Цель: формирование умения действовать при выборе букв о-ё после шипящих.
Задачи:
- уметь выделять сочетания звуков шипящий + [о];
- отрабатывать умение моделировать;
- ввести знак вопроса - символ поставленной орфографической задачи;
- проверить умение действовать при выборе буквы
Тип урока: комбинированный (урок решения частной практической задачи на уточнение общего способа действия/ моделирование)
Оборудование: букварь, тетрадь для печатания, карточки слов "крючок, жир, чёрный, чайка, шёпот, шорох, лужок, жёлтый", картинка "пчёлка", звонок, плакат "сач?к, пришёл, ш?рох, ш?р, чёлка", маркеры, листочки, модель
Этапы | Виды деятельности | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный Задача: сделать акцент на модель , созданную на прошлом уроке |
Вчера мы договорились с вами, что вы
дома поделитесь с вашими родителями новыми
знаниями. Чему вы их научили? |
Фиксирую то, что дети говорят | Дети делятся информацией о том, чему они научили родителей, делают акцент на модель | |
2. "Ситуация успеха" Задача: находить место в слове с шип. + [о] |
фронтальная | 1. Прочитайте слова. Крючок, жир, чёрный, чайка, шёпот, шорох, лужок, жёлтый |
Вывешиваю на доске слова. | 1. Маша читает 1 слово, Катя читает 2 слово, : |
2. Прочитайте только те слова, в которых
встречается Шип. + [о] Крючок, жир, чёрный, чайка, шёпот, шорох, лужок, жёлтый |
Ребенок читает, а учитель
слово-карточку ставит во второй ряд. На доске: жир, чайка Крючок, чёрный, шёпот, шорох, лужок, жёлтый Если ребенок читает не то слово, то требую объяснения |
2. Дети читают слова Крючок, чёрный, шёпот, шорох, лужок, жёлтый, жир, чайка |
||
Разрыв. Рефлексия Задача: установить границу знаний и незнаний |
"Квазиисследование" | 1. Отгадайте загадку
- Как можно ласково назвать? |
Читаю загадку, вывешиваю картинку-отгадку | Пчела Пчёлка |
2. В тетрадях для печатания запишите печатными буквами слово пчёлка. | Наблюдаю, какие варианты слов написали дети | В тетрадях дети печатают слово пчёлка. | ||
3. Записать разные варианты написания слова пчелка на доске. | И вызываю к доске тех детей, у которых
написано: пчёлка пчолка пчо/ёлка пч?лка пч_лка ???? |
Ребенок пишет на доске свой вариант написания слова пчелка. (одновременно несколько детей) | ||
4. Моделирование Задача: зафиксировать проблему выбора буквы о-ё после шип в слове. |
4. Что у нас получилось? 1вариант. Что мы знаем? А чего мы не знаем? 2 вариант. О чём спрашивает твой вопрос? |
1 вариант. Фиксирую внимание детей на проблеме |
1. Написали слово по-разному. 2. Знаем: в сочетании шип. и звука [о], звук [о], обозначаем буквами о или ё 3. Не знаем: какую букву выбрать о или ё? |
|
2 вариант. Если дети поставят знак вопроса в записи слова сразу, то выяснить почему? |
2. Мы не знаем какую букву о или ё писать после шипящего, т.к. шип + [о]. |
|||
5. Физминутка Задача: дать возможность детям отдохнуть в виде игры |
А сейчас мы с вами поиграем. Я назову
слово, если в слове услышите шип. + [о] - вы его
ловите ( хлопок) Щёчка, шоколад, жаба, чёлка, шапка Молодцы, а сейчас, если услышите шип + [о] - вы топните. Шёпот, лужок, щука |
Объясняю смысл игры, Обращаю внимание на модель Шип. + [о] о ё Если ребёнок ошибается, то обращаю внимание на шипящий и гласный звук после него в слове и модели |
Стоя дети выполняют хлопок, топают
ногой. Дети дают объяснения с опорой на модель |
|
6.Применение практического
действия. Задача: пронаблюдать освоили ли дети действие постановки вопроса при выборе букв. А) Работа в группах Задача: дать возможность всем детям проверить умение действовать при выборе буквы. Б) Самостоятельная работа Задача: Проконтролировать как дети освоили действие постановки вопроса при выборе букв о-ё после шипящих |
Групповая Индивидуальная |
1. Задание выполните в группах. По моему сигналу разделитесь на группы и покажите, что вы готовы . | 1. Подаю сигнал - колокольчик. | 1.По моему сигналу делятся на группы |
2.Дети 1-а класса выполнили задание так : сач?к, пришёл, ш?рох, ш?р, чёлка | 2.Читаю задание. Показываю плакат: сач?к, пришёл, ш?рох, ш?р, чёлка |
2. Слушают | ||
3.Проверьте, если найдете ошибки, исправьте красным маркером. | 3.Отвечаю на вопросы | 3. Задают вопросы на понимание | ||
4. Выполнение работы в группе | Наблюдаю за ходом работы в группах. | Дети работают в группах и вывешивают свою работу на доску. | ||
5. Обсуждение А) Посмотрите на все работы. Б) Все ли ошибки исправили дети в разных группах? 1. Молодцы, я думаю со следующим заданием, вы, легко справитесь. |
Выслушиваю высказывания детей | А) Смотрят Б) Проговаривают те слова с опорой на модель, в которых не исправлены ошибки. |
||
2.Возьмите листочки, напишите свое имя. - Запишите слова печатными буквами. Шов, шёл, шина, щёки. |
Диктую слова | 2.На листочках самостоятельно выполняют дети задание: ш?в, ш?л, шина, щ?ки | ||
3. На полях начертите оценочные линеечки, оцените своё умение действовать при выборе буквы о-ё после шип. | Дети оценивают свою работу | |||
7.Обобщение урока Задача: сформулировать задачу урока |
- Какова задача урока? | |||
8. Обработка навыка чтения Задача: поставить задачу на следующий урок |
фронтальная | 1.Откройте буквари на с. 41 2. Прочитать текст. 3.Из какого произведения этот отрывок? 4.Почему в слове встречается пропущенная буква? Это задача следующего урока. |
Слушаю чтение детей | Читают индивидуально К.И.Чуковский "Муха-Цокотуха" Эту букву мы будем изучать на следующем уроке. |