Конспект открытых интегрированных уроков по теме "Что за прелесть эти сказки!"

Разделы: Музыка


Цель: активизировать творческую инициативу и стимулировать эмоциональные переживания детей посредством взаимосвязи музыки, живописи и литературы.

Задачи:

  • Познакомить детей с характером, эмоциональным содержанием оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…», с художественными образами в этой музыке, с изображением персонажей на картинах и с их характеристикой в произведении А.С.Пушкина.
  • Обратить внимание детей на разнообразие выразительно-изобразительных средств музыки, литературы, живописи.

Программное содержание: Различать образы в программной музыке («О чем рассказывает музыка?»). Передавать их в музицировании, движении, в танцевальной импровизации и в изобразительной деятельности детей.

Оборудование:

  • портреты Н.А.Римского-Корсакова и  А.С.Пушкина;
  • картины: Палех «Сказки Пушкина», И.Билибин «Бочка по морю плывет», «Комар над морем», «Лебедь белая плывет», М. Врубель «Царевна – лебедь», иллюстрации В.Конашевича;
  • грамзапись: Вступление ко 2-му действию, «Три чуда» к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…», песня «Солдатушки»;
  • ноты:  песня «Во саду ли, в огороде»;
  • музыкальные инструменты: бубны, треугольники, металлофон, погремушки;
  • для рисования: бумага, краски, кисточки, стаканчики для воды, салфетки.

Образы сказки сопутствуют человеку с раннего детства, именно сказка закладывает в человеке нравственный фундамент. Сказка сочетает в себе бытовую конкретность с обобщённостью условного, воображаемого мира.

Переживания ребёнка при восприятии сказки имеют «необычайную яркость, живость и непосредственность» (Д.Б.Эльконин).

Творчество Н.А.Римского-Корсакова, как величайшего среди музыкантов сказочников, обнаруживает удивительную цельность внутреннего мира художника, органичность его философии и эстетики. Избранная им тема – преклонение перед величием мира и человека, воспевание Идеала, который для него есть Красота и Добро.

Сказка А.С. Пушкина и произведения изобразительного искусства, а именно: картины И. Билибина, М.Врубеля, палехские работы, также являются шедеврами мировой художественной культуры.

Музыкальные и живописные произведения не просто механически объединяются в соответствии с той или иной темой, а соотносятся между собой по стилю, настроению.

Важным принципом на таких уроках является приоритет музыки. Слово и живопись помогают понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание.

Художественное восприятие школьников будет построено поэтапно:

  • восприятие цветовых сочетаний, выявление доминирующего цвета, понимание содержания произведений  изобразительного искусства;
  • восприятие звуковых сочетаний, интонации, тембра и сочетание восприятия музыки с практическими и творческими действиями;
  • цветомузыкальное восприятие (рисование непредметных композиций).

Поэтому были выделены  этапы развития художественного восприятия детей:

  • «Эмоция и цвет». На этом этапе знакомились с произведениями живописи с целью проанализировать их колорит и выявить цветосочетания и цвета, выражающие эмоцию.
  • «Музыкальный образ». Во втором – сочетание восприятия музыки с практическими и творческими действиями помогало детям глубже прочувствовать характер музыки, активно пережить свои впечатления .
  • «Музыка-Живопись». Организация цветомузыкального восприятия на третьем этапе представляла собой  своего рода процесс «изображения» музыки.

1 этап – «Эмоция и цвет»

Организация урока: дети входят в класс под музыку Н.А.Римского-Корсакова «Океан-море синее». Рассаживаются.

Учитель:

«Наперстница волшебной старины
Друг вымыслов, игривых и печальных…»

Длинными зимними вечерами под завывание вьюги А.Пушкину рассказывала сказки его няня. Они всегда начинались одинаково: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…». А как начинаются музыкальные сказки?

Звучит фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане» Н,Римского-Корсакова.

Показ Палеха «Сказки Пушкина», репродукции картин М.Врубеля, И.Билибина, В.Конашевича.

Первая часть урока посвящается беседе о картинах. Дети отвечали на вопросы:

  • Каким образом художник рассказывает нам о своём настроении?
  • Какие эмоции, чувства, переживания и настроения мы прочувствовали у художников?

После анализа колорита представленных репродукций иллюстрации убирались, чтобы смысловое содержание картин не превалировало над впечатлениями от цветовых образов и не оказывало влияние на рисунки детей (2 часть урока).

Дети рисовали цветовые «настроения» на квадратах 14x14 см. Чистота и яркость цветов, по мнению детей (красный, жёлтый, зелёный) присущи радостному, приподнятому настроению; пастельные, мягкие оттенки (розовый, сиреневый, бледно-зелёный) кажутся более нежными, ласковыми; серые, холодные тона характеризуют грусть, а чёрный в сочетании с другими тёмными тонами вызывает ощущение страха.

Рисование настроений и беседа с детьми без прослушивания музыки показали, что дети заинтересовались возможностью передавать с помощью цвета нюансы эмоционального состояния, почувствовали цвет как выразительное средство.

2 этап – «Музыкальный образ»

Учитель: В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А.Пушкина композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков передал в музыке. Послушайте вступление ко 2-му действию оперы «Сказка о царе Салтане…». При этом следите за развитием поэтического текста:

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица,
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

Слушание фрагмента.

Показ картины «Бочка по морю плывет» И.Билибина.

Вслушайтесь, как в мерное движение волн  вплетаются одна за другой новые музыкальные темы, как музыка передает и блеск звезд на небе, и плывущую по волнам неуклюжую бочку, и плач царицы, и даже то, как чудесным образом «не по дням, а по часам» растет князь Гвидон.

«Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса…»

Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере у каждого чуда есть своя музыкальная тема – яркая картинка, только написанная не красками, а звуками.

  • Первое чудо – белка. Белка поет песенку: «Не в саду, не  в огороде, а в кремле при всем народе белка песенки поет да орешки все грызет».
  • Второе чудо – «в чешуе, как жар горя, 33 богатыря». Послушайте, как композитор передает в музыке их богатырскую поступь.
  • Третье чудо – Царевна лебедь:

«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днем свет белый затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит»

Слушание 3-х фрагментов.

Показ картины Врубеля «Царевна лебедь».

Учитель: Три чуда, три образа… Одинаковый ли у них характер? («Нет» – дети). Характер разный.

1 чудо – белка. Что она делала? («Пела и танцевала» – дети). Какой характер? («Веселый, плясовой, живой). Образ юркой белочки передает нам флейта-пикколо. А мы сыграем эту песню на музыкальных инструментах.

Оркестр «Во саду ли в огороде». (Муз. инструменты: бубны, треугольники, металлофон, погремушки).

2 чудо – богатыри. Образ мужественный, сильный. Какая музыка? («Маршевая, могучая, играет весь оркестр »- дети). Наши мальчики – будущие защитники мамы, сестры, девочек, Родины. А сейчас пусть они мужественно прошагают под торжественную музыку марша.

Мальчики маршируют под старинную солдатскую песню «Солдатушки, бравы ребятушки».

3 чудо – Царевна-лебедь. ( «Музыка красивая, плавная, нежная, скрипочки играют» –- дети). Издавна на Руси про красивую поступь девушки говорили: «Идет – словно лебедь плывет». А наши девочки возьмут белые платочки и сочинят свой плавный, красивый танец.

Танцевальная импровизация в исполнении девочек.

3 этап – «Музыка-живопись»

На уроках этого этапа использовалась следующая схема. Учитель просил детей закрыть глаза и послушать первые такты музыки, а также попытаться представить себе, какие цвета кажутся наиболее подходящими для передачи её «настроения». Затем дети открывали глаза и начинали работу на палитре. Рисование выполнялось на квадратах 14x14 см. Широко использовались квадратики, где простым карандашом были  намечены ориентировочные линии, которые помогали им в композиционном освоении пространства листа.

Отзвучав, музыка начиналась снова, но после 2-3 повторений дети рисовали без музыки.

Внимание детей обращалось на цветовую гамму, избранную художником для характеристики персонажей и образов сказки. Сопоставлялось настроение музыки и картины. Дети легко улавливали близость между цветом, колоритом картины и звучанием музыки. Появились такие определения музыки, как «прозрачная», « мрачная», « золотая», «волшебная».

Организация цветомузыкального восприятия детей представляла собой своего рода «погружение» в музыку через слово, живопись, собственные рисунки детей.

Синтез произведений музыки, живописи и поэзии, обладающих высокими художественными достоинствами, – всё это создаёт особую атмосферу проникновения в мир сказки, мир музыки.