Качество образования в настоящее время - центральная категория образовательной политики государства, и, по сути, ее можно разделить на следующие составляющие, представив в виде "Оси качества" (Рисунок 1):
Из схемы становится очевидным, что только вкупе уровень управления и уровень исполнения ведут к уровню достигнутых результатов. И в основе оси качества лежит горизонт оперативного, то есть непосредственного управления, к которому можно отнести также деятельность администрации школы по оценке и повышению качества образования, то есть внутренний управленческий уровень. Именно от его эффективности в большей степени зависит достижение высокого уровня качества школьного образования. Отслеживание качества образования на разных ступенях обучения необходимо и личности, и обществу, и государству. [5] Вот почему он отнесен к группе системно значимых показателей качества образования (наряду с состоянием здоровья, уровнем физического, психического, социального и интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и др.).
Необходимость проектирования циклограммы деятельности администрации школы по повышению качества образования заключается в том, что руководством школ освоена главным образом проверочная функция контроля, которая нацелена на проверку исполнения или проверку усвоения, при этом отсутствует или слабо изучается диагностика затруднений учителей, отсутствует практика дифференцированной работы с педагогами в зависимости от уровня педмастерства и практика выращивания молодых учителей, осуществляется слабая научно-методическая обеспеченность педагогов литературой, курсами, консультациями, связанными с проблемой именно управления качеством образования. Кроме того, в школах наблюдается отсутствие целенаправленной, спланированной работы по формированию у школьников устойчивой мотивации познания, надпредметных способов деятельности и навыков самообразования, самовоспитания, саморазвития. [3] В связи с этим возникает проблема не только контроля, но и отслеживания путей достижения результатов образования с целью их коррекции и повышения качества образования.
"Контроль" принято рассматривать в соответствии с подходом, принятым в дидактике, согласно которому он определяется с точки зрения внешней, структурной организации педагогического процесса, как часть этого процесса, его звено. [2] Так, Ю.К.Бабанский, рассматривая процесс обучения состоящим из циклов, определяет место контроля как последнего звена каждого цикла обучения, которое включает в себя не только получение и фиксирование итоговой информации о результатах обучения в цикле, но и выявление нерешенных задач обучения, причин неуспеваемости учащихся, самоанализ учителем и учащимся своей деятельности, обсуждение этих итогов и определение учителем исходных данных для осуществления нового цикла процесса обучения. [1]
Следовательно, возникает необходимость сменить ориентиры в управленческой деятельности. Смысл нового подхода - в принятии управленческих решений и проектировании управленческой деятельности по обеспечению качества образования в современной школе.
Последнее в настоящее время складывается из качества результатов, качества процесса и качества условий. Исходной позицией в отборе ведущих условий является человекоцентристская парадигма в управлении, которая требует, прежде всего, реализации в управлении гуманистического подхода (личностный подход, уважение, доверие каждому, возможности для самореализации и т.д.), а также демократизации управления (передача полномочий вниз, коллективное принятие решений, ориентация коллектива на успех, возможный выбор и др.) Эти подходы являются фундаментальными и должны лежать в основе построения как самого объекта, так и управления им. [4] Следовательно, улучшить результаты прежде всего можно совершенствуя процесс и условия обучения и обозначив это как приоритетные цели деятельности администрации школы. Соответствующие задачи можно сформулировать следующим образом:
- проведение самооценки учебного заведения;
- инициирование педагогического поиска в рамках участия в инновационной деятельности;
- постоянное развитие профессиональной компетентности педагогов;
- диссеминация ценного педагогического опыта по достижению более высоких показателей качества;
- усиление ориентации управления на качественные аспекты;
- повышение эффективности управления школой;
- разработка научно обоснованной методики отслеживания качества образования и эффективности руководства школой, позволяющей достичь в образовательном процессе соответствующих норм (или результатов) качества образования.
К результатам качества образования следует относить:
- предметные результаты (знания и умения, опыт учебной, в том числе творческой деятельности, и др.);
- метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
- личностные результаты (система ценностных отношений, интересы, мотивации учащихся).
- Всякое целевое управление можно представить в виде процесса, состоящего из 4 независимых этапов:
- выработки ясной сжатой формулировки целей;
- разработки реалистичных планов по их достижению;
- систематического контроля и измерения качества работы и результатов;
- принятия корректирующих мер для достижения планируемых результатов.
В области целеполагания (Ф1) можно выделить следующие направления деятельности администрации школы:
- информационно-аналитическая деятельность (создание банков данных, анализ организации воспитательно-образовательного процесса и др.);
- организационная деятельность (обеспечение выполнения учебного плана; создание условий для индивидуальной работы с учащимися; организация обучения педагогического коллектива современным педагогическим технологиям; изучение и обобщение методики работы учителей-предметников);
- мотивационно - целевая деятельность (проведение собеседования с учителями, допускающими снижение успеваемости и учебной мотивации учащихся; изучение запросов родителей мотивированных учащихся с целью определения направлений совместной работы школы, родителей и их детей, осуществление совместной работы педагогического коллектива школы и родителей по созданию условий успешности обучения мотивированных учащихся; осуществление контроля за преподаванием отдельных учебных дисциплин, дающих перегрузку учащихся, выявление причин утомляемости);
- регулятивно-коррекционная деятельность (осуществление контроля и коррекции учебного процесса с целью устранения возможных препятствий к созданию ситуации успешности обучения; изучение методики работы учителей по формированию у учащихся самостоятельных навыков и умений учебной деятельности; обеспечение психолого-педагогическое сопровождения процесса обучения; создание ситуации успешного обучения и развития учащихся);
- планово-прогностическая деятельность (определение и коррекция приоритетных направлений развития образовательного учреждения; отбор современных педагогических технологий, способствующих совершенствованию учебного процесса в общеобразовательном учреждении и др.; определение перспектив взаимодействия общеобразовательного учреждения с другими учебными заведениями и организациями с учетом запросов учащихся).
В области обеспечения стратегии управления (Ф2) - создание внутришкольной системы оценки качества образования, цель которой получение объективной информации о состоянии качества образования в школе, тенденциях, его изменениях и причинах, влияющих на его уровень, т.е. позволяющей школе не только проводить диагностику образовательных систем, достижений обучающихся, но и определять эффективность работы педагогов, осуществлять самооценивание, выявлять в какой степени деятельностью школы удовлетворены заказчики образовательных услуг; разработка соответствующей нормативно-правовой базы.
В области обратной связи (Ф3) - проведение комплексного мониторинга качества образования.
При этом формулировке цели по повышению качества образования должен предшествовать начальный этап - проведение самооценки учебного заведения, то есть осуществление необходимого комплексного мониторинга с целью определения существующего уровня качества образования и существования вообще данной проблемы, то есть необходимости повышения качества образования.
В ходе проведения нашей экспериментальной работы была проведена самооценка базового учебного заведения. В результате были выявлены следующие проблемы:
- отсутствие 100% показателей сдачи ЕГЭ учащимися;
- недостаточный опыт социальной деятельности;
- недостаточный уровень сформированности общеучебных умений и навыков учащихся, от которого зависит пресловутое качество - умение учиться;
- преобладание репродуктивного обучения, несмотря на значительную долю педагогов, применяющих современные педагогические технологии;
- преобладание фронтальных форм работы;
- целевая ориентация учебных занятий лишь на создание условий для овладения учащимися предметными знаниями и отсутствие задач, связанных с развитием учебно-организационных и учебно-коммуникативных умений;
- недостаточный учет диагностических данных об учениках.
Обозначив данные проблемы, стало возможным говорить о следующем этапе - выстраивании работы, то есть целого комплекса мероприятий, оформленных в виде циклограммы как элемента стратегического планирования, а не ситуативных действий администрации школы.
В работе можно использовать следующие уровни циклограммы:
- диагностический
- аналитический
- организационный
- методический
- технологический
- теоретический
Таким образом, на основании вышесказанного в таблице 1 нами предлагается следующий вариант Циклограммы деятельности администрации школы по повышению качества образования:
Таблица 1 - Циклограмма деятельности образовательного учреждения по повышению качества образования (Приложение 1)
Принимая во внимание приведенную циклограмму, план работы школы на год может выглядеть следующим образом:
Сентябрь.
- Проведение комплексного мониторинга по оценке качества образования.
- Диагностика уровня профессионализма педагогического коллектива.
- Начало опытно-экспериментальной деятельности внутришкольной системы качества образования.
- Разработка нормативно-правовой базы.
- Проведение педсовета на тему "Требования к педагогу в современной системе школьного образования".
- Обеспечение государственно-общественного характера управления школы - создание Управляющего совета.
Октябрь.
- Педсовет на тему "Анализ результатов проведенной комплексной диагностики по определению уровня качества образования в школе".
- Создание творческих групп учителей.
- Совещание при завуче по вопросам создания диагностических карт на каждого ребенка.
- Утверждение программы развития.
Ноябрь.
- Проведение внутришкольного семинара по теме "Пути повышения эффективности современного урока".
- Проведение школьных этапов конкурсов профессионального мастерства педагогов по номинациям "Учитель года".
- Отчеты творческих групп учителей о планировании работы.
- Методическая неделя заместителя директора школы по УВР, курирующего физико-технический цикл.
Декабрь.
- Проведение промежуточной диагностики по оценке качества образования.
- Круглый стол по теме "Одаренные дети: построение индивидуальной образовательной программы, определение путей достижения цели".
- Мастер-классы отдельных педагогов.
- Осуществление мониторинга учебных достижений учащихся в соответствии с кодификатором.
- Тематический контроль "Создание условий для качественной подготовки к итоговой аттестации учащихся 11-х классов".
Январь.
- Проведение Недели открытых уроков.
- Проведение Дня науки и искусства.
- Педсовет по теме "Оценка результативности опытно-экспериментальной деятельности педагогического коллектива".
- Методическая неделя заместителя директора школы по УВР, курирующего гуманитарный цикл.
Февраль.
- Семинар по теме "Система работы школы по формированию правовой культуры как профилактики правонарушений среди несовершеннолетних".
- Круглый стол по теме "Организация работы с "трудными" подростками".
- Мониторинг сформированности ключевых компетенций учащихся.
Март.
- Круглый стол по теме "Использование современных педагогических технологий в преподавании предметов естественнонаучного цикла".
- Выставка методических разработок педагогов школы.
- Анализ качества административного управления школой.
Апрель.
- Круглый стол по теме "Сравнительная эффективность современных педагогических технологий в формировании ключевых компетенций учащихся".
- Осуществление мониторинга учебных достижений учащихся в соответствии с кодификатором.
- Творческая неделя учителей, реализующих ИКТ.
Май.
- Совещание на тему "Определение приоритетов деятельности школы на 2009-2010 учебный год".
- Анализ и планирование работы ШМО по основным вопросам организационно- педагогической и учебно-методической деятельности в рамках повышения качества образования.
- Подведение итогов опытно-экспериментальной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации циклограммы деятельности администрации школы по повышению качества образования:
- повышение качества образования выпускников;
- повышение уровня профессиональных компетентностей педагогов;
- приобретение педагогическим коллективом опыта инновационной деятельности;
- совершенствование административной системы школы;
- разработка системы ключевых индикаторов, характеризующих основные элементы качества образования (качество результата, качество условий и качество процесса);
- наличие банка данных о качестве образования в образовательном учреждении;
- анализ результатов оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;
- апробирование циклограммы деятельности администрации школы по оценке и повышению качества образования.
Литература
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1977. - 208 с.
- Гутник, И. Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте [Текст] : научно-метод. пособие / И. Ю. Гутник ; под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб. : Книжный дом, 2008. 248 с.
- Поташник, М. М. Качество образования : проблемы и технология управления ( в вопросах и ответах) [Текст] / М. М. Поташник. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 352 с.
- Шамова Т.И., Шарай Н.А. Внутришкольный контроль [Текст] /Т.И.Шамова, Н.А.Шарай // Завуч. - 2002. - № 8.
- Шамова, Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. - М. : Педагогический поиск, 2001. - 384 с.