какая информация вам уже была известна?

Д. – Действующие лица: дед, баба и курочка Ряба, мышка.

У. – Что нового вы узнали?

Д. - Концовка сказки: «яичко не простое – золотое».

У. – О чем вы думали иначе?

Д. – Сказка должна закончиться слова «…не золотое, а простое. Будете вы его кушать и сказки слушать».

У. – Что вам не понятно? О чем бы вы хотели спросить?

Д. – Значение слов и выражений: пестро, востро, костяно, мудрено, осиновое дупёлко, кут, вереи, закурился, тын.

У. – Прочитайте белорусскую народную сказку «Курочка Рябка». По мере чтения ставьте карандашом на полях знаки ( , +, -, ?).

У. – Какая информация вам уже была известна?

Д. – Действующие лица: дед, бабка, курочка Рябка, мышка.

У. – Что нового вы узнали?

Д. – Сказке появляются новые действующие лица: волк, медведь. Почему у медведя куцый хвост.

У. – О чем вы думали иначе?

Д. – В сказке не было волка и медведя. Курочку звали Ряба, а не Рябка.

У. – Что вам не понятно? О чем бы вы хотели спросить?

Д. Значение слов и выражений: полный подпечек, поставила на шесток, куцый хвост.

В ходе работы, сведения заносятся в вторую графу таблицы УЗНАЛ НОВОЕ.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ – РЕФЛЕКСИЯ.

ЗАПОЛНЕНИЕ ОБОБЩАЮЩЕЙ ТАБЛИЦЫ

Русская сказка Белорусская сказка
Название
   
Герои сказки
   
Общее в сказках
   
Различия в сказках
   
Вывод
 

У. – Обсудите результаты работы в парах.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА

У. – Вы очень хорошо выполнили все задания. А теперь «сюрприз»! Откройте конверты. Что вы в них нашли? Чем вы сейчас займетесь?

Д. – Мы будем работать с соломкой.

У. Напоминаю вам правила работы с соломкой:

  1. Наклеиваем полоски соломки в направлении, предусмотренным эскизом.
  2. Полоски тщательно подгоняются, чтобы между ними не было просветов.
  3. Концы полосок должны выходить за контурные линии.
  4. Вырезать аккуратно по контурной линии.

У. – Что у вас получилось?

Д. – Яичко.

У. А какое яичко?

Д. – Золотое.

У. – Давайте сложим «золотые» яички в корзинку.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

У. – С какими сказками вы сегодня познакомились?

Д. - Русская народная сказка «Курочка Ряба», белорусская народная сказка «Курочка Рябка».

У. – Понравились ли вам эти сказки?

Д. –Да.

У. – Что вам особенно запомнилось.

Д. –

У. - У нас осталась не заполненной третья графа таблицы «ЗУХ». Чтобы вы хотели узнать?

Д. –

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

У. – Придумать свою сказку про курочку Рябу.