Урок обучения чтению в 1-м классе. Тема урока: "Буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']". Закрепление

Разделы: Начальная школа


Цели: а

  • ктивизировать знания учащихся о языке, продолжить работу по обучению учащихся чтению слов, предложений с буквой к и изученными буквами, по выполнению звуко-буквенного анализа слов,
  • развивать речь, творческое мышление, наблюдательность,
  • воспитывать читательскую активность, любознательность, коммуникабельность.

Оборудование: В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская «Русская азбука» 1-я ч., пособие О. Н. Крыловой «Карточки по обучению грамоте к учебнику «Русская азбука», художественные книги «Теремок», «Рукавичка» (разные варианты), раздаточный материал – фишки для звуковых схем, модели Звуковичков, таблица «Лента букв», плакат сказочного теремка, иллюстрации животных, иллюстрации паровозика с вагончиками, пособие С. Вохринцевой «Весёлый паровозик», музыкальный центр, фонограммы песен.

Ход урока

1. Оргмомент. Мотивация учебной деятельности.

Начинаем урок. Будем стараться работать дружно, активно, чтобы в нашем домике поселились необычные жильцы – герои известной сказки.

Сказка просит: «А сейчас, друзья, вы узнайте меня!»

Загадка.

Мышка дом себе нашла.
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
стало множество жильцов.

– Что это за сказка? («Теремок»).

– Послушайте песню ♫ «Терем-теремок».

– Как жили зверюшки в теремке? (Весело, дружно).

Выставка книг: Р. н. с. «Теремок», р. н. с. «Рукавичка», украинская сказка «Рукавичка» в переводе Е. Благининой и др.

– Существует несколько вариантов этой сказки, советую вам их прочитать. А мы попробуем создать свою сказку на новый лад.

2. Актуализация знаний.

Жила-была Муха-горюха. Надоело ей горевать. Решила она всем доказать, что она не обычная, назойливая муха, которая ко всем пристаёт, надоедает, а муха любознательная, сообразительная, которая если и пристаёт к кому, то не по пустякам, а по очень важным вопросам. Добавила она к своему имени Муха-горюха слова «Ума палата». Нашла в лесу теремок, назвала его «Смекалка», повесила вывеску и стала в нём жить. (Прикрепить к теремку вывеску, иллюстрацию сказочной Мухи)
Летит мимо терема Комар-пискун и спрашивает:
– Кто, кто в теремочке живёт?
– Я – Муха-горюха, ума палата. А ты кто?
– А я – Комар-пискун. Пусти меня к себе жить.
– Пущу, если сможешь на вопросы ответить и задания выполнить.

– Конечно, без вашей помощи, ребята, не обойтись.

– Как называется страна, по которой мы путешествуем на нашем паровозике? (Грамматика)

– Как называется всё то, что мы говорим, читаем, пишем? (Речь)

– Какая бывает речь? (Устная и письменная) (Поставить опорные слова в первый вагончик)

– Из чего состоит речь? (Из предложений) (Опорное слово во второй вагончик)

– Из чего состоят предложения? (Из слов) (Опорное слово в третий вагончик)

Назовите слова, которые начинаются на букву к.

– На какие части мы научились делить слова? (На слоги). (Опорное слово в четвёртый вагончик).

– Как определить, сколько в слове слогов?

Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.

– Сколько гласных в слове капуста?

– Значит, сколько слогов? Проверим практически с помощью ладошек.

ка-пус-та

– Как называется слог, который произносим с особой силой? (Ударный слог).

– Произнесём это слово, отметим ударом молоточка-невидимки. На какой слог падает ударение?

Молодцы, ребята! Благодаря вашим ответам вместе с Мухой-горюхой, ума палата стал жить-поживать и Комар-пискун. (Прикрепить иллюстрацию сказочного Комара)
Продолжим нашу сказку. Бежит мимо Мышка-норушка. Захотелось и ей в теремок. Но Муха и для неё приготовила вопросы и задания.

– Мы произносили и слышали слоги в слове капуста. Из чего состоят слоги? (Из звуков) (Опорное слово в пятый вагончик)

– О каком звуке идёт речь?

Воздух свободно идёт через рот,
нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт.
Звук получается … гласный.

Как называются звуки, которые встречают во рту преграды при произнесении? (Согласные звуки)

– При помощи чего мы записываем звуки? (При помощи букв) (Опорное слово в шестой вагончик)

– На что похожа буква К?

На прямую палочку
справа села галочка.
Там поныне и сидит –
буквой К на нас глядит.

Посмотрите ещё на один весёлый паровозик. В своих вагончиках он везёт буквы. С какой буквой рядом «едет» буква К? (С буквой С)

Попробуем разобраться, почему?

– Какие согласные звуки: звонкие или глухие обозначают буквы к, с ? Произнесём их.

Работа с «Лентой букв».

– На каком этаже: верхнем или нижнем живут буквы, которые обозначают глухие согласные звуки? (На нижнем этаже).

Найдите эти буквы на «Ленте букв» с. 55 и на нашей классной ленте букв.

– Какую букву везёт наш весёлый паровозик в первом вагончике? (н)

– Звонкие или глухие согласные звуки обозначает буква н? Произнесём их. (Это звонкие согласные звуки.) Позвонить в колокольчик.

– На каком этаже живёт буква н? (На верхнем этаже)

– Назовите буквы, которые везёт наш паровозик в следующем вагончике. (а, о, у, ы, и)

– Как они называются? (гласные)

– Посмотрите на ленту букв. На одном этаже живут эти гласные? (Нет)

– Какие гласные живут на верхнем этаже? Назовите их. Что они обозначают? (а, о, у, ы. На верхнем этаже живут гласные, которые обозначают твёрдость согласного звука в слиянии)

– Какая гласная живёт на нижнем этаже «Ленты» с. 55? Что она обозначает? (и обозначает мягкость согласного звука в слиянии)

– Прочитайте слоги с буквой к на доске.

ка ко ку ки

– С какой гласной буквой буква к не образует слога? (с буквой ы).

Думаю, теперь Мышку-норушку пустят в теремок. (Прикрепить картинку Мышки к теремку)

3. Словесная физминутка.

(Проводят дежурные)

Топай, мишка! Хлопай, мишка!
Приседай со мной, братишка!
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись!

4. Звуко-буквенный анализ слов.

1)

Назовём жителей нашего теремка: Муха-горюха – ума палата, Комар-пискун, Мышка-норушка. Стали они жить втроём. (Прикрепить картинку Мышки – норушки к теремку)
Скачет мимо Лягушка-Квакушка и стучит в теремок. Поможем и ей ответить на вопросы Мухи.

– Каким цветом на звуковой схеме показываем гласный звук? (Красным)

– Какой костюм наденет Звуковичок? (Красный)

– В каком костюме будет Звуковичок, если надо отметить твёрдый согласный звук? (В синем) (Дети показывают рисунки Звуковичков в костюмах соответствующих цветов)

– Какого цвета костюм наденет Звуковичок, если согласный звук – мягкий? (Зелёный)

2) Работа с пособием О. Н. Крыловой «Карточки по обучению грамоте к учебнику «Русская азбука».

Карточка 29. Задание 1. С. 19.

– В какой группе все слоги с мягким согласным?

– Прочитайте слоги в первой группе. (ки, си, ни)

– Прочитайте слоги во второй группе. (ки, ни, ко)

– Закрасьте зелёным цветом кружок в той группе, где все слоги с мягким согласным. (Ученики выполняют задание самостоятельно, у доски работает один ученик.)

Проверка.

– Какой кружок закрасили? В какой группе? Почему? (В первой группе. Гласная и обозначает мягкость согласного в слиянии).

3) Работа с учебником «Русская азбука».

Чтение слов с «пометами» на доске по указке.

сок       кони       сок
соки   кино   сук

Чтение выделенных шрифтом слов с. 54 «цепочкой».

В теремке прибавился четвёртый житель: Лягушка-квакушка. (Прикрепить картинку Лягушки-квакушки к теремку) Зайчику-Побегайчику досталось от Мухи задание потруднее. Поможем ему справиться с ним.

– Назовите слова, которые начинаются на букву к. (кони, кино)

– Составим звуковые схемы этих слов.

4) Практическая работа с фишками.

– Приготовьте фишки. (Дети выполняют задание на партах, один ученик у доски)

– Произносим первый слог ко. Что вы услышали? (Слияние твёрдого согласного с гласным)

Выкладываем нужную фишку.

– Произносим второй слог ни. Что слышим? (Слияние мягкого согласного с гласным)

– Посмотрите на доску. У кого такая же схема? Молодцы!

– Что можем ещё отметить на схеме на доске? (Ударение)

– Произнесём кони с ударением. Приготовили «молоточки».

– Отметим ударение на доске.

Аналогичная работа по составлению звуковой схемы слова кино.

Благодаря вашей практической работе нашлось место в теремке и Зайчику-побегайчику. Стали они жить впятером. (Прикрепить картинку Зайчика-побегайчика к теремку)

5. Музыкальная физминутка.

♫ «Вместе мы построим дом». (Дети поют песню и выполняют упражнения)

6. Чтение предложений, текста с изученными буквами.

1) Чтение предложений.

Не успел Зайчик-побегайчик расположиться в теремке, как появилась Лисичка-сестричка.

– С какой интонацией она будет обращаться к жителям теремка? Кто попробует за неё сказать? Поможем Лисичке справиться с заданиями, которые ей предложила Муха.

– Как в письменной речи показать начало предложения?

– Как в письменной речи показать конец предложения? Какие знаки препинания могут быть в конце предложения?

– Как в устной речи показать, что предложение закончилось?

– Кроме начала предложения, какие ещё слова пишутся с большой буквы? Возьмите указки, прочитайте предложения. Сделайте паузу после запятых.

На, сынок, сок.
У Сани сок, и у Нины сок.

– Как вы думаете, зачем мама налила сок детям? (Овощной или фруктовый сок полезен для здоровья. В нём много витаминов.)

– Вы, ребята, тоже пейте сок, повышайте свой иммунитет.

В нашем теремке поселилась и Лисичка-сестричка. (Прикрепить картинку к теремку)

2) Чтение текста.

Шёл мимо теремка Волк – зубами щёлк. Услышал он, как весело живут в теремке зверюшки, тоже захотел с ними жить. Поможем и ему попасть в теремок.

– Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что за птичка здесь изображена? (Кукушка)

– На Земле обитает 130 видов кукушек. Кукушки подбрасывают яйца в чужие гнёзда. Приёмные родители весь день кормят насекомыми чужого птенца – кукушонка.

Читаем текст.

– Поставьте указки на первое предложение в тексте. Читает …

– Во втором предложении вместо схемы слова прочитайте кукушка. Читает …

– В третьей строчке записана прямая речь. После двоеточия сделайте паузу. С особой интонацией прочитайте восклицательные предложения. Читает …

– Как назовём этот текст? О ком он? (Кукушка)

Весь текст прочитает … А вы постарайтесь его запомнить и рассказать.

Пересказ текста.

– Кто может рассказать весь текст? (У сосны сук. На суку кукушка. Она: «Ку-ку! Ку-ку!»)

Благодаря вашей работе нашлось место в теремке и для Волка. (Прикрепить картинку к теремку) Стали они жить всемером.

7. Работа над новым материалом.

1) Ребусы.

Идёт мимо Медведь косолапый и ревёт во всю мочь.
– Кто, кто в тереме живёт?
Испугалась Муха грозного голоса Медведя косолапого и решила задать ему самые трудные задания.

– В середине с. 54. Зашифрованы слова.

– Как называется причёска у девочки? (косы)

– Что в азбуке ребусов означает запятая слева? (убрать одну букву)

– Какое слово получилось? (осы)

– Теперь попробуем разгадать второй ребус.

– Что видим на стволе дерева? (сук)

– Гласную у зачеркнули. Какую букву надо поставить вместо неё? (о)

– Какое слово получили? (сок)

2) Шаг в будущее. Знакомство с безударными гласными.

Прочитайте под ребусами 2 выделенных слова.

окуни
окно

Произнесём с ударением первое слово окуни.

– На какой слог падает ударение? (на первый слог)

– Буква о – ударная. Это сильная позиция. Как слышим, так и пишем.

Произнесём с ударением второе слово окно.

– На какой слог падает ударение? (на второй слог)

О во втором слоге ударная, это сильная позиция. В первом слоге о без ударения. Она называется безударная гласная. Это слабая позиция. Букву надо проверять.

Измените слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

На рисунке вы видите одно окно, а как изменится слово, если их будет 2 или больше? (окна)

– Это слово будет проверочным для слова окно.

Говорим акно , пишем окно.

Вы постарались работать так, чтобы всем зверюшкам нашлось место в теремке. (Прикрепить картинку Медведя к теремку).

– Как вам хотелось бы, чтобы они там жили? (Весело, дружно).

♫ «В теремочке чудном нашем мы поём, танцуем, пляшем…»

И мне хотелось бы, чтобы вы дружили друг с другом, помогали друг другу.

8. Рекомендации к выполнению домашнего задания.

Ю. Коринец написал стихотворение «Лапки».

Как у старой бабки жили-были лапки.
Сядет бабушка вязать – лапки рядом с ней опять.
Схватят бабушкин клубок и закатят в уголок.

– Кто догадался, чьи это лапки? (Лапки котёнка)

– На с. 55 в «Азбуке» есть иллюстрации. Попробуйте по ним составить рассказ.

Вспомните, какие части есть в рассказе? (Показать на схеме) (Вступление, основная часть, заключение)

В верхней части с. 55 в первом столбике игра «Буква заблудилась». Верните буквы на место. Прочитайте слова во втором и третьем столбиках. Определите, к каким словам подойдут звуковые схемы.

9. Итог урока. Рефлексия.

– Мы достигли цели урока: работать дружно, активно. Благодаря вашим правильным ответам, хорошему чтению, практической работе всем зверюшкам нашлось место в теремке. У нас получился свой вариант сказки «Теремок».

– Назовите синонимы – близкие по смыслу слова к слову теремок. (Квартира, дом, замок, палата, хата)

Я думаю, что каждый из вас любит свой дом. В нём чисто, тепло, светло и уютно.

В нём вы чувствуете себя защищёнными. Вы окружены заботой самых близких, дорогих людей.

У вас на партах лежат лучики солнышек. Возьмите цветные восковые мелки и раскрасьте лучик тем цветом, который отражает ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке.

Вы выбрали яркие, светлые тона. Значит, урок вам понравился. (Прикрепить солнышко с лучиками над теремком)

Пусть в каждом вашем доме всегда будет свет и тепло, добро и любовь.

Помните, что

«…ласковое слово, будто солнце, светит,
Ласковое слово нужно всем на свете!»