ЦЕЛЬ: Формирование нравственного здоровья дошкольников с задержкой психического развития для интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
ЗАДАЧИ:
- Корригировать негативные эмоциональные состояния.
- Обучать навыкам сотрудничества.
- Повышать самооценку воспитанников.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Тематические занятия. Мини беседы по нравственному воспитанию. Коллективная работа детей по изготовлению вымпела группы. Совместные игры на формирование коммуникативных навыков. Групповая работа «Клуб обсуждений». Совместное изготовление дневника дошкольника «Дневник моей жизни». Проведение ритуалов в жизни и на занятиях. Коллективная работа детей и воспитателя по изготовлению «Доски настроения».
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: Загадывание загадки; словесная игра; ритуал девиза группы; релаксация; пальчиковый игротренинг;динамические парные движения; чтение стихов; составление детьми рассказов о своих друзьях; презентация странички из «Дневника дошкольника»; закрепление пословиц о дружбе; беседа; упражнение на образование новых слов; эксперимент, творческий этюд «Ходит доброта по кругу» (авторская находка); этическая игра «Зло порождает зло» (авторская находка); ритуал «Мирилочки»; тренинг эмоций (авторская находка); парная физкультминутка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог: Ребята, отгадайте загадку:
Посмотрите, что за дом, сколько светлых комнат в нем!
Тут паркетные полы, там кроватки и столы,
Мишки, зайчики, матрешки, миски, ложки, поварешки,
Куклы, мячи, шары – все, что шумно для игры.
Лучше дома не найдешь, очень этот дом хорош! (2)
Отгадали, что за дом, ребята? Правильно, это наш детский сад. Здесь мы живем одной дружной семьёй.
Дети:
Мы любим сюда приходить в наш любимый, родной детский сад!
Здесь нас научили дружить здесь каждый товарищу рад! (2)
Словесная игра «Как живешь?» (Текст авторский произносится хором).
Как живешь у нас в саду? Вот так! (Показать большой палец)
Как идешь? Вот так! (Пошагать двумя пальцами одной руки по ладошке )
Как берешь? Вот так! (Тремя пальцами)
А даешь? Вот так! (Раскрытой ладонью)
Дружишь как? Вот так! (Дети выполняют ритуал: встают в круг, руки кладут на плечи друг другу, произносят текст).
Только смелый и упорный доберется к цели бодро
А еще в дороге нужно знать секреты прочной дружбы.
Один за всех и все за одного (1)
(Дети соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз группы ).
Дети садятся на ковер кругом «по-турецки».
Педагог: Давайте, ребята, настроимся на «добрый лад», проведем минутку вхождения в день, релаксацию. Настал день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнулись друг другу.
Подумайте – как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Что мы пожелаем сегодня нашей Светлане, Даниле, Алеше… (перечисляются все дети, вспоминая их вчерашние заслуги). А что вы хотите пожелать мне? (Ответы детей).Вздохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойства. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения! Бережного отношения друг к другу! Встали. Улыбнулись друг другу! (1)
Подружим наши пальчики! (Пальчиковый игротренинг с использованием колечек).
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять! Начинаем счет опять
Один, два, три, четыре, пять! Вот и кончили считать!(3)
Педагог: Очень хорошо! Молодцы! Вспомним пословицы о дружбе.
Дети остаются в кругу.
Дети: Нет друга – ищи, а нашел, береги. Куда иголочка, туда и ниточка. Дерево живет корнями, а человек друзьями. Друг познается в беде. Нет друзей, наживай, а старых не забывай. Друг он твой, а ум у него свой. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Вместе тесно, а врозь скучно. Друг за дружку держаться – ничего не бояться.
Педагог:
Собрались все дети в круг я твой друг – и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! (4)
Давайте поиграем, друзья! Как приятно с другом прокатится на качелях-каруселях. (Дети выполняют динамические парные движения по тексту).
Мы на карусели сели завертелись карусели.
Пересели на качели вверх летели, вниз летели.
А теперь с тобой вдвоем мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берём, быстро к берегу плывём.
К берегу пристала лодка, мы на берег прыгнем ловко. (2)
Педагог: Как хорошо мы отдохнули!
2. Основная часть.
Педагог: Скажите, кто может быть вашим другом? (Ответы детей.) Нет лучше дружка, чем родная матушка. Соседи, родственники, дети по группе. Дошколята знают точно: книга – самый верный друг! На любой вопрос ответит обо всем, что есть вокруг!
Педагог: А можно дружить с природой – деревьями, цветами, небом? Саша, как ты думаешь?
Ребёнок: Конечно, можно!
Я шагаю по лужайке- Великан в трусах и майке, Сверху ясно мне видна Вся Зеленая страна . Вот улитка – добрый гномик – На себе таскает домик, Вот квартирка для жука – Дырка старого пенька. Вот стоит высокий дом – Муравьи хлопочут в нем, Вот цветок ромашки – Там живут букашки. Эта малая страна |
Вся кругом заселена! Если я великан Захочу, Как лихой ураган Налечу! Все дома я смогу Разломать! Всех жильцов на лугу Растоптать! Если я захочу… Только я не хочу! Я добрый великан! Я их друг! Я с ними дружу! (6) |
Педагог: Великан, как же надо оберегать, заботиться о природе?
Ребёнок: Ухаживать; не мешать жить – поживать в своем мире; не ломать ветки; не разводить костры; не разорять гнезда; не бросать мусор; не топтать и не мять цветы, траву; не пугать птиц, не нарушать их покой.
Педагог: У Никиты Дудорова друзья ходят с ним в одну группу. Рассказ о них он поместил в свой дневник. Кто же его друзья? Сейчас он нам про них расскажет и даже фотографии покажет из «Дневника дошкольника».
Рассказ Никиты «Мои друзья». Презентация странички из «Дневника дошкольника». В детском саду у меня есть два друга Артем и Вова. Артем добрый парень, Вова очень веселый. Мы вместе любим, играть в разные игры – машинки, конструктор, строительный материал. Зимой на улице нам нравилось играть в снежки, лепить снеговика, строить крепость. Я стараюсь не ссориться со своими друзьями. И всегда во всем помогать им! Скоро мы все пойдем в школу. Очень жаль мне расставаться с закадычными друзьями!
Педагог: Про таких друзей говорят: «куда иголочка, туда и ниточка», или «неразлучные друзья», «водой не разлить!».
Артем Таразанов нам расскажет про своего усатого, полосатого друга – кота.
Рассказ Артема «Усатый, полосатый друг». У нас живет кот Сеня – он мой друг. Сене два года. У него пушистая, полосатая черная с коричневым шерсть. На груди белый галстук, на лапках черные тапочки. Сеня очень любит полакомиться колбаской, сыром, свежим мясом. Нам с Сеней нравиться играть в мяч и прятки. У моего кота добрый нрав. Он любит помурлыкать у меня на руках. Ловить мышей его не заставишь! Мама говорит, что он лентяй! Но все равно я его очень люблю!
Педагог: Света расскажет свою историю. А вы послушайте внимательно и подумайте, правильно ли она поступила? (Света читает стихотворение.)
Пришла ко мне подружка, И мы играли с ней. И вот одна игрушка Вдруг приглянулась ей: Лягушка заводная, |
Веселая, смешная. Мне скучно без игрушки – Любимою была. И все-таки подружке Игрушку отдала. (4) |
Педагог: Правильно ли поступила Светлана?
Дети: Конечно, правильно!
Педагог: Ребята, что можно сказать про нашу Свету, какая она?
Дети: Добрая, бескорыстная.
Педагог: Умница Света! Для друга ей ничего не жаль! Кто скуп, да жаден, тот в дружбе не ладен!
А давайте проведем эксперимент, ребятки! (Авторская находка).
Творческий этюд «Ходит доброта по кругу». Встанем в круг. Света отдаст игрушку своему товарищу, стоящему рядом. А вы передавайте игрушку друг другу по кругу. Посмотрим, что из этого получится! О чудо! Игрушка вернулась снова к Светлане. Приятно, Света, получить игрушку обратно? Да! Приятно! Но так происходит не только с добрыми делами. Если мы с вами ругаемся, ссоримся, деремся – то это зло снова к нам возвращается.
Не верите? Давайте проверим! (Авторская находка). Эмпатическая игра «Зло порождает зло». Посмотрите! У меня в руках черный платок – назовем его «платком плохого настроения». Сейчас, мы будем его передавать по кругу и медленно разворачивать. Я передаю его Мише. Миша, предположим, обидел Вику. Вика, разозлившись, нагрубила Саше. Саша стукнул Витю и т.д. по кругу. Вот уже плохое настроение – зло вернулось к Мише и ко мне! Нельзя на зло отвечать злом, на силу – силой, на грубость - грубостью, иначе плохое не остановить, оно только умножится. Зло можно погасить только добром. Грубость – юмором. Неправую силу – стойкостью.
Любая игра не игра и валиться дело из рук. Когда друга нет у тебя темно и уныло во круг!
А почему же темно и уныло? Да потому что все поссорились! Что же надо сделать, чтобы изменить ситуацию?
Дети: Если с другом ты поссорился, то пойди и помирись. Ты не дуйся и не хмурься, если надо извинись! МИРИЛОЧКА! (Дети выполняют ритуал: берутся за мизинчик и произносят слова речевки.) Больше ссориться не нужно мир и дружба, мир и дружба! И тогда во круг все ярче и светлее станет вдруг. Потому, что сразу рядом, будет настоящий друг! (1)
3. Заключительная часть.
Педагог: Садимся, ребятки, на стульчики. Дети! (Выполняется упражнение на образование новых слов). Если у вашего друга будут черные глаза – он будит каким? Черноглазым. Голубые глаза – голубоглазым. Большие глаза – большеглазым. Широкий лоб – широколобым. Карие глаза – кареглазым. Острый ум – остроумным. Белые зубы – белозубым. Доброе сердце – добросердечным. (Тренинг эмоций.) (Авторская находка).
Педагог: Какой бы внешностью не обладал ваш друг, у него должно быть доброе сердце. Закройте глазки, положите руку себе на сердце. Почувствуйте, какое оно у вас доброе, бескорыстное, чуткое. Я хочу вам открыть один секрет! У ваших друзей такое же доброе сердце и такое же чуткое и ему также больно, когда его обижают. Я думаю, ребята, даже когда вы вырастите – вы останетесь добросердечными людьми.
У дружбы хороший закон для друга не жаль ничего.
И если все это поймут поселиться в мире добро!
Всегда приятно с другом поиграть в ладушки! (5)
(Дети выполняют физкультминутку парами и проговаривают текст).
Дружно в ладушки играем, руки мы переставляем.
Влево, вправо, вверх и вниз – ты смотри, не ошибись.
Правой в лево мы толкаем, левой в право нажимаем –
Чтоб рукам сильнее стать нужно их тренировать.
Дети пальчики сгибают, а потом их разгибают.
Пальчик в пальчик попадает, друга он себе найдет,
Слово «мир» произнесет. Ну, а десять пальцев в ряд,
Коли встретятся, молчат… (2)
Педагог: Вот какие молодцы! Хорошо – когда рядом друг! Протяните, детки, своим друзьям руки! Обнимите их и улыбнитесь!
Другу ты отдать умей все тепло души своей.
Все отдал – богаче стал, что сберег – то потерял. (4)
Постарайтесь, никогда не сорится!
Как хорошо, что дружба есть на свете!
Она как воздух нам с тобой нужна!
Так пусть шагает дружба по планете пускай,
Как солнце светит нам она! (5)
Литература
- Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой.- М.:ТЦ Сфера, 2003. - 64с.
- Коррекция речевого и психологического развития детей 4-7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения / Под ред. П.Н. Лосева – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 112с.
- Галкина Г.Г, Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007. – 40с.
- Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7лет. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 80с.
- Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей логопедических групп. / Авт-сос. Г.Н. Сергиенко – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. – 206 с.
- Почитаем и узнаем. 2 кл.: Учебн. пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Авт.-сост. А. А. Емец. - М.: Дрофа, 1996. -168 с.: ил.- (Я умею читать).