Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Многообразие и значение моллюсков"

Разделы: Биология


Для реализации замысла урока была выбрана технология критического мышления. Одна из основных целей технологии критического мышления - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового вы открыли для себя. Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя.

Основу критического мышления составляет базовая модель, которая состоит из трех стадий: вызов - осмысление - рефлексия. На стадии вызова в сознании учащихся происходит процесс активизации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения, определяются цели дальнейшей учебной деятельности. На каждой стадии был использован ряд приемов. Так, на стадии вызова - мозговая атака и стратегия решения проблем. На стадии осмысления учащиеся вступают в контакт с новой информацией, систематизируют сведения, соотносят их с собственными знаниями. На этой стадии были использованы следующие приемы: работа с текстом по плану на доске, анализ сообщений учащихся. Стадия рефлексии (размышления) характеризуется целостным осмыслением присвоения и обобщением полученной информации, выработкой собственного отношения к изучаемому материалу и включает взаимный опрос и прием "последнее слово оставьте за мной".

Урок строится на основе профилактики утомления учащихся, исключения перегрузки, отрицательно влияющей на их здоровье. В связи с этим на уроке достаточно часто меняются виды деятельности.

Цель урока: Знать многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека.

Задачи урока:

  • Раскрыть особенности основных классов, которые объединяет тип Моллюски, многообразие видов и их значение в биоценозах.
  • Продолжить формирование умений - узнавать изученные виды, обосновывать особенности их строения и значения в биоценозах.
  • Развивать слуховую память, логическое мышление
  • Развивать умения обобщать, сравнивать, делать выводы
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Термины урока: Тип Моллюски, класс двустворчатые, брюхоногие, головоногие.

Оборудование и дидактический материал:

  • Учебник Сонин Н.И, Захаров В.Б. "Биология. Многообразие живых организмов" 7 класс.
  • Презентация по теме урока.
  • Динамическое пособие "Классификация животных".
  • Таблица из серии "Охрана животных" - "Добыча и разведение моллюсков".
  • Раздаточный материал - раковины различных видов моллюсков.
  • Биологические задачи.
  • Вопросы для фронтальной проверки знаний.
  • Контрольный тест по теме урока.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы: Словесные, наглядные, практические, устного и письменного контроля и самоконтроля.

Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

План урока:

Организационный момент

Проверка знаний учащихся

1 ряд - индивидуальная работа

2,3 ряд - фронтальный опрос учащихся

Изучение нового материала

Работа по схеме на доске

Самостоятельная работа с текстом учебника по плану

Сообщения учащихся из цикла "Это интересно"

Заполнение таблицы "Значение моллюсков в биогеоценозах"

Закрепление знаний учащихся

Практическая работа

Решение биологических задач

Заполнение кроссворда "Виды моллюсков"

Творческая страница

Проверочная работа

Итоги урока. Рефлексия

Задание на дом

Ход урока

Организационный момент

Проверка знаний учащихся

1 ряд - индивидуальная работа

Задание: Вам даны единицы систематики животного мира; Царство, вид, тип, класс, семейство, отряд. Расположите их в логической последовательности. Переверните карточки, если вы составили верно, то у вас получилось название моллюска.(Устрица).

2,3 ряд - фронтальный опрос учащихся по плану на доске:

Происхождение и многообразие моллюсков

Среда обитания

Особенности строения

Органы чувств

Нервная система

Кровеносная система

Пищеварительная система

Выделительная система

Размножение

Изучение нового материала

Учитель: Запишите тему урока и попробуйте сформулировать цели и задачи, которые сегодня стоят перед нами.

Учитель: Моллюски - одна из наиболее распространенных (после насекомых) групп животных, насчитывающая свыше 100 тысяч видов. Выделяют три основных класса.

-Самостоятельная работа с текстом учебника: 5 -7 минут

Задание: Пользуясь текстом учебника, подготовьте устный рассказ о данном классе моллюсков по плану на доске.

Среда обитания.

Особенности строения.

Образ жизни.

Представители.

ЗначениеПодумайте! Почему каждый класс получил такое название?

-Сообщения учащихся из цикла "Это интересно"

Класс Двустворчатые: Морской гребешок сейчас один из перспективных объектов. По пульсу, т.е по частоте сердечных сокращений, можно судить о том как он себя чувствует, как реагирует на внешние раздражения. Вот ученые и использовали дистанционный телеметрический датчик (наподобие космического). Оказалось, что сердце гребешка реагирует на изменения температуры воды, ее солености, содержания в воде кислорода, на токсическое воздействие, на нападение хищника.

Мидия вторая по съедобности ракушка после устрицы. Обитает во всех морях, в прибрежной зоне. Прибоя не боится благодаря биссусным нитям, с помощью которых прикрепляется к окружающим предметам. Биссус близок по составу к шелку, выделяется особой железой в ноге мидии. В античное время из биссуса морских ракушек изготовляли дорогую ткань виссон - "морской шелк". До сих пор в Италии из "морского шелка" шьют перчатки, носовые платки и прочую мелочь.

Класс Головоногие: Удивительные глаза у глубоководных кальмаров. У одних они вверх торчат подобно телескопам, у других вытеснены в стороны на тонких стебельках, у третьих вообще разного размера - левый глаз в четыре раза больше правого. Вот для обнаружения китов, для которых глубоководные кальмары - основная пища , и требуются глаза, не свет различающие (его нет в глубине), а тепло.

Закрепление знаний учащихся

(1 ряд) Практическая работа. Задание: Рассмотрите выданные вам раковины моллюсков, пользуясь рисунком учебника, дайте название и определите класс.

(2 ряд) Решение биологических задач (презентация слайд 12-16)

Частота сокращений сердца у двустворчатых моллюсков составляет от 15 до 30 ударов в минуту, а у осьминога 40-50 ударов. Почему у представителей одного типа наблюдаются столь значительные различия в частоте сердечных сокращений? Ответ: Двустворчатые моллюски ведут малоподвижный образ жизни, поэтому частота сердечных сокращений у них не высока; головоногие моллюски (осьминог) очень подвижны и активны; поэтому обменные процессы у них идут значительно интенсивнее.

Головоногими моллюсками питаются практически все крупные морские позвоночные: рыбы, птицы, морские звери. Это объект и промышленного промысла. Почему головоногие моллюски, являясь пищей для многих животных и человека, не истреблены и остаются не редкими, а обычными животными? Ответ: Головоногие моллюски имеют хорошо развитые защитные приспособления (выбрасывают в случае опасности чернильную жидкость, имеют высокоорганизованную нервную систему, не уступающую по степени сложности нервной системе рыб). Головоногие имеют хорошо развитые глаза. У осьминога на 1 мм2 сетчатки глаза насчитывается около 64 тысяч воспринимающих свет зрительных элементов, у каракатицы 150 тысяч, у кальмаров до 250 тысяч, в то время как у карпа их 50 тысяч. Большинство головоногих видят каждым глазом отдельно, но их глаза так велики, что поле зрения близко к 3600.

Осьминоги удивительно быстро и гармонично окрашиваются под цвет окружающей их местности. Если положить осьминога на газетный лист, то он моментально изменит окраску, сделавшись полосатым в белую и черную полоску. Объясните, зачем осьминоги меняют окраску? Ответ: Во-первых, это защитное приспособление, позволяющее осьминогам маскироваться от врагов. Во-вторых, осьминоги, ведущие хищный образ жизни, становятся малозаметными для своих жертв во время охоты.

3. (3 ряд) Заполнение кроссворда "Виды моллюсков" по рисункам учебника (Презентация слайд 17-18)

4. Творческая страница

Задание: Русская речь богата пословицами и поговорками. Вспомните хотя бы одну из них, где говорится о животных типа Моллюски.

Задание: Логические задачи (Презентация слайд 19-22)

"Кто здесь лишний? Почему?"

Виноградная улитка (т.к. живет на суше).

Жемчужница (т.к. не употребляют в пищу).

Кальмар.

Устрица.

"Логическое обобщение"

Прудовик - Б

Тередо - Д

Кальмар -? (Г, название класса)

Животные - Ц

Моллюски - Т

Садовая улитка -? (В, это вид)

5. Проверочная работа. (Презентация слайд 23-24)

Взаимоконтроль в парах и выставление оценок.

Итоги урока.

Рефлексия 1.

Оцените свои знания по теме. Не огорчайтесь, если получили отрицательный результат. Обратите внимание на промахи. Ценность человека в том, что он умеет видеть и осознавать свои ошибки и прикладывать все усилия к их устранению.

Рефлексия 2.

Что вам понравилось на уроке?

Что было главным?

Чему вы научились?

Что было для вас трудным?

Где могут пригодиться эти знания?

Задание на дом.

Учебник страница 136-143, подготовить сообщение о любом животном типа моллюски.

Приложение.