ЦЕЛЬ УРОКА: обощить знания детей о фольклоре на примере двух сказок: русской народной сказки «курочка ряба» и белорусской народной сказки «курочка рябка».
ЗАДАЧИ УРОКА:
- активизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме «Устное народное творчество»;
- вызвать интерес к народному творчеству, народной словесности;
- побудить учащихся к активной работе на уроке;
- развивать мышление, память, речь;
- формировать умение передавать содержание произведения;
- получение учащимися новой информации;
- осмысление, полученной информации;
- соотнесение нового с уже имеющимися знаниями;
- формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- тексты сказок;
- памятки «Пометка на полях», простой карандаш;
- итоговые таблицы;
- конверты с заготовками для изготовления панно;
- клей;
- ножницы;
- салфетки;
- рисунки детей;
- основа панно;
- конверт (кластер «Сказка»)
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
У. – Ребята, вспомните, какую первую сказку вам рассказала мама или бабушка.
Д. – Репка, Курочка Ряба, Колобок и т.д.
У. – Сегодня на уроке мы встретимся с курочкой Рябой и ее белорусской «родственницей» курочкой Рябкой. Удивлены?!
– Как вы думаете, прочитав еще раз русскую народную сказку «Курочка Ряба» и белорусскую народную сказку «Курочка Рябка», вы узнаете что-нибудь новое, интересное? Сможем ли мы в конце урока заполнить 2 часть таблицы «Узнал новое»?
ПЕРВАЯ СТАДИЯ – ВЫЗОВ
(используется прием СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА 1)
У. –Выделяем центр – фольклор.
– Что значит слово «фольклор» в переводе с английского?
Д. – Народная мудрость.
У. – Вспомните малые жанры фольклора. Разместим их в верхней части нашего кластера.
Д. – Поговорки, частушки, песни, скороговорки, пословицы, поговорки, чистоговорки, пестушки, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки.
У. – Приведите свои примеры.
(По желанию дети рассказывают потешки, загадывают одноклассникам загадки и т.д.)
У. – Название каких жанров мы разметим внизу нашего кластера?
Д. – Сказки, былины.
Кластер 1
СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА 2.
Учащиеся самостоятельно составляют кластер.
Проверка:
У. – На какие группы вы разделили сказки?
Д. – Народные и авторские.
У. – И народные и авторские сказки вы разделили на 3 группы. Назовите их.
Д. – Бытовые сказки, сказки о животных, волшебные сказки.
У. – О чем рассказывается в бытовых сказках?
Д. – В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают, часто оказываются необычными и невероятными.
У. – Какие бытовые сказки мы читали в этом году?
Д. – «Каша из топора».
У. – Кто главные герои сказок о животных?
Д. – Лиса, петух, волк, кот и т.д.
У. – Какие вы знаете сказки о животных?
Д. – «Кот, Петух и Лиса», « Лиса и Журавль» и т.п.
У. – Какие же сказки мы назовем волшебными?
Д. – В их происходят события, которые не могут произойти в реальной жизни.
У. – Приведите примеры.
Д. – «По щучьему велению», «Гуси-лебеди» и т.п.
Кластер 2
У. – А сказки, героями которых являются курочка Ряба и курочка Рябка какой группе мы отнесем?
Д. – Сказки о животных.
У. – Правильно. Сегодня мы прочитаем сказки о животных.
У. – Кто главный герой сказок «Курочка Ряба», «Курочка Рябка»?
Д. – Курочка.
У. – Правильно. Курочка поможет составить кластер «Сказка». Для того, чтобы составить этот кластер, нам надо вспомнить, что есть в каждой сказке?
Д. – Зачин, присказка, троекратный повтор концовка.
У. – Я предлагаю добавить в наш кластер «устаревшие слова», «устойчивые словосочетания», «сказочные приметы», «волшебные предметы».
Кластер 3
ВТОРАЯ СТАДИЯ – ОСМЫСЛЕНИЕ
(используется МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «ИНСЕРТ», ИЛИ «ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ»).
У. – Прочитайте русскую народную сказку «Курочка Ряба». По мере чтения ставьте карандашом на полях знаки:
- Знаком «галочка» (√ ) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
- Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встретился с прочитанным текстом.
- Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
- Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
(У учащихся на партах памятки.)
У. – Какая информация вам уже была известна?
Д. – Действующие лица: дед, баба и курочка Ряба, мышка.
У. – Что нового вы узнали?
Д. - Концовка сказки: «яичко не простое – золотое».
У. – О чем вы думали иначе?
Д. – Сказка должна закончиться слова «…не золотое, а простое. Будете вы его кушать и сказки слушать».
У. – Что вам не понятно? О чем бы вы хотели спросить?
Д. – Значение слов и выражений: пестро, востро, костяно, мудрено, осиновое дупёлко, кут, вереи, закурился, тын.
У. – Прочитайте белорусскую народную сказку «Курочка Рябка». По мере чтения ставьте карандашом на полях знаки ( , +, -, ?).
У. – Какая информация вам уже была известна?
Д. – Действующие лица: дед, бабка, курочка Рябка, мышка.
У. – Что нового вы узнали?
Д. – Сказке появляются новые действующие лица: волк, медведь. Почему у медведя куцый хвост.
У. – О чем вы думали иначе?
Д. – В сказке не было волка и медведя. Курочку звали Ряба, а не Рябка.
У. – Что вам не понятно? О чем бы вы хотели спросить?
Д. Значение слов и выражений: полный подпечек, поставила на шесток, куцый хвост.
В ходе работы, сведения заносятся в вторую графу таблицы УЗНАЛ НОВОЕ.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ – РЕФЛЕКСИЯ.
ЗАПОЛНЕНИЕ ОБОБЩАЮЩЕЙ ТАБЛИЦЫ
Русская сказка | Белорусская сказка |
Название | |
Герои сказки | |
Общее в сказках | |
Различия в сказках | |
Вывод | |
У. – Обсудите результаты работы в парах.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА
У. – Вы очень хорошо выполнили все задания. А теперь «сюрприз»! Откройте конверты. Что вы в них нашли? Чем вы сейчас займетесь?
Д. – Мы будем работать с соломкой.
У. Напоминаю вам правила работы с соломкой:
- Наклеиваем полоски соломки в направлении, предусмотренным эскизом.
- Полоски тщательно подгоняются, чтобы между ними не было просветов.
- Концы полосок должны выходить за контурные линии.
- Вырезать аккуратно по контурной линии.
У. – Что у вас получилось?
Д. – Яичко.
У. А какое яичко?
Д. – Золотое.
У. – Давайте сложим «золотые» яички в корзинку.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
У. – С какими сказками вы сегодня познакомились?
Д. - Русская народная сказка «Курочка Ряба», белорусская народная сказка «Курочка Рябка».
У. – Понравились ли вам эти сказки?
Д. –Да.
У. – Что вам особенно запомнилось.
Д. –
У. - У нас осталась не заполненной третья графа таблицы «ЗУХ». Чтобы вы хотели узнать?
Д. –
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
У. – Придумать свою сказку про курочку Рябу.