Цели: а
- ктивизировать знания учащихся о языке, продолжить работу по обучению учащихся чтению слов, предложений с буквой к и изученными буквами, по выполнению звуко-буквенного анализа слов,
- развивать речь, творческое мышление, наблюдательность,
- воспитывать читательскую активность, любознательность, коммуникабельность.
Оборудование: В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская «Русская азбука» 1-я ч., пособие О. Н. Крыловой «Карточки по обучению грамоте к учебнику «Русская азбука», художественные книги «Теремок», «Рукавичка» (разные варианты), раздаточный материал – фишки для звуковых схем, модели Звуковичков, таблица «Лента букв», плакат сказочного теремка, иллюстрации животных, иллюстрации паровозика с вагончиками, пособие С. Вохринцевой «Весёлый паровозик», музыкальный центр, фонограммы песен.
Ход урока
1. Оргмомент. Мотивация учебной деятельности.
Начинаем урок. Будем стараться работать дружно, активно, чтобы в нашем домике поселились необычные жильцы – герои известной сказки.
Сказка просит: «А сейчас, друзья, вы узнайте меня!»
Загадка.
Мышка дом себе нашла.
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
стало множество жильцов.
– Что это за сказка? («Теремок»).
– Послушайте песню ♫ «Терем-теремок».
– Как жили зверюшки в теремке? (Весело, дружно).
Выставка книг: Р. н. с. «Теремок», р. н. с. «Рукавичка», украинская сказка «Рукавичка» в переводе Е. Благининой и др.
– Существует несколько вариантов этой сказки, советую вам их прочитать. А мы попробуем создать свою сказку на новый лад.
2. Актуализация знаний.
Жила-была Муха-горюха. Надоело ей горевать. Решила она всем доказать, что она не обычная, назойливая муха, которая ко всем пристаёт, надоедает, а муха любознательная, сообразительная, которая если и пристаёт к кому, то не по пустякам, а по очень важным вопросам. Добавила она к своему имени Муха-горюха слова «Ума палата». Нашла в лесу теремок, назвала его «Смекалка», повесила вывеску и стала в нём жить. (Прикрепить к теремку вывеску, иллюстрацию сказочной Мухи)
Летит мимо терема Комар-пискун и спрашивает:
– Кто, кто в теремочке живёт?
– Я – Муха-горюха, ума палата. А ты кто?
– А я – Комар-пискун. Пусти меня к себе жить.
– Пущу, если сможешь на вопросы ответить и задания выполнить.
– Конечно, без вашей помощи, ребята, не обойтись.
– Как называется страна, по которой мы путешествуем на нашем паровозике? (Грамматика)
– Как называется всё то, что мы говорим, читаем, пишем? (Речь)
– Какая бывает речь? (Устная и письменная) (Поставить опорные слова в первый вагончик)
– Из чего состоит речь? (Из предложений) (Опорное слово во второй вагончик)
– Из чего состоят предложения? (Из слов) (Опорное слово в третий вагончик)
Назовите слова, которые начинаются на букву к.
– На какие части мы научились делить слова? (На слоги). (Опорное слово в четвёртый вагончик).
– Как определить, сколько в слове слогов?
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.
– Сколько гласных в слове капуста?
– Значит, сколько слогов? Проверим практически с помощью ладошек.
ка-пус-та
– Как называется слог, который произносим с особой силой? (Ударный слог).
– Произнесём это слово, отметим ударом молоточка-невидимки. На какой слог падает ударение?
Молодцы, ребята! Благодаря вашим ответам вместе с Мухой-горюхой, ума палата стал жить-поживать и Комар-пискун. (Прикрепить иллюстрацию сказочного Комара)
Продолжим нашу сказку. Бежит мимо Мышка-норушка. Захотелось и ей в теремок. Но Муха и для неё приготовила вопросы и задания.
– Мы произносили и слышали слоги в слове капуста. Из чего состоят слоги? (Из звуков) (Опорное слово в пятый вагончик)
– О каком звуке идёт речь?
Воздух свободно идёт через рот,
нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт.
Звук получается … гласный.
– Как называются звуки, которые встречают во рту преграды при произнесении? (Согласные звуки)
– При помощи чего мы записываем звуки? (При помощи букв) (Опорное слово в шестой вагончик)
– На что похожа буква К?
На прямую палочку
справа села галочка.
Там поныне и сидит –
буквой К на нас глядит.
Посмотрите ещё на один весёлый паровозик. В своих вагончиках он везёт буквы. С какой буквой рядом «едет» буква К? (С буквой С)
Попробуем разобраться, почему?
– Какие согласные звуки: звонкие или глухие обозначают буквы к, с ? Произнесём их.
Работа с «Лентой букв».
– На каком этаже: верхнем или нижнем живут буквы, которые обозначают глухие согласные звуки? (На нижнем этаже).
Найдите эти буквы на «Ленте букв» с. 55 и на нашей классной ленте букв.
– Какую букву везёт наш весёлый паровозик в первом вагончике? (н)
– Звонкие или глухие согласные звуки обозначает буква н? Произнесём их. (Это звонкие согласные звуки.) Позвонить в колокольчик.
– На каком этаже живёт буква н? (На верхнем этаже)
– Назовите буквы, которые везёт наш паровозик в следующем вагончике. (а, о, у, ы, и)
– Как они называются? (гласные)
– Посмотрите на ленту букв. На одном этаже живут эти гласные? (Нет)
– Какие гласные живут на верхнем этаже? Назовите их. Что они обозначают? (а, о, у, ы. На верхнем этаже живут гласные, которые обозначают твёрдость согласного звука в слиянии)
– Какая гласная живёт на нижнем этаже «Ленты» с. 55? Что она обозначает? (и обозначает мягкость согласного звука в слиянии)
– Прочитайте слоги с буквой к на доске.
ка ко ку ки
– С какой гласной буквой буква к не образует слога? (с буквой ы).
Думаю, теперь Мышку-норушку пустят в теремок. (Прикрепить картинку Мышки к теремку)
3. Словесная физминутка.
(Проводят дежурные)
Топай, мишка! Хлопай, мишка!
Приседай со мной, братишка!
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись!
4. Звуко-буквенный анализ слов.
1)
Назовём жителей нашего теремка: Муха-горюха – ума палата, Комар-пискун, Мышка-норушка. Стали они жить втроём. (Прикрепить картинку Мышки – норушки к теремку)
Скачет мимо Лягушка-Квакушка и стучит в теремок. Поможем и ей ответить на вопросы Мухи.
– Каким цветом на звуковой схеме показываем гласный звук? (Красным)
– Какой костюм наденет Звуковичок? (Красный)
– В каком костюме будет Звуковичок, если надо отметить твёрдый согласный звук? (В синем) (Дети показывают рисунки Звуковичков в костюмах соответствующих цветов)
– Какого цвета костюм наденет Звуковичок, если согласный звук – мягкий? (Зелёный)
2) Работа с пособием О. Н. Крыловой «Карточки по обучению грамоте к учебнику «Русская азбука».
Карточка 29. Задание 1. С. 19.
– В какой группе все слоги с мягким согласным?
– Прочитайте слоги в первой группе. (ки, си, ни)
– Прочитайте слоги во второй группе. (ки, ни, ко)
– Закрасьте зелёным цветом кружок в той группе, где все слоги с мягким согласным. (Ученики выполняют задание самостоятельно, у доски работает один ученик.)
Проверка.
– Какой кружок закрасили? В какой группе? Почему? (В первой группе. Гласная и обозначает мягкость согласного в слиянии).
3) Работа с учебником «Русская азбука».
Чтение слов с «пометами» на доске по указке.
сок | кони | сок | ||
соки | кино | сук |
Чтение выделенных шрифтом слов с. 54 «цепочкой».
В теремке прибавился четвёртый житель: Лягушка-квакушка. (Прикрепить картинку Лягушки-квакушки к теремку) Зайчику-Побегайчику досталось от Мухи задание потруднее. Поможем ему справиться с ним.
– Назовите слова, которые начинаются на букву к. (кони, кино)
– Составим звуковые схемы этих слов.
4) Практическая работа с фишками.
– Приготовьте фишки. (Дети выполняют задание на партах, один ученик у доски)
– Произносим первый слог ко. Что вы услышали? (Слияние твёрдого согласного с гласным)
Выкладываем нужную фишку.
– Произносим второй слог ни. Что слышим? (Слияние мягкого согласного с гласным)
– Посмотрите на доску. У кого такая же схема? Молодцы!
– Что можем ещё отметить на схеме на доске? (Ударение)
– Произнесём кони с ударением. Приготовили «молоточки».
– Отметим ударение на доске.
Аналогичная работа по составлению звуковой схемы слова кино.
Благодаря вашей практической работе нашлось место в теремке и Зайчику-побегайчику. Стали они жить впятером. (Прикрепить картинку Зайчика-побегайчика к теремку)
5. Музыкальная физминутка.
♫ «Вместе мы построим дом». (Дети поют песню и выполняют упражнения)
6. Чтение предложений, текста с изученными буквами.
1) Чтение предложений.
Не успел Зайчик-побегайчик расположиться в теремке, как появилась Лисичка-сестричка.
– С какой интонацией она будет обращаться к жителям теремка? Кто попробует за неё сказать? Поможем Лисичке справиться с заданиями, которые ей предложила Муха.
– Как в письменной речи показать начало предложения?
– Как в письменной речи показать конец предложения? Какие знаки препинания могут быть в конце предложения?
– Как в устной речи показать, что предложение закончилось?
– Кроме начала предложения, какие ещё слова пишутся с большой буквы? Возьмите указки, прочитайте предложения. Сделайте паузу после запятых.
На, сынок, сок.
У Сани сок, и у Нины сок.
– Как вы думаете, зачем мама налила сок детям? (Овощной или фруктовый сок полезен для здоровья. В нём много витаминов.)
– Вы, ребята, тоже пейте сок, повышайте свой иммунитет.
В нашем теремке поселилась и Лисичка-сестричка. (Прикрепить картинку к теремку)
2) Чтение текста.
Шёл мимо теремка Волк – зубами щёлк. Услышал он, как весело живут в теремке зверюшки, тоже захотел с ними жить. Поможем и ему попасть в теремок.
– Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что за птичка здесь изображена? (Кукушка)
– На Земле обитает 130 видов кукушек. Кукушки подбрасывают яйца в чужие гнёзда. Приёмные родители весь день кормят насекомыми чужого птенца – кукушонка.
Читаем текст.
– Поставьте указки на первое предложение в тексте. Читает …
– Во втором предложении вместо схемы слова прочитайте кукушка. Читает …
– В третьей строчке записана прямая речь. После двоеточия сделайте паузу. С особой интонацией прочитайте восклицательные предложения. Читает …
– Как назовём этот текст? О ком он? (Кукушка)
Весь текст прочитает … А вы постарайтесь его запомнить и рассказать.
Пересказ текста.
– Кто может рассказать весь текст? (У сосны сук. На суку кукушка. Она: «Ку-ку! Ку-ку!»)
Благодаря вашей работе нашлось место в теремке и для Волка. (Прикрепить картинку к теремку) Стали они жить всемером.
7. Работа над новым материалом.
1) Ребусы.
Идёт мимо Медведь косолапый и ревёт во всю мочь.
– Кто, кто в тереме живёт?
Испугалась Муха грозного голоса Медведя косолапого и решила задать ему самые трудные задания.
– В середине с. 54. Зашифрованы слова.
– Как называется причёска у девочки? (косы)
– Что в азбуке ребусов означает запятая слева? (убрать одну букву)
– Какое слово получилось? (осы)
– Теперь попробуем разгадать второй ребус.
– Что видим на стволе дерева? (сук)
– Гласную у зачеркнули. Какую букву надо поставить вместо неё? (о)
– Какое слово получили? (сок)
2) Шаг в будущее. Знакомство с безударными гласными.
Прочитайте под ребусами 2 выделенных слова.
окуни
окно
Произнесём с ударением первое слово окуни.
– На какой слог падает ударение? (на первый слог)
– Буква о – ударная. Это сильная позиция. Как слышим, так и пишем.
Произнесём с ударением второе слово окно.
– На какой слог падает ударение? (на второй слог)
– О во втором слоге ударная, это сильная позиция. В первом слоге о без ударения. Она называется безударная гласная. Это слабая позиция. Букву надо проверять.
Измените слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
На рисунке вы видите одно окно, а как изменится слово, если их будет 2 или больше? (окна)
– Это слово будет проверочным для слова окно.
Говорим акно , пишем окно.
Вы постарались работать так, чтобы всем зверюшкам нашлось место в теремке. (Прикрепить картинку Медведя к теремку).
– Как вам хотелось бы, чтобы они там жили? (Весело, дружно).
♫ «В теремочке чудном нашем мы поём, танцуем, пляшем…»
И мне хотелось бы, чтобы вы дружили друг с другом, помогали друг другу.
8. Рекомендации к выполнению домашнего задания.
Ю. Коринец написал стихотворение «Лапки».
Как у старой бабки жили-были лапки.
Сядет бабушка вязать – лапки рядом с ней опять.
Схватят бабушкин клубок и закатят в уголок.
– Кто догадался, чьи это лапки? (Лапки котёнка)
– На с. 55 в «Азбуке» есть иллюстрации. Попробуйте по ним составить рассказ.
Вспомните, какие части есть в рассказе? (Показать на схеме) (Вступление, основная часть, заключение)
В верхней части с. 55 в первом столбике игра «Буква заблудилась». Верните буквы на место. Прочитайте слова во втором и третьем столбиках. Определите, к каким словам подойдут звуковые схемы.
9. Итог урока. Рефлексия.
– Мы достигли цели урока: работать дружно, активно. Благодаря вашим правильным ответам, хорошему чтению, практической работе всем зверюшкам нашлось место в теремке. У нас получился свой вариант сказки «Теремок».
– Назовите синонимы – близкие по смыслу слова к слову теремок. (Квартира, дом, замок, палата, хата)
Я думаю, что каждый из вас любит свой дом. В нём чисто, тепло, светло и уютно.
В нём вы чувствуете себя защищёнными. Вы окружены заботой самых близких, дорогих людей.
У вас на партах лежат лучики солнышек. Возьмите цветные восковые мелки и раскрасьте лучик тем цветом, который отражает ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке.
Вы выбрали яркие, светлые тона. Значит, урок вам понравился. (Прикрепить солнышко с лучиками над теремком)
Пусть в каждом вашем доме всегда будет свет и тепло, добро и любовь.
Помните, что
«…ласковое слово, будто солнце, светит,
Ласковое слово нужно всем на свете!»