Компетентностный подход в освоении биологических знаний как способ развития обучающихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Условия возникновения, становления опыта.

Возникновение и становление опыта проходило в МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 6 с углублённым изучением отдельных предметов" города Надыма.

Школа способствует социализации и адаптации обучающихся, предоставляет возможность для выбора индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения и работает по программе "Формирование уклада жизни, содействующего здоровью".В данном учреждении реализуется личностно - ориентированный подход к решению задач индивидуализации образования и воспитания.

Модернизация образования предполагает приоритет компетентностного подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникшие в различных ситуациях. Ребенок должен понимать, что изученное ему понадобится, именно для этого он и учится. Отсюда возникает потребность найти способы и пути решения проблем поставленных временем. Поэтому становление и реализация данного опыта осуществлялась в единой системе уроков и внеклассной работы на II и III ступени обучения, где путь к знаниям лежит через собственный творческий потенциал и познавательную активность.

Ведущую роль в этом процессе играет технология проблемного обучения.

Актуальность темы и перспективность опыта.

Одним из стратегических направлений развития и модернизации отечественного образования является компетентностный подход, личностно-ориентированный по своей природе. В современной концепции образования все более значимой становится задача воспитания человека, способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, когда актуальны не только правильный выбор профессии и трудоустройства, но и развитие личностных качеств. Следуя потребностям современного общества, будущий выпускник формируя ключевые компетентности, должен обладать следующими способностями:

  • уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результаты собственных действий;
  • проявлять активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания из различных источников, анализировать информацию, делать обобщения, формулировать и аргументировать выводы, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях;
  • обладать навыками общения, быть контактными в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение и быть терпимым к мнению других, работать в коллективе в различных областях, предотвращать конфликтные ситуации, выполнять различные социальные роли;
  • самостоятельно трудиться над развитием интеллектуального, физического, культурного уровня.

Компетентностный подход в образовании это процесс целенаправленного формирования ключевых компетентностей. Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетентности обучающихся на уроках биологии, способствует воспитанию личности, развитию творческих и познавательных способностей ученика. Обучающиеся лучше усваивают не то, что получили готовым и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Значит, проблемный урок способствует развитию ключевых компетентностей и делает знания более прочными. В ходе становления опыта столкнулась со следующими проблемами:

  • недостаточная подготовленность отдельных обучающихся по предмету. Этапность проведения любого учебного занятия предполагает в конечном итоге выполнение заданий повышенного уровня сложности, с которыми справляются не более 10 % обучающихся;
  • высокий уровень программного содержания биологического образования;
  • результаты среза знаний по предмету, итоги олимпиад различного уровня и выпускные экзамены в формате ЕГЭ по биологии, показывают, что объём базовых знаний достаточен, однако уровень заданий повышенной сложности вызывает затруднения, где одним из критериев оценки является решение творческих заданий;
  • противоречия между традиционной методикой преподавания и современными требованиями к процессу обучения и воспитания, способствующими саморазвитию личности.

Выявленные проблемы успешно решаются в данном опыте. Для реализации компетентностого подхода в образовании и воспитании школьников по биологии, выявленные проблемы позволили определить основное направление своей деятельности. Цель опыта: формирование и развитие ключевых компетентностей обучающихся, способствующих их развитию.

Задачи:

  • сформировать у обучающихся необходимую систему знаний, умений, навыков и способов деятельности, для достижения высокого уровня развития, способности к самообразованию;
  • сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую и познавательную активность, и самостоятельность обучающихся.

Данный опыт транслировался на муниципальном (районное заседание методического объединения учителей химии и биологии, 2009, районный практико-ориентированный семинар "Портфолио школы: приоритетные направления программы развития", 2006; выступление на традиционной встрече организаторов общего, дополнительного и профессионального образования, творческих объединений педагогов "И вновь сентябрь зовёт нас в путь исканий", 2009) и региональном уровне (научно-практической конференции "Профессиональная компетентность как системообразующий фактор непрерывного профессионального обучения", посвященный 50-летию ТюмГНГУ и 10-летию Надымского филиала ТюмГНГУ, 2006).

Теоретическая база опыта

Теоретической базой опыта являются идеи:

  • Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова акцентирует развитие СУД (способы умственных действий).
  • Г.К. Селевко ориентирует на развитие СУМ (самоуправляющие механизмы личности).
  • И.С. Якиманской ориентирует на развитие СДП (деятельностьно-практическая сфера).
  • Л.И. Лернера, А.М.Матюшкин, М.И. Махмутова (организация проблемного обучения в школе).
  • И.Ю. Соколоой, Е.З. Пужаевой. (здоровье сберегающие технологии в образовательно-воспитательном процесс).
  • Г.С. Альтшуллера (развитие творческих качеств личности).
  • И.Л. Викентьева, А.А. Грина, А.В. Козлова,С.Ю. Модестова. (развитие творческого воображения, предназначенного для преодоления инерции мышления).
  • И.Д. Фумина, А.В. Хуторского (компетентностный подход в образовательном процессе).

Новизна опыта

Элементы новизны состоят в том что:

  • Выбраны педагогические технологии, на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся, способствующие успешной самореализации личности, развитию его творческого потенциала.
  • Определено учебное биологическое содержание творческого, познавательного характера, позволяющего сформировать и развить ключевые компетентности школьников в образовательном процессе по биологии.
  • Усвоение содержания биологических знаний и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной познавательной деятельности.

Ведущая педагогическая идея:

Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающихся.

Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, с позиции компетентностного подхода, достигнутых обучающимися на определённом этапе обучения.

Таким образом, проблема формирования биологической компетентности многоаспектная и непроста, что сводиться не только к приобретению знаний умений и навыков, но обеспечивает их быстрое и эффективное приобретение, закрепление и использование в повседневной жизни для решения реальных проблемных ситуаций.

Технология опыта.

Эффективность развития ключевых компетентностей школьников на уроках биологии зависит от соблюдения ряда педагогических условий:

  • учитываются индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, развитие и саморазвитие личности;
  • создается психологический настрой обучающихся на необходимость выполнения определённых действий в процессе выполнения задания и доверительный психологический климат в коллективе, основа которого - взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество;
  • проводится строгий отбор учебного материала, т. к. его нагромождение резко снижает эффективность обучения;
  • обеспечение чёткости и доступности изложения цели и задач обучения; полнота и ясность представления структуры формируемых компетентностей, четкий показ способов выполнения действий;
  • четкая система планирования уроков, т.е разрабатываются не отдельных занятий, а тематические блоки курса биологии. Использую так называемый конструктор для "сборки урока", применение которого позволяет мне не только прибегнуть к отслеживанию максимального использования различных форм и приемов работы, но и наполнить ее творческим содержанием ("Да-нетка", УМШ, "Привлекательная цель", "Практичность теории", "Лови ошибку", деловая игра "Компетентность", повторение с расширением, пересечение тем, опрос по цепочке и др.);
  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
  • обучение через метод и сотрудничество;
  • фасилитация - лидерство, основанное на совместной деятельности, направленное на достижение общей образовательной цели. Из единственного источника знаний в традиционном обучении учитель - фасилитатор превращается в проводника мира знаний: эксперта и консультанта при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий, ведущего в имитационной игре и тренинге, координатора и консультанта при выполнении учебного проекта.

Знакомясь с множеством современных педагогических технологий по направлениям модернизации, я выбрала технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся, что помогает делать урок, отвечающий всем современным требованиям

(технология проблемного обучения, приемы здоровье сберегающей технологии). Ведущую роль отводится технологии проблемного обучения, которая развивает школьника, повышает уровень образованности, т.е. формируются качества личности, обеспечивающие решение познавательных, коммуникативных, развивающих и творческих задач. Эта технология привлекает меня своей нестандартностью, открывает большие практические возможности, способствует развитию творчества, преодолению пассивности детей на уроке, повышению качества знаний по предмету, тем самым формирует и развивает ключевых компетентностей обучающихся.

Среди большого разнообразия компетентностей для выпускников школы важнейшими являются образовательные компетентности. В освоении биологических знаний, наиболее значимыми, являются:

  • учебно-познавательные - совокупность компетентностей ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельностью, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами - это: знания и умения, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;
  • коммуникативные - включают знания и способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;
  • информационные - при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер,т.д.), информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно находить, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранять и предавать ее.

Для достижения поставленной цели, в рамках компетентностного подхода, использую систему методов, обеспечивающих усвоение школьниками биологических знаний, способов умственной деятельности, развитие их мыслительных способностей и повышающих интерес детей к самостоятельному процессу познания:

Метод проблемизации. Проблемные задания имеют личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, получаю возможность "растормозить" механизм его мышления. Включение обучающихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению - углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины: факт - гипотеза - теория - знание (истина). Задача учителя - направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.

Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы. На этапе выдвижения гипотез обучаю школьников предлагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, рассматривать пути их доказательства. Активация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышления вслух, при использовании активизирующих вопросов. Создание ситуации, в которой ученик как бы идет на один, два шага впереди учителя. Учитель, подготовив логикой своего доказательства вывод, отдает права его "открытия" классу. Здесь характерно сочетание репродуктивного и частично-поискового методов учения.

Метод уяснения готового знания из печатного источника. Обучающимся предлагаю тексты из учебника, журналов, словарей по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организую работу по группам, парам или индивидуально, а затем коллективно обсуждаем вопросы.

Методы проблемного обсуждения и эвристической беседы. Эти методы предполагают сочетание устного изложения материала учителем, постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы.

Метод исследовательского изучения. Учебный процесс организую путем применения системы теоретических и практически исследовательских заданий, характеризующихся высоким уровнем проблемности. Все этапы познавательного процесса школьники "проходят" самостоятельно, используя главным образом продуктивно-практический и поисковый методы обучения. Самым высоким уровнем познавательной самостоятельности обучающихся считаю исследовательский метод решения учебной проблемы. Его использую на лабораторных занятиях, обобщающих уроках, экскурсиях, а также при работе над научно-исследовательским проектом. В свое работе использую два вида урочных занятий для организации проектной деятельности. Первый вид - проектный урок, который полностью состоит из работы над исследовательским проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1-2 раза в год по какой-то определенной теме. Например: 6 кл. - "Условия прорастания семян"; 8 кл. - "Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат на примере плавания", "Клонирование"; 10-11 кл. - "Экологические проблемы современности". Второй вид - урок, на котором использую исследовательские проекты, выполненные отдельными обучающимися или группами во внеурочное время по каким-либо темам биологического содержания, или межпредметные проекты. Темы: "Зависимость роста лука от факторов внешней среды" (6 кл.), "Как не заболеть ОРВИ"; "Где достать фосфор?" (8 кл.), "Дифференциация пола" (10 кл.). Наиболее эффективной формой для решения задач исследовательского характера считаю групповую работу обучающихся с применением учебного мозгового штурма.

Создание проблемной ситуации - центрального звена проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. В учебном процессе применяю наиболее часто следующие проблемные ситуации:

  • проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у школьников и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями);
  • проблемные ситуации возникают при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может правильное решение проблемной задачи.

Диверсионный анализ (методика выявления нежелательных явлений). Сущность диверсионного анализа заключается в том, что вместо вопроса: какие проблемы, дефекты, нарушения возможны у того или иного биологического объекта - задаю вопрос: как нарушить, как испортить, как навредить, как вызвать сбой в работе рассматриваемого биологического объекта, используя уже имеющиеся ресурсы. Как обеспечить получение дефектов и нарушений (т.е. речь идет о придумывании диверсии). После того как диверсия придумана, можно приступить к ее устранению. Устранению заранее, до того, как она превратиться в реальную проблему. Важное достоинство диверсионного подхода - выявление задач, раннее не предполагавшихся в данной системе; решение проблемы до того как она возникнет.

Метод кейсов. Кейс - это реальный случай, который можно перевести из статуса "жизненной ситуации" в статус задачи, и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения. Школьники работая с кейсом анализируют, оценивают альтернативы, выбирают оптимальный вариант решений, составляют план осуществления решений, тем самым приобретают устойчивый навык решения практических задач. Применение кейсового метод обучения, особо эффективно, в темах анатомо-морфологического содержания: "Систематические группы растений" (6 кл.), "Эволюция строения и функций органов и их систем"(7 кл.), раздел "Человек" (8 кл). Критерии эффективной работы по методу КС:

  • обучающиеся работают как единая учебная группа. Обсуждение осуществляется по типу учение - ученик;
  • высокая степень участия детей. Обсуждение ведется на трех уровнях: обсуждение чужой проблемы; роль одного из героев КС; школьники по собственной инициативе проецируют события на себя;
  • преподаватель направляет, а не управляет обсуждением.

Эффективность образовательного процесса значительно повышается путём применения творческих задач, посредством ТРИЗ - технологии. Например: 7 кл. - Кот и скворцы. Как только в скворечнике на дереве запищали птенцы, тут как тут объявился кот - ходит, облизывается. Мальчик, смастеривший домик для скворцов, захотел помочь птицам. И придумал способ, как надёжно закрыть котам доступ к скворечнику. Как же? (Мальчик обернул ствол дерева жестяным кольцом); 8 кл. - Смертельное лекарство. Первые водные растворы лекарств, которые врачи вводили больным прямо в кровь, приводили к смерти пациентов. Лекарства были в нормальной лечебной дозе, растворы были стерильными. Почему же наступала смерть? (Эти вливаемые лекарственные препараты были приготовлены на чистой воде. Из-за осмотического давления вода проникала в клетки крови, что приводило к разрыву этих клеток и смерти больного. Именно по этой причине лекарства, предназначенные для введения в кровь, теперь растворяют в изотоническом растворе, содержащем столько хлорида натрия, сколько нужно, чтобы уравновесить осмотическое давление крови).

Применение творческих задач (исследовательского и изобретательского типов) на уроках биологии помогает:

  • использовать полученные обучающимися знания для решения различных практических, исследовательских и учебных задач (закрепление знаний);
  • выявлять и развивать индивидуальные возможности и творческие способности детей, а также ключевые компетентности школьника;
  • способствовать приобретению обучающимися навыков получения, обработки и представления научных знаний как в письменной, так и в устной форме;
  • способствовать развитию познавательного интереса обучающихся через радость творчества и те положительные эмоции, которые они будут испытывать при решении творческих задач;
  • способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе.

Формирование и развитие ключевых компетентностей невозможно без использования информационно - коммуникационных технологий, которые применяю в разных ситуациях и на разных этапах урока. Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, невозможна без использования персональной электронно-вычислительной машины. Используя навыки работы на компьютере и существующие программы, вместе с учениками, создаю свои проекты электронного учебника - тема "Экология", 9 кл. При работе над собственной версией использую преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации. Электронные презентации эффективно внедряю на уроках биологии при объяснении сложного для понимания обучающихся материала, при недостатке необходимых методических пособий. Например, тема "Биосинтез белка" - такой процесс, который очень сложно представить и невозможно увидеть. Созданная электронная презентация с анимационными эффектами позволяет наглядно воссоздать основные этапы этого процесса и проследить логическую связь между ними. После просмотра презентации есть возможность проверить степень усвоения материала - решить тест и получить оценку. При участии в проекте по созданию электронного учебника:

  • у ребят повышается интерес к предмету;
  • улучшается усвоение материала;
  • возрастает самооценка и уверенность в своих силах;
  • развиваются творческие способности.

Параллельно развиваются и совершенствуются навыки работы на компьютере, т.е. укрепляются и развиваются межпредметные связи. Презентации обучающиеся выполняют с помощью следующих компьютерных программ: Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Microsoft Excel. Интерес к самостоятельной работе с Интернетом подкрепляется еще и тем, что, используя на уроках новую научную информацию, полученную в сети, записываю на доске адреса соответствующих сайтов.

Такая организация деятельности обучающихся и учителя с ресурсами Интернет позволяет, с одной стороны, решать задачу организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с разными целевыми установками, а с другой - экономить время, а с ним и материальные средства, усилия школьника и учителя.

Использование новых технических средств способствует повышению эффективности и информативности урока, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии с учениками, проведению совместных исследований, выполнению самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности.

Мультимедийный курс "Репетитор по биологии" - это настоящее учебное пособие позволяет совмещать самостоятельную работу над книгой и индивидуальное обучение с преподавателем. Компьютерный вариант учебника обеспечивает быстрый доступ к материалу, включая пользование рисунками, схемами, таблицами, фото-, видео-, справочным материалом, историческими данными, глоссарием.

Программа "Биологические исследования" содержит 65 лабораторных работ для индивидуального изучения по различным разделам курса биологии. Это дает возможность заниматься не только в школе, но и дома на персональном компьютере.

Информационные технологии дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры.

Использование разнообразных форм обучения не только усиливает профессиональную направленность преподавания курса биологии, но и существенно обогащает сам процесс преподавания биологии. Основными формами организации обучения школьников являются:

  • семинары (индивидуальная работа);
  • структурированные дискуссии (групповая работа);
  • проблемно-практические дискуссии (коллективная работа).
  • практические занятия (коллективная работа);
  • проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);
  • исследовательские уроки (индивидуальная работа);
  • урок-лекция;
  • урок-семинар;
  • урок решения задач;
  • урок-конференция;
  • урок-экскурсия;
  • урок-консультация;
  • урок-зачет.
  • урок-аукцион;
  • учебный мозговой штурм;
  • урок-интервью;
  • урок - медицинский консилиум.

Работа по индивидуальной программе развития с одарёнными детьми.

Внеклассная работа по предмету (конкурсы, консультации, проведение тематических вечеров).

Результативность.

На определённом этапе обучения проходит чёткая система диагностики и оценивания, стимулирующая стремление к личностному росту и познавательной деятельности. Таким образом, в своей практической деятельности применяю определённые формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки, а именно: наблюдение за активностью на занятиях, беседы с обучающимися и их родителями, экспертные оценки педагогов по другим предметам (особенно по курсам, которые направлены преимущественно на личностный рост обучающегося, развитие ключевых компетентностей), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий, анкетирование, тестирование в формате ЕГЭ (творческие задания). Оценка промежуточных достижений является инструментом положительной мотивации, а также своевременная коррекция деятельности как ученика, так и учителя. Оценки выставляются в формате "зачет/не зачёт" и по бально-рейтинговой системе.

Анализ диагностических исследования выявил, что развивая ключевые компетентности обучающиеся: умеют выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, проявляют активность в познании окружающего мира, добывают знания из различных источников, анализируют информацию, делают обобщения, формулируют и аргументируют выводы, обладают навыками общения, проявляют способность применять полученные знания на практике в различных ситуация.

Реализация компетентностного подхода на уроках биологии с использованием педагогических технологий развивает обучающихся и даёт следующие результаты:

рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и позитивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету на 32% (по методике М. Люшера на "Цветовой тест отношений").

отмечается динамика участия обучающихся как профильных так и общеобразовательных классов в творческой деятельности за период 2007-2009 гг. (14 %- 41%);

повышение качества успеваемости как в общеобразовательных за период 2007-2009 гг.

(63 %-66 %), так и в профильных классах (83 %-85 %);

результативное участие в научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня (районный, окружной, всероссийский уровень):

Диплом победителя и призёра:

  • районная научно-практическая конференция обучающихся и студентов "Старт в науку" - Турнова Мария 3 место, 2009;
  • Всероссийский открытый конкурс "Первые шаги - 2007", диплом II степени Сёмушкина Ю., Сазонкина Д., 2007;
  • Всероссийский детский конкурс "Первые шаги в науке" - Турнова М., диплом I степени, 2009.

Диплом лауреата:

  • районная научно-практическая конференция обучающихся и студентов "Старт в науку" - Пономарёв Артур, диплом лауреата 2006;
  • Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся "Национальное Достояние России" - Турнова М., диплом лауреата, 2009.

Международная олимпиада по основам наук в Уральском Федеральном округе:

Некрасова В., диплом II степени и медаль участника за особые успехи; Песчанская Д., диплом II степени; Бадретдинова А., диплом II степени, 2009.

Участие в окружной научно-исследовательской конференции обучающихся и студентов "Ступень в будущее" Турнова М.,2009.

Адресная направленность.

Данный опыт может быть применён любым учителем, профессионально владеющим методикой преподавания предмета на II и III ступени обучения, активно занимающимся самообразованием, самосовершенствованием, самореализацией.

Трудоемкость.

На этапе освоения опыта требуются значительные усилия, высокий уровень теоретической подготовки учителя. Далее трудоёмкость динамична, а по мере приобретения опыта затраты времени уменьшаются.

Список литературы:

  1. Альтшулллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности.- Минск: Беларусь, 1994.
  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2006.
  3. Иванов Д.А., Митрофанова К.Г. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.- 101 с.
  4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии.-2004.- №5.-С.3-12.
  5. Лисич А.В. "Формирование компетентности обучающихся по химии в условиях личностно-ориентированного подхода" - Салехард, 2008. -25 с.
  6. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Просвещение, 1975.
  7. Мишакова В.Н. Об использовании ТРИЗ - технологии в процессе обучения биологии. http://www. ioso.ru/distant/projct/
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебн. пособие. - М., 1998. - 255 c.
  9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции: Народное образование. - 2003 - № 2, 5. - 280 с.