Цель: Формирование умения учащихся проверять безударную гласную в корне слова по алгоритму.
Задачи:
Образовательные: развивать умение распознавать орфограмму в корне слова, составление памятки проверки безударных гласных в корне слова, отрабатывать умение применять памятку проверки безударных гласных в корне слова.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, умение работать в коллективе, трудолюбие, аккуратность.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, память, внимание, устную и письменную речь, активизировать познавательную деятельность.
Оборудование: учебник “Русский язык”. 2-й класс, авт. Т.Г. Рамзаева, индивидуальные карточки для выполнения самостоятельных работ, памятка “Как проверить безударную гласную в корне слова”, магнитофон, телевизор, DVD-плеер, презентация Power Point, листы в виде ракеты, памятка с Лунтиком.
1. Постановка темы и цели урока.
Микроцель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать ситуацию удивления.
УЧИТЕЛЬ:
– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Утром я нашла записку, в которой было написано: “Прилетайте ко мне в гости на Луну. Будем распевать чай и распивать песни. Лунтик”.
УЧИТЕЛЬ:
– Ребята, как вы считаете, Лунтик всё правильно написал? (Разве можно “петь” чай и “пить” песни)
ДЕТИ:
– Лунтик допустил ошибки в своей записке.
УЧИТЕЛЬ:
– Какое правило не знает Лунтик?
ДЕТИ:
Правило о правописании безударных гласных в корне слова.
УЧИТЕЛЬ:
– Как проверить безударную гласную?
ДЕТИ:
Надо подобрать такое проверочное слово, где безударная гласная будет под ударением.
УЧИТЕЛЬ:
– Ребята, как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
ДЕТИ:
–Учится писать безударные гласные.
УЧИТЕЛЬ:
– Вы правы, сегодня мы будем учиться проверять безударную гласную в корне слова и поможем Лунтику научиться правильно писать слова с безударными гласными, и составим памятку “Как проверить безударную гласную в корне слова”
Итак, отправляемся в путешествие на Луну. Во время путешествия вам необходимо быть внимательными, проявить смекалку, показать свои знания и умения. На чем мы отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесётся до звёзд.
У каждого из вас будет ракета
(Раздаются листы)
2. Чистописание.
Микроцель: выработка навыка аккуратного, каллиграфически письма.
УЧИТЕЛЬ:
– Чтобы завести первый двигатель ракеты, вы должны выполнить первое задание:
Прочитайте слова на доске. Найдите в каждой строчке лишнее слово.
Планета, безударные, звезда
Взлететь, приземлиться, гласные
ДЕТИ:
– Безударные гласные
УЧИТЕЛЬ:
– Все ли гласные могут быть безударными?
ДЕТИ:
– Только а, о, и. е, я.
Сегодня мы напишем их в минутке чистописания, ребята нам помогут (по Илюхиной).
3. Словарь.
Микроцель: развитие орфографической зоркости и умения работать в коллективе.
УЧИТЕЛЬ:
– Чтобы завести второй двигатель ракеты, вы должны выполнить второе задание:
Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, М.сква, т.релка, п.нал, за.ц, .нтересный. (Взаимопроверка)
Какие гласные вы вставили? Можно ли в этих словах проверить безударные гласные?
ДЕТИ:
– Это словарные слова.
УЧИТЕЛЬ:
– Итак, друзья, в добрый путь! (Заводим мотор РРР)
4. Новый материал.
Определение безударной гласной
Микроцель: отрабатывать умение ставить ударение, определять безударную гласную в корне слова.
УЧИТЕЛЬ:
– Первую остановку мы совершим на планете “Безударная гласная”
УЧИТЕЛЬ:
– Как найти в слове безударную гласную? Прочитайте слова на доске, спишите их, поставьте в словах ударение, подчеркните безударную гласную (работа по цепочке):
Грачи, река, весна, дожди, земля, зелень, листва, кора.
УЧИТЕЛЬ:
– Ребята, как же проверить безударную гласную в корне слова?
Начнём составлять памятку “Как проверить безударную гласную в корне слова”
Памятка
- Поставить ударение.
- Выделить безударную гласную.
УЧИТЕЛЬ:
– А что надо сделать дальше? Надо определить в слове корень. Для этого мы летим на планету “Однокоренных слов”.
Подбор однокоренных слов
Микроцель: уточнить знания детей о корне, родственных словах.
УЧИТЕЛЬ:
– Какие слова называются однокоренными? Что такое корень слова?
Корень слова – главная, значимая часть.
Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.
Задание: Подберите однокоренные слова к корню: звезд-. Запишите эти слова по цепочке на доске и в тетради. Выделите корень.
ДЕТИ:
– Звезда, звёздочка, звёздочёт, созвездие, звёздный.
УЧИТЕЛЬ:
– Как пишется корень в однокоренных словах?
ДЕТИ:
– Корень в однокоренных словах пишется одинаково.
УЧИТЕЛЬ:
– Вернёмся к нашей памятке
Памятка
- Поставить ударение.
- Выделить безударную гласную.
- Определить в слове корень.
УЧИТЕЛЬ:
– А что надо сделать дальше? Надо подобрать проверочное слово. Поэтому мы летим на планету “Проверочных слов”
Тренировка в выделении проверочных слов
Микроцель: закрепить умение выделять проверочные слова.
УЧИТЕЛЬ:
– Третья остановка на планете “Проверочных слов”. Найдите две группы родственных слов, подчеркните среди них проверочное слово: Лес, водный, лесник, перелесок, воды, водичка, водяной, лесной.
УЧИТЕЛЬ:
– Закончим нашу памятку.
Памятка
1. Поставить ударение
2. Выделить безударную гласную
3. Определить в слове корень
4. Подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение
УЧИТЕЛЬ:
– Молодцы! Вы хорошо потрудились. Давайте немного отдохнём.
5. Физминутка.
От небесного причала,
Оттолкнулся луноход,
Он назад поплыл сначала,
А потом поплыл вперед.
И поплыл, поплыл по небу,
Набирая полный ход.
6. Проверка первичного усвоения.
Микроцель: закрепить алгоритм проверки безударных гласных в корне.
УЧИТЕЛЬ:
– У вас на столе карточки, которые попали в зону турбулентности, все пункты памятки перепутались местами, вам надо их восстановить.
___ определить корень ___ подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение ___ поставить ударение ___ выделить безударную гласную |
7. Закрепление.
Микроцель: учить находить орфограмму в тексте, подбирать проверочные слова.
УЧИТЕЛЬ:
– Теперь мы остановились на планете “Учебная”. Открываем учебники на странице 168, упражнение 318. Выполняем по заданию.
8. Домашнее задание.
Выучить памятку. Выполнить упражнение № 331 на странице 176.
9. Экспресс диагностика.
Микроцель: проверить усвоение материала урока.
УЧИТЕЛЬ:
– Возьмите карточки, вставьте пропущенные буквы, не забудьте использовать нашу памятку:
Пришла в…сна. Тают сн…га. Течёт талая в…да. З…ленеют л…са и п…ля. Слышны г…лоса птиц.
10. Итог урока. Рефлексия.
Микроцель: показать, какие действия учеников привели к успешному выполнению задачи урока.
УЧИТЕЛЬ:
– Наше путешествие подходит к концу. Мы прилетели на Луну. Смотрите, нас встречает Лунтик. Чему мы научились на уроке?
ДЕТИ:
– Проверять безударную гласную в корне слова.
– Давайте подарим Лунтику нашу памятку, чтобы он никогда не ошибался.
УЧИТЕЛЬ:
– Чтобы вы не ошибались, я хочу подарить вам памятки “Как проверить безударную гласную в корне слова”.