Тип урока – изучение нового материала.
Тип проекта – минипроект (часть урока).
Цели урока:
1. Образовательные:
2. Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать интеллект, логику, мыслительные операции анализа, синтеза, память;
- развивать речь.
3. Воспитательная:
- воспитывать положительную мотивацию к изучению предмета;
Оборудование: карточки разных цветов, цветные карандаши, мультимедиа проектор, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Актуализация знаний. Слайд 1
Буквы А и Я живут в разных домиках. Один домик высокий, другой – низкий. Причем, буква А не живет в низком домике. В каком домике живет каждая буква?
– Рассуждение.
– Задание. Найдите в тексте имена прилагательные, имена существительные, глаголы. (по рядам).
3. Словарная работа.
– Внимание на доску. Слайд 4
– Новое слово, с которым мы сегодня познакомимся, зашифровано. Чтобы его прочитать, надо двигаться по прямоугольникам от высоких до низких. Какое это слово?
– Что такое барабан?
– Что находится вверху и внизу барабана? (кожа) Для чего натянута кожа?
– Так что же такое барабан?
– Оформление классной работы.
– Прежде чем приступить к письму разомнем пальчики.
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вместе дружная семья.
– Напишем слово в новой строке, начиная со строчной буквы.
– В слове барабан три а, какая из них безударная? Можно ли проверить их написание?
– Значит, мы называем это слово …. Отметим словарное слово красным цветом.
4. Изучение нового материала.
– Когда я шла к вам на урок, гулял по улице щенок. Он рассказал мне обыкновенную историю, которую про него сочинил Вадим Левин. Он даже передал мне эту историю, но ветерок подул, и какие-то слова потерялись. Может, вы поможете восстановить это стихотворение?
Слайд 5
– Читаем глазками.
– Что вы заметили? Да, пропущены слова. Какие слова пропущены, как вы думаете? А без этих слов мы можем прочитать текст? Может быть, мне кто-нибудь подскажет тему сегодняшнего урока? Тема урока: Предлоги. Значение предлогов в речи.
– Чему хотите научиться?
– Итогом нашего сегодняшнего урока будет правило, что такое предлог, которое вы составите сами.
Слайд 6.
Дети пишут в тетради.
Дети пишут на тетради.
– На доске написаны предложения. Прочитайте и сравните.
– Что у них общего?
– Чем они различаются?
– Слова в и на – предлоги. Посмотрите, как предлоги пишутся с другими словами?
– А мы может к предлогам как к существительным, прилагательным, глаголам поставить вопрос?
– Прочитайте предложения без предлогов. Для чего служат предлоги?
– Предлогов в русском языке много. Чаще других мы употребляем следующие.
Слайд 7.
– Написание предлогов нужно запомнить.
– Итак. Попробуем сделать вывод на основе наших рассуждений
Предлоги – это слова, которые ничего не называют.
К ним нельзя поставить вопрос.
Предлоги употребляются с другими словами.
В предложении они нужны для связи слов.
Всегда пишутся отдельно от слова.
– У вас на столах листочки зеленого цвета. (Приложение 1). Работая в паре, вы должны заполнить пропуски. Помощником в этом вам будет стихотворение. Слайд 8.
Самопроверка слайд 9
5. Физкультминутка.
Посмотрели через левое плечо
Через правое еще
Дружно все присели
Пяточки задели.
6. Закрепление.
– Ребята, а сейчас вам очень интересное задание. У вас на партах карточки синего цвета. (Приложение 1). Работаем в парах. Прочитайте предложения. Составьте из них два рассказа. Придумайте заглавие. Рассказы запишите по вариантам. Кто какой рассказ будет записывать договаривайтесь по-доброму. Раскрыть скобки. Подчеркнуть предлоги.
– Проверка по вариантам.
7. Резервное упражнение – слайд 10Исправьте ошибки:
Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепёшки.
Овечки в речке, караси у речки.
8. Итог урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Как пишутся предлоги?
Для чего нужны предлоги?
Можно ли к ним поставить вопрос?
Легко ли вам было работать в паре?
9. Домашнее задание.
– На карточках желтого цвета задание на дом ребятам, которым очень нравится учиться в школе. (Приложение 1).
10. Рефлексия.
Прежде чем покинуть класс, подойдите к дереву настроений.
– Кто на уроке испытывал трудности, прикрепите к нашему дереву зелёный листочек, а кому показалось всё легко – жёлтый.
– Каких листочков больше? Почему?
– Над чем предстоит ещё поработать?
Самоанализ урока
Предлагаемые урок первый в теме “Предлоги” (всего – 5). Урок построен в соответствии с программными требованиями. Содержание подобрано в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся 2 класса. Учащиеся участвовали в целеполагании и определении темы урока. Каждый ученик постарался поставить цель на данный урок.
Структура урока соответствует его типу и целям. Этапы урока взаимосвязаны, выдержана логическая последовательность. Считаю, что время на каждом этапе урока распределено рационально, темп урока – оптимальный.
Выбранная мною форма проведения урока – урок-проект,
целью которого является создание условий для развития творческих способностей, считаю самым верным, т.к взаимодействие: ученик-учитель-ученик, вовлекает ребят в познавательный процесс, что ведет к формированию познавательной активности
На уроке не было минутки – чистописания, т.к занятие продолжалось 30 мин. И по ходу урока сложное задание на этапе закрепления заменено на более легкое.
Считаю, что такая форма проведения урока повышает мотивацию учения, интерес к предмету.
Анализ этапов урока:
- Организационный момент помог настроить учащихся на урок, раскрепоститься. Использовалась стихотворная форма.
- Целью этапа актуализации знаний учащихся – включить в работу важнейшие интеллектуальные качества ребенка. На уроке использовалось задание по методике А. З. Зака, которое нацелено на развитие словесно-логического мышления, наблюдательности, речи.
- На этапе – словарная работа, с помощью специального задания, развивающего интеллектуальные качества, учащиеся определяют слово, с которым им предстоит знакомиться на уроке. Ознакомление с лексическим значением нового слова, осуществляется частично-поисковым методом, во время которого дети определили родовое понятие и существенные признаки. Работа осуществлялась фронтально.
- На этапе изучения нового материала был запуск проекта, который был рассчитан на часть урока, использовала частично-поисковые и проблемные методы обучения. На четко сформулированные мною вопросы учащиеся давали ответ, что в конце привело к необходимому выводу. На данном этапе дети стали активными участниками образовательного процесса, что приучает детей самостоятельно добывать знания и применять их в новых условиях. Итог проекта – правило.
- На этапе закрепления изученного, были подобраны специальные задания, которые также нацелены на развитие комплекса знаний и умений: внимание, морфологические способности (анализ и синтез), логическое мышление.
- Домашнее задание предусматривало право на выбор учащимися сложности выполнения. Задания были подобраны по уровням. Варианты заданий предусматривают работу с таблицей (сложный уровень), что развивает абстрактное мышление, внимание, морфологические способности. Средний уровень – задание направленное на развитие сообразительности, логики, внимания. Легкий уровень – репродуктивный метод (списать, подчеркнуть).
В течение урока проводилась пальчиковая гимнастика, физкульминутка, гимнастика для глаз (во время чтения с доски).
В течение всего урока учащиеся были активны. Были созданы все необходимые социально – психологические, учебно – материальные, гигиенические, эстетические условия для проведения урока. Раскрытие содержания темы урока проходит с учетом применения презентации. На уроке использовались мультимедийные средства обучения и информационно-коммуникационные технологии.
Цели урока были реализованы, чему подтверждение рефлексия и выбор домашнего задания.