Фольклор на уроках математики

Разделы: Начальная школа


Математика – штука серьезная,
Как фольклор она в жизни нужна!

Начальная школа – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в младших классах закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том как научиться правильно держать ручку, писать, но и умению общаться, дружить, думать, творить.

Для изучения математики очень важно использовать малые формы фольклора, т.к. он помогает детям в изучении учебного материала, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры.

Занимаясь с этим материалом, ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

На уроках математики используются такие формы фольклора как загадки, поговорки, пословицы, скороговорки, сказки.

Загадки и задачи в стихотворной форме может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями, например с числом “5” можно использовать такую загадку:

Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой…(5)

После того как найдена отгадка, работа над ней продолжается. Учитель просит вспомнить о чем загадка, показать числовую карточку, соответствующую числу 5, назвать соседей числа 5 в числовом ряду, объяснить как получили число, сравнить с последующим и предыдущими числами, сказать как можно получить число 5 из единиц или двух меньших чисел (на наглядной основе).

Например:

5 = 1+1+1+1+1

5 = 1+4     5 = 4+1

5 = 2+3     5 = 3+2

Для закрепления, конкретизации знаний о числах, величинах, геометрических формах и фигурах можно предложить загадки, в которых есть слова, содержащие математические термины.

Например:

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Всем его представить рад.
Как зовут его? (Квадрат)

Понимание внутренней структуры загадки позволяет ребенку понимать их содержание, объяснять и доказывать правильность отгадки. Без доказательства процесс отгадывания незакончен.

Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей учащихся действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Например: “Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами-2. сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?” выполняя решение задачи, ребенок должен воспользоваться знаниями таблицы сложения для случаев вида а+2.

Присутствие сказочного героя на уроке математики или урок-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.

Скороговорки предлагаются со словами, связанными с математикой. Соревновательное или игровое начало скороговорки привлекает детей. Велика её польза как упражнения для улучшения артикуляции, хорошей дикции. Предлагаются скороговорки со словами, связанными с математикой. Например, при знакомстве с числом и цифрой3 можно предложить такую скороговорку:

Три сороки – три трещотки

Потеряли по три щетки:

Три – сегодня,

Три – вчера,

Три – ещё позавчера.

Летят три пичужки через три избушки.

После ее разучивания педагог предлагает вспомнить какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу.

Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. Она несёт познавательную, эстетическую и эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении. Например:

Один, два, три –
Ваня, не шути!
Один, два, три, четыре, пять –
Ваня, не шути опять!
Шесть, семь, восемь –
Ваня, не шути, мы просим!
Один, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять.
Выплыл ясный месяц.
Девять, восемь, семь, шесть,
Пять, четыре, три, два, один.
В прятки мы играть хотим.
Надо только нам узнать,
Кто из нас пойдет искать.

Пословицы.

Пословицы можно предложить с заданием.

Вставь в пословицы пропущенные названия чисел.

… раз отмерь - … отрежь. (7,1)

Не имей…рублей, а имей…. Друзей. (Сто)

…в поле не воин. (Один)

… тайна, … - полтайны, … - нет тайны. (Один, два, три)

Всем по …, а ему чтобы … (семь, восемь)

… - человек - … оттенков (десять, десять)

Душа …, а желаний … (Одна тысяча)

… дней болтовни не стоят одного подвига. (Тысяча)

… человека знают - узнают все … (Три, тридцать)

… ласточка весны не делает. (Одна)

Задачи-шутки:

1. На берёзе сидели две вороны и смотрели в разные стороны, одна – на юг, другая на север.

- У тебя, - говорит первая, - лапки в грязи.

-А у тебя, - отвечает вторая – клюв в земле.

- Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга видят? (Они смотрят друг на друга)

2. На столе стоят три стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни и поставил пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось? (3 стакана)

3. Мой приятель шёл, пятак нашёл. Вдвоём пойдём, сколько найдём? (Ответа нет).

4. Кто назовёт пять дней подряд, не пользуясь указанием чисел месяца, не называя дней недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

5. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

6. На грядке сидело 7 воробьев. К ним подкрался, кот и схватил одного. Сколько воробьев осталось на грядке? (0)

7. Как из трех спичек сделать шесть, не ломая их? (VI)

8. Назовите пять дней, не называя числа и названий дней по календарю. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

Таким образом, использование малых форм фольклора поможет учителю в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д.