Проведите маленький эксперимент. Спросите у своих знакомых, друзей и родственников, какими они представляют себе англичан. И если все ваши знакомые не провели полжизни в Англии, то ответы, скорее всего, будут примерно такими: «В начале ХХ столетия они были высоки, тощи и молчаливы, а сейчас они молчаливы, тощи и отличаются высоким ростом. Прежде они были чопорны и непроницаемы, зато сейчас они непроницаемы и чопорны» [1].
Первое, что будет отмечено, это сдержанность, стремление скрыть эмоции, сохранить лицо. Почему же тогда в стране, где контроль над своими чувствами возведен в принцип, самые несдержанные фанаты футбола, по сравнению с которыми знаменитые итальянские тиффози просто воспитанники института благородных девиц? Почему в тюрьмах Англии содержится самое большое для Западной Европы число заключенных, а по количеству служебных романов англичане опередили традиционно любвеобильных французов и испанцев? Как умудрилось государство с многовековой историей монархии сохранить ее до наших дней, став при этом родиной парламента, но, так и не обзаведясь письменной конституцией? И еще много – много разных «почему?».
Для того чтобы научиться общаться с другим народом, необходимо понять особенности его характера, особенности устройства основных институтов страны. Именно это – понимание, почему все сложилось так, а не иначе, почему английский характер является, с одной стороны, едва ли не самым противоречивым и парадоксальным среди европейских народов, а с другой — очень цельным и определенным, прослеживающимся на протяжении многих столетий, видится мне главной целью дисциплины «Страноведение и лингвострановедение».
Невозможность достичь ее традиционными методами очевидна. Уровень развития общества и вытекающая из его требований современная концепция развития личности выдвигают на передний план разработку более совершенных методов, форм процесса обучения, которые могли бы способствовать развитию творческого потенциала, познавательной и коммуникативной активности личности, ее социальному и личностному самоопределению. В рамках гуманитарной парадигмы современного образования создание условий для развития творческой активности студентов является одной из приоритетных педагогических задач.
Творческая деятельность обогащает эмоциональный и практический опыт студентов, формирует интеллектуальный потенциал, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений. Оно настраивает на дальнейшую, активную творчески-осознанную самодеятельность студентов, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации, и проявлению личностных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности.
Творчество – вот ключевое слово, определяющее все, что происходит на занятиях по страноведению. Не скучное воспроизведение данных учебника о географическом положении, населении и экономики Великобритании, а фильм или театрализованное представление как форма презентации проекта по одной из сфер жизни Соединенного Королевства, выбранной самими студентами.
Подготовка такого семинара – дело, безусловно, хлопотное, ведь нужно определить ключевую идею, отыскать информацию и проанализировать ее, написать сценарий, продумать костюмы, декорации, музыкальное оформление и многое другое. Но в этом многообразии задач есть и большой плюс: каждый найдет себе дело по силам, в стороне не останется никто. Организаторские умения и умение работать в команде очень пригодятся в дальнейшей профессиональной деятельности, а сами по себе умения не появятся, их надо развивать.
Приведу пример того, как не самые интересные темы становятся захватывающе интересными при приложении к их раскрытию творческого подхода. Тема «Закон и порядок». Маленькая девочка, играя, разбивает горшок с любимым цветком мамы, но не признается ей в этом, сваливая всю вину на котенка. Мама укладывает девочку спать, гаснет свет и начинается сон. Судьи в париках и мантиях, присяжные, все как полагается. Слушается дело о лишении несчастного цветка (Missis Flower) ее привычного жилища. Выступают свидетели, соревнуются в знании и интерпретации законов барристеры, присяжные выносят приговор – виновна! Испуганная девочка просыпается и признается маме, что виновата она, а не котенок.
Такие занятия проводятся уже много лет, но в прошлом году они получили неожиданное и радостное для меня завершение. Студенты пятого курса попросили разрешить им и экзамен провести в творческой форме! Я согласилась с одним условием, весь изученный материал должен найти отражение в презентации. Скажу откровенно, не думала, что это будет так здорово! Две группы подготовили совершенно самостоятельные полуторачасовые представления, объединенные одним сюжетом. Первая группа разыскивала заколдованную принцессу (ну где же ей быть, как не в Англии!), вторая принимала посланцев иных планет, выбирающих лучшую страну для включения ее в мегагалактический союз. Попутно открылось и инопланетное происхождение англичан. В конце, помимо оценок, экзаменуемые были награждены бурными аплодисментами публики.
В последние годы появилась еще одна хорошая традиция. С самыми удачными представлениями студенты выступают перед учащимися в школах, это очень интересно и полезно не только школьникам, но и студенты учатся не теряться перед незнакомой аудиторией, это в жизни тоже пригодится!
Многолетняя практика проведения подобных практических занятий доказала не только их адекватность целям обучения страноведению, она важна еще и по другой причине. Встречаясь с выпускниками прошлых лет, я слышу, что они часто обращаются к фотографиям и фильмам, снятым во время проведения занятий по страноведению, добрым словом вспоминая факультет и преподавателей, «предоставивших им возможность творческой самореализации».
1. Как стать англичанином? http://www.vokrugsveta.ru/