Изменившиеся социально-экономические условия в стране изменили структуру и содержание учебных дисциплин. Школа на современном этапе развития общества должна не только давать учащимся определенный объем знаний, но и подготовить их к тому, чтобы в будущем они умели решать самые разнообразные задачи. На современном этапе развития образования актуальной становится задача воспитания думающего человека, способного ориентироваться в меняющихся условиях, потоке информации, готового к творческому поиску. Это довольно успешно решается при использовании в образовательной практике проектной деятельности учащихся.
Метод проектов - это способ познания действительности, способствующий развитию и становлению личности в современном динамично изменяющемся мире. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.[1]
Метод проектов, на мой взгляд, помогает развивать у учеников логическое мышление, познавательный интерес, расширять умственные способности, такие характеристики интеллекта как: синтез, анализ, обобщение, классификация, сравнение. Этот метод обучения несет и философский аспект отношения к реальности, влияет на мировоззрение учащихся. При его реализации происходит формирование и сферы мыслительных операций ребенка и его практических умений.
На уроках информатики метод проектов может быть использован в полной мере, т.к. на этих уроках чаще всего используется самостоятельная работа за компьютером, используются методы дифференцированного и индивидуального обучения. При изучении курса информатики, очень многие важные темы не имеют компьютерной поддержки. Проектная деятельность учащихся как раз может быть и использована на таких уроках. Это позволит более полно и всеобъемлюще рассматривать материал уроков и поддерживать интерес учащихся при изучении этих тем. Проектная деятельность является, на мой взгляд, лучшим контролем знаний, умений и навыков на уроках информатики. Готовые ученические проекты являются важным показателем применимости получаемых знаний.
В методе проектов обязателен элемент соревнования между отдельными группами учащихся, что значительно повышает самоконтроль учащихся, а главное, хорошо активизирует деятельность. Успешная защита проекта побуждает ученика к дальнейшим действиям. Следует отметить, что не всегда самые лучшие и неординарные проекты получаются у хорошо успевающих учащихся. Яркие проекты выходят и у тех ребят, у которых не хватает терпения для систематического приготовления уроков.
Участвуя в проектной деятельности, ребята обмениваются друг с другом информацией, советуются, спорят, помогают друг другу и оценивает один другого. В процессе общения учащиеся быстрее и лучше разбираются в учебном материале, вместе устраняют ошибки. Это позволяет всем двигаться вперед своим темпом, подтягивать слабых и не сдерживать сильных по знаниям учеников.
Таким образом, можно сказать, что метод проектов на уроке информатики и во внеурочное время позволяет учителю, как индивидуализировать работу на уроке, выполняя задания, которые посильны каждому ученику, так и коллективизировать познавательную деятельность учащихся. Кроме того, проектная деятельность по информатике способствует развитию наблюдательности, умению видеть необычное в знакомых вещах, задавать себе вопросы о тех явлениях, с которыми встречаются в жизни, ставить перед собой цель и формулировать итоги своей самостоятельной деятельности.
В качестве примера проектной деятельности учащихся в 5-7 классах можно привести игровой проект по теме: "Защита фантастических проектов". Учащимся предлагается придумать проекты на определенные темы: проект жилого дома под водой, проект космического города, жизнь в кибермире, компьютер будущего. Форма оформления свободная - от макета до компьютерного рисунка и презентации. В 8-9 классах большой интерес учащихся вызывают следующие проекты: "Машина разумная", "Алгоритмы и реальность", "Будем здоровы в XXI веке". Проект "Машина разумная" рассматривается при изучении темы: "Искусственный интеллект". В этом проекте поднимаются такие вопросы, как: "В чем сложность создания искусственного интеллекта?", "История и перспективы в области этой науки", "А что будет с человечеством, если искусственный интеллект будет создан?". Проект "Алгоритмы и реальность" рассматривается при изучении темы: "Алгоритмизация" в 9-х классах. В этом проекте исследуется практическое применение алгоритмической деятельности человека, нахождение алгоритмов в нашей реальной жизни и в различных учебных предметах, значение алгоритмизации мышления человека. Целью проекта "Будем здоровы в XXI веке" является формирование критического отношения к повседневному использованию компьютеров в жизни человека, их взгляда на совместимость здорового образа жизни и работу за компьютером.
В результате учащиеся представляют свои проекты в виде презентаций или публикаций. Очень важна активная позиция детей в процессе оценивания работ. Ребята рецензируют работы одноклассников с помощью критериев оценки проекта. В процессе обсуждения проблемы могут высказываться любые мнения, в том числе и неверные, что способствует свободному выражению индивидуальной точки зрения без боязни ошибиться.
По окончанию проекта можно создать экспертную группу учащихся, которая, рассмотрев все проекты, выберет лучшие и распределит призовые места. Отличившихся учеников можно наградить грамотами. Можно также создать газету, которая освещала бы работу учащихся над проектом и представляла итоги общей работы. Очень хорошо провести научную конференцию и представить проекты учащихся на рассмотрение других учеников и учителей школы.
В 10-11 классах итогом изучения темы: "Современное программное обеспечение компьютера" можно предложить защиту индивидуальных проектов по различным школьным или факультативным предметам, либо презентацию любого программного продукта, либо проектирование и разработку баз данных по классам и школе. Этот учебный проект можно рассматривать как проблемно-исследовательский. Ученические же проекты впоследствии могут быть использованы на уроках информатики и на уроках по другим предметам школьного курса. Очень важным моментом является то, что при создании проекта реализуется принцип практического применения знаний, полученных учащимися при изучении различных предметов. Примером проекта, рассматривающим межпредметные связи, является проект: "Моделирование движения тела под действием силы тяжести с помощью электронных таблиц". Цель данного проекта является умение строить компьютерные модели на основе физических процессов и формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности школьников.
Успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных его этапах (подготовка, организация, проведение, защита).
Учебные проекты должны удовлетворять возрастным особенностям учащихся, повышать их интерес к изучаемому предмету.
Жизнь человека - движение по пути познания. Каждый шаг может обогащать нас, если благодаря новому опыту мы начинаем видеть то, что ранее не замечали или не понимали, чему не придавали значение. Каждый из нас - изначально, по своей природе - исследователь. Мы можем эту способность подавить, а можем развивать, освоив способы организации исследования. И как важно в условиях современного мира не сужать мировоззрение наших воспитанников, а развивать в них способности активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь.
Приложение 1. Проект "Машина разумная"
Приложение 2. Проект "Алгоритмы и реальность"
Приложение 3. Проект "Будем здоровы в XXI веке"
Приложение 4. Педагогический проект: "Исследовательская деятельность на уроках информатики"
Литература:
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат - М., 2000.
- Концепция развития исследовательской деятельности учащихся./Авт.: Алексеев Н.Г. и др. - Ж. "Исследовательская работа школьников", 2002.
- Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (основные положения). / Сборник статей "Исследовательская деятельность учащихся". - М., 2003.
- Intel "Обучение для будущего" (при поддержке Microsoft): Учеб. Пособие. - М.: Издательско-торговый дом "Русская Редакция", 2004.