Правописание непроизносимых согласных

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • отличать слова с непроизносимым согласным от слов, в которых они не пишутся;
  • развивать умение создавать алгоритм и работать по алгоритму;
  • способствовать развитию орфографической зоркости у детей.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Орфографическая работа.

1). Актуализация знаний о непроизносимом согласном.

- Дети, послушайте текст. Я буду его читать, а вы должны определить на слух слова, которые имеют орфограмму непроизносимый согласный. При чтении я буду делать паузы после каждого предложения, а вы будете называть слова на данную орфограмму.

Осенняя прогулка.

Наступила поздняя осень. Солнце светит редко. Ранним утром густой туман окутал окрестность. Весь день стоит ненастная погода. Яростный ветер гонит над землёй тучи. Грустный стоит лес. Вот хрустнула ветка. Кто здесь? Это выбежал на полянку красавец лось. Мы затаились. Животное почуяло опасность и убежало. В нашей местности лоси - редкие гости. Мы отдохнули у гигантского дуба и пошли домой. Даже осенняя ненастная погода не испортила нам прекрасного настроения. Чудесно погулять в лесу, подышать свежим лесным воздухом.

(На доске одно за другим появляются слова с непроизносимым согласным. Слова выставляются в столбик с правой стороны доски так, чтобы слева была возможность написать проверочные слова)

поз:няя

со:нце

окрес:ность

ненас:ная

ярос:ный

грус:ный

хрус:нула

мес:ность

гиган:ского

опас:ность

прекрас:ного

чудес:ного

лес:ного

- Что вы знаете о написании непроизносимого согласного в словах?

(1. непроизносимый согласный нужно проверять)

Учитель выставляет значок на доску:

- А если вы не знаете правило, как выйти из ситуации?

(2. можно спросить у старших; 3.посмотреть в словаре)

Учитель выставляет значки на доску:

2). Работа с орфографическими словарями в группах.

1гр. поздний 2 гр. окрестность 3 гр. ненастный 4гр. яростный 5 гр. местность

(проверяется правильность написания данных слов. Выступают представители от групп)

3). Повторение алгоритма проверки непроизносимого согласного.

- Как проверять непроизносимый согласный?

(дети называют алгоритм проверки непроизносимого согласного)

Чтобы проверить непроизносимый согласный:

1. подбираем родственное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчетливо;

2. если непроизносимый согласный есть в проверочном слове, то пишем его в проверяемом.

- Какой из способов, названных вами на уроке, на ваш взгляд самый удобный?

(пользоваться алгоритмом)

3. Работа над новой темой урока.

1). Проблема и ее разрешение.

- Запишите к оставшимся словам проверочные слова (впереди), затем проверяемые, подчеркните орфограмму. Работа проводится у доски и в тетрадях.

Проблема: в словах опасность, прекрасен, чудесен, лесок нет непроизносимого согласного. Нужно ли писать в проверяемых словах?

Вывод: встречаются слова, в которых нет непроизносимого согласного! Нужно проверять!

2). Работа в группах.

- Разработайте в группах способ действий, который необходим для правильного написания непроизносимого согласного, чтобы не допускать ошибок.

(детям даются заранее заготовленные листочки с различными пунктами, они должны убрать лишние пункты и расставить порядок действий в алгоритме)

  • пишу непроизносимый согласный, если он есть в проверочном слове;
  • не пишу непроизносимый согласный, если его нет в проверочном слове;
  • подбираю проверочное слово, в котором безударный гласный в корне стал ударным;
  • изменяю форму слова;
  • подбираю родственное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчетливо;
  • подбираю проверочное слово, в котором парный согласный слышится отчетливо.

- Сравним алгоритмы. (приведение единого алгоритма)

4. Физкультурная минутка.

5. Расширение знаний по теме урока.

1). Игра "Подбери проверочное слово"

Учитель: Ученики:
Радостный радость
Шестнадцать шесть
Сердце сердечко
Лестница ?
Областной область
Грустный грусть
Чувство ?

На доске появляются слова: лестница чувство

- Проверочные слова не смогли подобрать, что будете делать, чтобы не ошибиться?

-посмотреть в словарь;

- спросить у взрослых;

-запомнить

- Всегда ли есть возможность спросить у взрослого или посмотреть в словарь?

(такая возможность бывает не всегда, значит нужно запомнить такие слова)

2). Добавление пункта в алгоритм: 4. запомнить слово, если нельзя проверить.

3). Работа в тетрадях.

- Запишите слова "лестница", "чувство" в тетради и подчеркните все орфограммы, которые встречаются в словах. Запомните их написание.

6. Закрепление знаний. Рефлексия.

Презентация.

Слайд 1

Щелчок 1. Что нового открыли для себя?

(Непроизносимый согласный бывает проверяемым и непроверяемым)

Щелчок 2. Если непроизносимый согласный проверяемый, какими должны быть ваши действий

(Проверим по алгоритму)

Щелчок 3 -4. Если непроизносимый согласный непроверяемый, что будете делать, чтобы не ошибиться в его написании?

Запомнить, если не проверяется.

Спросить у взрослых.

Посмотреть в словаре.

Слайд 2

Щелчок 1. Через проектор высвечиваются слова:

лес:ница

учас:ник

интерес:ный

яс:ный

капус:ный

счас:ливый

вкус:ный

запас:ливый

Дети отмечают на карточках, нужно писать непроизносимый согласный или нет ("+"-нужно, "-"-не нужно). Отмечают на двух листочках, подписанный листочек сдают учителю, второй листочек оставляют себе.

Щелчок 2. Высвечиваются ответы.

Дети проверят и оценивают свою работу.

7. Оценки.

8. Домашнее задание: упр. 193. Учебник русского языка для 2 класса. Н.В. Нечаева.