Цели урока:
- Формирование художественной культуры ребёнка как части духовной.
- Через музыку Бетховена формировать гражданскую позицию, патриотические чувства школьников.
Задачи урока:
- Развивать умение слышать "волновое единство" музыки, живописи и исторических событий.
- Развивать ощущение стиля Бетховена, его жизненное и творческое кредо.
- Развивать в учащихся экстравертность, т.е. стремление к защите Родины, к справедливости, к победе через борьбу.
- Через музыку Бетховена выйти на духовный мир ребёнка, направленный на оптимистичность, добро и искренность.
Музыкальный материал:
- Бетховен. Увертюра к трагедии Гете "Эгмонт"
- Пит Сигер "Всё преодолеем"
Наглядный материал:
- Коржев "Поднимающий знамя"
- Шадр "Булыжник пролетариата"
- Портрет Гёте
- Портрет Бетховена
Литературный материал:
- Гёте. Трегедия "Эгмонт". Монолог графа Эгмонта перед казнью.
- Стихотворение австралийской поэтессы Э.Дикинсон "К портрету"
Сценарий урока
На экране два произведения: репродукция картины Коржева "Поднимающий знамя" и скульптура Шадра "Булыжник пролетариата". Дети рассматривают и отвечают на вопросы учителя.
-Что общего в картине и скульптуре?
-Какое движение видим у этих людей?
-Может знамя и камень (булыжник) стать оружием? Почему?
-Почему люди взялись за оружие?
-Что предшествовало этому моменту?
-Сколько здесь действующих лиц?
-Кто главный герой?
-А кто им противостоит?
-Если озвучить эти произведения, то какая музыка подойдёт?
-В картине и скульптуре движение разворачивается постепенно, а в музыке это можно показать?
-Как?
-Сразу начнётся борьба?
-Каким будет начало?
-Как думаете, чем закончится борьба? Победой? Поражением?
-Сколько в музыке может быть частей? Одна или несколько?
-Надо показать противоборствующие стороны-образы, кто с кем будет бороться? Как будет происходить борьба? Чем закончится борьба?
-Как думаете, кто из композиторов мог бы создать такое произведение?
-Почему так решили?
Мы сегодня будем слушать музыку немецкого композитора Людвига вана Бетховена.
Запишите: Людвиг ван Бетховен. У ребят на партах лежат листы бумаги, расчерченные на квадраты.
Слушание вступления увертюры "Эгмонт"
-Сколько героев услышали?
-Есть в музыке угнетённый? Как звучит?
-А угнетатель? Как он звучит?
-Попробуем эти два образа изобразить в двух квадратах. Поставим точку. Точка-это образ, который мы будем изображать. Выберем для точек цвет и рисуем линиями. У линии есть движение, цвет, характер.
-Каждый новый образ начинайте в новом квадрате.
Повторное слушание вступления.
-Это было вступление. Два главных образа определили. Слушаем дальше, что будет происходить в музыке.
-Как думаете, встретятся эти образы дальше?
Каждую новую часть рисуем в следующих квадратах.
Слушание увертюры "Эгмонт" до конца.
Рассмотрим, что у вас получилось. Сделаем выставку ваших работ (на доске размещаются работы учащихся).
-Чем закончилась музыка? Как звучала победа? Как изобразили?
-Как пришли к победе? Сразу была победа?
-Сколько образов было в музыке? Перечислите (образ угнетателей, образ угнетённых, образ борьбы, образ победы).
Интересно вам узнать, какую музыку вы сегодня слушали? Это увертюра к трагедии Гёте "Эгмонт". Музыку написал Бетховен (портрет Бетховена), а трагедию сочинил немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте (портрет Гёте). Это была увертюра к спектаклю "Эгмонт".
Увертюра-это вступление к большому произведению, краткое изложение событий.
-О чём трагедия? Какие события разворачиваются в ней?
Это трагедия о борьбе народа Нидерландов против испанского нашествия, порабощения.
В центре полководец граф Эгмонт, восставший против деспотизма испанского короля Филлипа-2. Графа Эгмонта предали, и он погиб на эшафоте, его казнили. Перед казнью Эгмонт обращается к народу с речью:
"Я выйду из темницы навстречу смерти почётной. Я умираю за свободу. Ради неё я жил, боролся, за неё приношу себя в жертву. За Родину сражайтесь! Радостно отдавайте жизнь зато, что нам дороже всего, за вольность! За свободу! В чём пример сегодня подаю".
-Почему он смерть назвал почётной?
-Какое мужество, оптимизм, сила духа даже в минуту смерти!
-А вы услышали, как в музыке была изображена смерть графа Эгмонта? Как будто пуля пронзила и оборвала жизнь героя.
-Где это в музыке было: в начале, середине или в конце произведения?
-Почему Бетховен обратился к этой трагедии?
Как вы думаете, в чём проявилось духовное родство между Бетховеном и Эгмонтом?
Духовное родство между героическим духом самого Бетховена, победы человеческой воли, упорства, целеустремлённости к жизни и героя Эгмонта, образ которого овеян духом свободы. Он защищает право каждого народа решать свою судьбу, призывает к борьбе с угнетателями. Бетховен ведёт нас к глубочайшему смыслу жизни - к победе человека над самим собой, к вере человека в свои силы, а Эгмонт - к национальной победе народа за своё право быть свободным и независимым.
-Какое кредо в жизни и творчестве Бетховена можете вспомнить?
"Через борьбу - к победе!"
Бетховен - атлант, титан по силе характера, мысли, страсти. Он- сильная личность.
-Почему?
Он был глухим, но не был глух к людским страданиям, к человеческому горю. В жизни - труд и тяжёлая доля, в творчестве - героическая борьба. Через упорство, целеустремлённость к своей цели, он достиг победы, не упал духом, боролся и победил.
-Как думаете, подойдут эти строки стихотворения австралийской поэтессы Э. Дикинсон к Бетховену?
Судьба сразила его - он стоит.
Бьёт насмерть - не сбила с ног.
Вонзила отравленную сталь -
Он обезвредил клинок.
Жалит его - он шагает вперёд.
Грызёт - он ускорил бег.
Когда же спокойно взглянул на неё -
Признала: "Он - человек!"
-И у писателя Хлебникова есть такие строки: "Родина сильнее смерти". Как понимаете?
-И Эгмонт говорит о почётной смерти за свободу Родины. Много известно примеров людей, отдавших жизнь за независимость и свободу Родины. Назовите их.
Мы закончим урок несней-плакатом, призывом к борьбе за право человека любого цвета кожи жить и быть свободным. Это песня "Всё преодолеем" американского борца за свободу Пита Сигера.
Исполнение песни "Всё преодолеем"
-Дома подумайте, что значит для вас Родина. Смогли бы вы поступить как Эгмонт, как эти рабочие?