Цель: активизировать творческую инициативу и стимулировать эмоциональные переживания детей посредством взаимосвязи музыки, живописи и литературы.
Задачи:
- Познакомить детей с характером, эмоциональным содержанием оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…», с художественными образами в этой музыке, с изображением персонажей на картинах и с их характеристикой в произведении А.С.Пушкина.
- Обратить внимание детей на разнообразие выразительно-изобразительных средств музыки, литературы, живописи.
Программное содержание: Различать образы в программной музыке («О чем рассказывает музыка?»). Передавать их в музицировании, движении, в танцевальной импровизации и в изобразительной деятельности детей.
Оборудование:
- портреты Н.А.Римского-Корсакова и А.С.Пушкина;
- картины: Палех «Сказки Пушкина», И.Билибин «Бочка по морю плывет», «Комар над морем», «Лебедь белая плывет», М. Врубель «Царевна – лебедь», иллюстрации В.Конашевича;
- грамзапись: Вступление ко 2-му действию, «Три чуда» к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…», песня «Солдатушки»;
- ноты: песня «Во саду ли, в огороде»;
- музыкальные инструменты: бубны, треугольники, металлофон, погремушки;
- для рисования: бумага, краски, кисточки, стаканчики для воды, салфетки.
Образы сказки сопутствуют человеку с раннего детства, именно сказка закладывает в человеке нравственный фундамент. Сказка сочетает в себе бытовую конкретность с обобщённостью условного, воображаемого мира.
Переживания ребёнка при восприятии сказки имеют «необычайную яркость, живость и непосредственность» (Д.Б.Эльконин).
Творчество Н.А.Римского-Корсакова, как величайшего среди музыкантов сказочников, обнаруживает удивительную цельность внутреннего мира художника, органичность его философии и эстетики. Избранная им тема – преклонение перед величием мира и человека, воспевание Идеала, который для него есть Красота и Добро.
Сказка А.С. Пушкина и произведения изобразительного искусства, а именно: картины И. Билибина, М.Врубеля, палехские работы, также являются шедеврами мировой художественной культуры.
Музыкальные и живописные произведения не просто механически объединяются в соответствии с той или иной темой, а соотносятся между собой по стилю, настроению.
Важным принципом на таких уроках является приоритет музыки. Слово и живопись помогают понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание.
Художественное восприятие школьников будет построено поэтапно:
- восприятие цветовых сочетаний, выявление доминирующего цвета, понимание содержания произведений изобразительного искусства;
- восприятие звуковых сочетаний, интонации, тембра и сочетание восприятия музыки с практическими и творческими действиями;
- цветомузыкальное восприятие (рисование непредметных композиций).
Поэтому были выделены этапы развития художественного восприятия детей:
- «Эмоция и цвет». На этом этапе знакомились с произведениями живописи с целью проанализировать их колорит и выявить цветосочетания и цвета, выражающие эмоцию.
- «Музыкальный образ». Во втором – сочетание восприятия музыки с практическими и творческими действиями помогало детям глубже прочувствовать характер музыки, активно пережить свои впечатления .
- «Музыка-Живопись». Организация цветомузыкального восприятия на третьем этапе представляла собой своего рода процесс «изображения» музыки.
1 этап – «Эмоция и цвет»
Организация урока: дети входят в класс под музыку Н.А.Римского-Корсакова «Океан-море синее». Рассаживаются.
Учитель:
«Наперстница волшебной старины
Друг вымыслов, игривых и печальных…»
Длинными зимними вечерами под завывание вьюги А.Пушкину рассказывала сказки его няня. Они всегда начинались одинаково: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…». А как начинаются музыкальные сказки?
Звучит фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане» Н,Римского-Корсакова.
Показ Палеха «Сказки Пушкина», репродукции картин М.Врубеля, И.Билибина, В.Конашевича.
Первая часть урока посвящается беседе о картинах. Дети отвечали на вопросы:
- Каким образом художник рассказывает нам о своём настроении?
- Какие эмоции, чувства, переживания и настроения мы прочувствовали у художников?
После анализа колорита представленных репродукций иллюстрации убирались, чтобы смысловое содержание картин не превалировало над впечатлениями от цветовых образов и не оказывало влияние на рисунки детей (2 часть урока).
Дети рисовали цветовые «настроения» на квадратах 14x14 см. Чистота и яркость цветов, по мнению детей (красный, жёлтый, зелёный) присущи радостному, приподнятому настроению; пастельные, мягкие оттенки (розовый, сиреневый, бледно-зелёный) кажутся более нежными, ласковыми; серые, холодные тона характеризуют грусть, а чёрный в сочетании с другими тёмными тонами вызывает ощущение страха.
Рисование настроений и беседа с детьми без прослушивания музыки показали, что дети заинтересовались возможностью передавать с помощью цвета нюансы эмоционального состояния, почувствовали цвет как выразительное средство.
2 этап – «Музыкальный образ»
Учитель: В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А.Пушкина композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков передал в музыке. Послушайте вступление ко 2-му действию оперы «Сказка о царе Салтане…». При этом следите за развитием поэтического текста:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица,
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
Слушание фрагмента.
Показ картины «Бочка по морю плывет» И.Билибина.
Вслушайтесь, как в мерное движение волн вплетаются одна за другой новые музыкальные темы, как музыка передает и блеск звезд на небе, и плывущую по волнам неуклюжую бочку, и плач царицы, и даже то, как чудесным образом «не по дням, а по часам» растет князь Гвидон.
«Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса…»
Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере у каждого чуда есть своя музыкальная тема – яркая картинка, только написанная не красками, а звуками.
- Первое чудо – белка. Белка поет песенку: «Не в саду, не в огороде, а в кремле при всем народе белка песенки поет да орешки все грызет».
- Второе чудо – «в чешуе, как жар горя, 33 богатыря». Послушайте, как композитор передает в музыке их богатырскую поступь.
- Третье чудо – Царевна лебедь:
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днем свет белый затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит»
Слушание 3-х фрагментов.
Показ картины Врубеля «Царевна лебедь».
Учитель: Три чуда, три образа… Одинаковый ли у них характер? («Нет» – дети). Характер разный.
1 чудо – белка. Что она делала? («Пела и танцевала» – дети). Какой характер? («Веселый, плясовой, живой). Образ юркой белочки передает нам флейта-пикколо. А мы сыграем эту песню на музыкальных инструментах.
Оркестр «Во саду ли в огороде». (Муз. инструменты: бубны, треугольники, металлофон, погремушки).
2 чудо – богатыри. Образ мужественный, сильный. Какая музыка? («Маршевая, могучая, играет весь оркестр »- дети). Наши мальчики – будущие защитники мамы, сестры, девочек, Родины. А сейчас пусть они мужественно прошагают под торжественную музыку марша.
Мальчики маршируют под старинную солдатскую песню «Солдатушки, бравы ребятушки».
3 чудо – Царевна-лебедь. ( «Музыка красивая, плавная, нежная, скрипочки играют» –- дети). Издавна на Руси про красивую поступь девушки говорили: «Идет – словно лебедь плывет». А наши девочки возьмут белые платочки и сочинят свой плавный, красивый танец.
Танцевальная импровизация в исполнении девочек.
3 этап – «Музыка-живопись»
На уроках этого этапа использовалась следующая схема. Учитель просил детей закрыть глаза и послушать первые такты музыки, а также попытаться представить себе, какие цвета кажутся наиболее подходящими для передачи её «настроения». Затем дети открывали глаза и начинали работу на палитре. Рисование выполнялось на квадратах 14x14 см. Широко использовались квадратики, где простым карандашом были намечены ориентировочные линии, которые помогали им в композиционном освоении пространства листа.
Отзвучав, музыка начиналась снова, но после 2-3 повторений дети рисовали без музыки.
Внимание детей обращалось на цветовую гамму, избранную художником для характеристики персонажей и образов сказки. Сопоставлялось настроение музыки и картины. Дети легко улавливали близость между цветом, колоритом картины и звучанием музыки. Появились такие определения музыки, как «прозрачная», « мрачная», « золотая», «волшебная».
Организация цветомузыкального восприятия детей представляла собой своего рода «погружение» в музыку через слово, живопись, собственные рисунки детей.
Синтез произведений музыки, живописи и поэзии, обладающих высокими художественными достоинствами, – всё это создаёт особую атмосферу проникновения в мир сказки, мир музыки.