Задачи:
- Довести до осознания ребятами мысли о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами.
- Обобщить знания учеников о личных правах человека.
- Воспитывать нравственные качества учащихся на примере художественной литературы, жизненных ситуациях.
- Корректировать нормы поведения детей в обществе.
Оборудование:
- учебник,
- иллюстрации к сказкам,
- карточки с названием понятий к теме,
- медали «Умник»,
- Конституция РФ,
- Декларация прав ребенка,
- карточки с заданиями,
- выставка литературы по теме.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Добрый день, уважаемые ребята и взрослые! Сегодня урок обществознания пройдет в форме деловой игры.
В игре принимают участие:
- Умники и умницы, знатоки обществознания – обучающиеся 4 «б» класса;
- Наблюдатели – зрители, гости;
- Эксперты:
- по вопросам обществознания – учитель обществознания старших классов;
- по изучению рейтинга активности умников – классный руководитель;
- пресса – корреспондент школьной газеты «Переменка».
II. Повторение материала, пройденного на прошлом уроке.
- На прошлых занятиях мы говорили о том, как жить в мире людей. Скажите, пожалуйста, откуда человек узнает, что хорошо, а что – плохо? (Существуют правила поведения людей в обществе. Эти правила называются моралью).
На доске открывается слово мораль.
- О чем говорится в правилах морали? (Нельзя лгать, грубить, завидовать, надо уважать других людей, помогать слабым…)
- Да, таких правил много, но самое главное – Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. (Это золотое правило нравственности).
На доске открывается правило.
- О каждом поступке можно сказать: хороший он или плохой. Что нам может подсказать в этом случае? (Совесть).
На доске открывается слово совесть.
- Как вы понимаете, что такое совесть? (Совесть – это способность человека чувствовать, что хорошо, а что плохо, где добро, где зло).
III. Актуализация знаний.
- А сейчас я предлагаю посмотреть небольшую инсценировку.
СЦЕНКА.
Илья (возмущенно): Мама, я имею право на личную жизнь или нет? Почему Аня требует, чтобы я говорил, кто мне звонит, куда я иду и с кем?
Мама: Конечно, ты имеешь право на личную жизнь. Из уважения к нам ты можешь нас предупредить, где ты находишься и скем, чтобы мы не волновались, но ты не обязан обо всем докладывать Ане.
Илья: Тогда скажи об этом Ане, а то она уже мои телефонные разговоры подслушивает.
Мама: А вот это уже совсем плохо. Аня, ты не только нарушаешь правило морали – чужие разговоры слушать нехорошо, как и читать чужие письма. Но, подслушивая, ты совершаешь настоящее преступление – нарушаешь право человека на свободу и личную неприкосновенность. Тебе понятно слово «неприкосновенность»?
Аня: Да, это значит, что нельзя трогать чужое. Меня теперь что, в тюрьму посадят?
Мама: Нет, конечно. Но в следующий раз ты должна хорошо подумать, прежде чем нарушать чужие права. Ведь ты же не хочешь, чтобы нарушались твои права?
Постановка проблемы.
- Скажите, ребята, Аня нарушила правило морали или совершила более серьезный проступок? (Аня нарушила право человека на свободу).
- Сегодня нам предстоит выяснить, какие права имеет человек в современном обществе.
На доске открывается тема Права человека в современном обществе.
IV. Новая тема.
- Есть плохие поступки, которые требуют не только осуждения за нарушение правил морали, но и наказания. Предположите, какие это могут быть поступки? (Воровство, убийство, унижение чужого достоинства).
- В этом случае вступают в силу другие требования – правовые.
- Как вы считаете, достаточно ли здесь только совести? (Нет).
- Кто же контролирует соблюдение правовых требований? (Государство, закон).
- Мы много говорили об обязанностях человека в обществе: на уроках обществознания, классных часах. Но общество определяет не только обязанности граждан, но и представляет им права.
- Знаете ли вы, как называется документ, в котором перечислены права человека? (Конституция).
Учитель демонстрирует Конституцию РФ.
1. Открытие нового знания.
- Для выполнения следующего задания вам необходимо объединиться в группы по рядам. Внимательно прочитайте задание, обсудите, какое право человека нарушается в данном эпизоде. Обоснуйте ответ. Время – 1 минута.
Задание 1: Каждая война – это страшное зло, потому что на войне гибнут люди. Никто не может отнять у человека жизнь. Даже попытка убить другого человека карается законом. Какое право человека нарушается? (Право на жизнь)
Задание 2: Никто не может схватить другого человека и держать его взаперти. Никто не имеет права читать чужие письма, подслушивать телефонные разговоры. Человек имеет право смотреть, читать и слушать то, что ему нравится, если это не мешает окружающим. О каком праве человека говорится? (Право на свободу и личную неприкосновенность)
Задание 3: Это право защищает нас от клеветы, несправедливости, напрасных обвинений, оскорблений. Клеветой, оскорблением можно сломать человеку жизнь. На что мы имеем право в этом случае? (Право на защиту чести и достоинства)
- Какое из тих прав самое главное и почему? (Право на жизнь, так как дороже жизни ничего нет)
- В каких случаях может быть ограничено право на свободу? (В случаях, когда человек нарушит права других людей и его вина будет доказана в суде, то человека изолируют от общества в тюрьме).
- Но преступники не лишаются других прав. Какие права человека вы можете назвать? (Право на образование, на труд, на отдых, на участие в политической жизни страны).
Если дети затрудняются в ответе, учитель задает наводящие вопросы, основываясь на опыт детей. В ходе беседы на доске открываются названные детьми права человека.
2. Физкультминутка.
- Я не буду нарушать ваше право на отдых, так какразумный отдых способствует сохранению здоровья.
3. Расширение нового знания.
Чтение отрывка из рассказа А.П.Чехова «Ванька».«… Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать: «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет, чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…»
- Какие права Ваньки Жукова были нарушены? (Право на отдых, на защиту чести, право на свободу, на образование).
- Одна из главных общечеловеческих ценностей – будущее нашего общества, дети. Каждый ребенок на Земле – это достояние всего человечества: он охраняется, находится под защитой. Именно об этом записано в документе, который называется Декларация прав ребенка.
Открывается название этого документа. Учитель демонстрирует декларацию.
Работа с учебником. Чтение отрывка о декларации.
- Что записано в Декларации прав ребенка? (Самое главное – право на жизнь, право налюбовь и заботу. О детях должны заботится родители. Государство проявляет заботу: открывает бесплатные детские больницы, школы, лагеря отдыха, берет заботу о детях, оставшихся без попечения родителей).
- Вернемся к отрывку из рассказа о Ваньке. Какое, кроме перечисленных вами ранее, право нарушалось? (Право на любовь и заботу).
4. Закрепление нового знания.
Работа с иллюстрациями. Обучающимся предлагаются сюжетные картинки по сказкам. Требуется назвать сказку, ответить, какие права её героев нарушены.
Знакомство с книгой «Ваши права» Вита-Пресс, 1995г.
V. Итог урока. (Проводит эксперт по вопросам обществознания.)
- Какие права имеет человек в современном обществе?
- Кто защищает наши права?
- Как называется документ, где записаны права ребёнка?
- Итак, в современном обществе у человека много прав. Но нельзя забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
VI. Домашнее задание:
чтение материала учебника.
VII. Анализ работы учащихся. Отметки. (Проводит эксперт по изучению рейтинга активности.)
Активные обучающиеся награждаются орденом «Умник».