Задачи:
- продолжить знакомить учащихся со способом питания растений;
- развивать понятие о функциях листа;
- прививать практические умения и навыки постановки опыта и проведения наблюдений;
развивать у школьников:
- интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление;
- эмоциональную сферу: уверенность в себе;
- мотивационную сферу: стремление добиться успеха;
- способствовать воспитанию у учащихся положительного отношения к учёбе, умения общаться и сотрудничать.
Оборудование: стакан с водой, спиртовка, спички, спирт, йод, таблицы, комнатное растение пеларгонии, зачётные листы (каждому ученику), конверт с игрой “Крестики-нолики”, коробка с игрой “Лото”, карточки с заданиями
Ход урока
I. Оргмомент.
Учитель приветствует класс, проверяет готовность к уроку. Учащиеся занимают рабочие места.
II. Проверка знаний и умений.
Проверка знаний о почвенном питании растений, о роли корня в нем и значении этого питания в жизни растительного организма (фронтальный опрос)
1. Слово учителя (использует экологическую сказку “Без растений жизнь невозможна. А почему?” – Экологические сказки: Пособие для учителей 1-6 классов / Сост. Г.А.Фадеева – Волгоград: Учитель, 2005. – 23-25 с.)
Посадил Дед Репку. Росла-росла Репка и выросла большая-пребольшая. Такая большая, что Дед не смог ее вытащить. Так начинается русская народная сказка “Репка”.
Чем же кормил Дед Репку, что она выросла такая огромная? Мы все знаем, что все растут, потому что принимают пищу.
Сколько надо давать крольчонку морковки, капусты, травы, чтобы вырос взрослый кролик! А человеку, чтобы прибавить совсем немного-200-100 грамм, – надо съесть несколько килограммов хлеба, овощей и других продуктов!
Разве дед возил для Репки на тележке булочки, пирожки, чтобы она быстрее росла? Да нет же. Дед посадил Репку и забыл про нее, пока не настала пора собирать урожай.
Репка сама заботилась о себе. Из маленького, еле выполз и ушел глубже в почву тоненький корешок. Он сразу стал качать из земли воду и различные растворенные в воде соли (минеральные соли).
Вопросы:
– Как называется такое питание растений? (почвенное)
– Итак, что же такое питание? (процесс поступления питательных веществ и энергии в организм)
– А что является источником энергии для растений? (энергия солнца)
2. Работа в паре
Каждому ученику выдается зачётный лист:
Зачётный лист Ученика (цы) 6-го класса ------------------- |
1.Игра “Крестики-нолики”---- 2.Игра “Лото”----- 3.Тест “Почвенное (корневое) питание растений”----- Итоговая оценка:----- |
Игра “Крестики-нолики”
Раздаются листы с утверждениями и листы, в которых пронумерованы (от 1 до 9) клеточки игрового поля:
– крестик ставится, если ученик согласен с данным утверждением;
– нолик ставится, если ученик не согласен с данным утверждением.
1 х | 2 0 | 3 0 |
4 0 | 5 х | 6 0 |
7 0 | 8 0 | 9 х |
“Какие утверждения верны?”
- Первым при прорастании семени появляется главный корень.
- Первым при прорастании семян появляется придаточный корень.
- Мочковатая корневая система характерна для растений лопуха большого и одуванчика лекарственного.
- Мочковатая корневая система характерна для растений ржи и лопуха большого.
- Стержневая корневая система характерна для растений лопуха большого и одуванчика лекарственного.
- Корень растет в длину за счет деления клеток вставочной образовательной ткани.
- Проведение веществ в корне осуществляется только в восходящем направлении.
- Основная ткань корня выполняет только проводящую функцию.
- Функции корня: опорная, транспортная, запасающая.
После окончания игры ученики меняются своими зачетными листами и проверяют работы друг у друга:
Учитель называет номера клеток, в которых должны стоять крестики, а затем критерии оценок:
- если ошибок нет-“5”,
- за одну ошибку-“4”,
- за две ошибки-“3”,
- а если ошибок более двух-“2”.
Ученики выставляют себе оценки в свой зачетный лист напротив игры “Крестики-нолики”.
Игра “Лото”
Учитель раздает ученикам:
- альбомные листы, на которых приклеены картинки растений;
- набор маленьких полосок, на которых написаны названия корневых систем.
Ученики должны на картинки с растениями разложить полоски с названиями корневых систем, к которым они относятся.
Учитель проверяет результаты и выставляет в зачетный лист оценку за игру:
- “5”-если нет ни одной ошибки,
- “4”-если одна ошибка,
- “3”-если две ошибки и
- “2”-если ошибок три и более.
Тест “Почвенное (корневое) питание растений” (Поурочное тестирование по ботанике: для учащихся 6 классов /Т.Н. Буслаева.-М.: Чистые пруды, 2006.-(Библиотечка “Первое сентября”, серия “Биология”. Вып.5 (11)).-27 с.)
Вариант 1
1. Почвенное питание – это:
а) минеральное питание растений;
б) органическое питание растений;
в) воздушное питание растений.
2. При нехватке фосфора в почве
а) тормозится рост растения :
б) происходит гибель кончика корня;
в) замедляется обмен веществ.
3. Замедляются процессы деления клеток при нехватке:
а) азота; б) калия; в) фосфора.
4. К минеральным удобрениям относятся:
а) зола; б) компост; в) навоз.
5. Недостаток бора приводит:
а) к нарушению созревания семян, отмиранию
конуса нарастания;
б) к задержке роста и цветения растения;
в) к накоплению нитратов в тканях растения.
Вариант 2
1. Синтез сложных химических веществ происходит:
а) во всасывающей зоне корня;
б) в проводящей зоне корня;
в) в зоне роста корня.
2. При нехватке азота в почве:
а) тормозится рост растения, формируются мелкие
листья;
б) замедляются процессы деления и растяжения
клеток;
в) замедляется обмен веществ.
3. Замедляется процесс деления и растяжения клеток, происходит гибель кончика корня при нехватке:
а) азота; б) калия; в) фосфора.
4. К органическим удобрениям относится:
а) селитра; б) суперфосфат; в) торф.
5. Накапливание в тканях растения большого количества нитратов происходит при недостатке в почве:
а) марганца; б) меди; в) молибдена.
После окончания работы ученики меняются своими листами и проверяют работы друг у друга. Выставляют себе оценки в зачетный лист.
Ответы:
Вариант 1
1а, 2в, 3б, 4а, 5а
Вариант 2
1а, 2а, 3б, 4в, 5в.
По результатам всех трех заданий ученикам выставляется итоговая оценка, которая пойдет в журнал.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
III. Изучение нового материала.
1. Ученик рассказывает сазку “Маленький росточек” (Экологические сказки: Пособие для учителей 1-6 классов /Сост. Г.А. Фадеева.-Волгоград: Учитель, 2005.-21-23 с.)
Однажды весенним утром выглянуло солнышко и сказало: “Где-то под землей, в садике у одной маленькой девочки крохотный росточек спит в зернышке, пойду-ка я и разбужу его”.
Солнце стало светить изо всех сил, согрело землю, добралось своими теплыми лучиками до зернышка и разбудило его своим нежным прикосновением.
- Росточек! Малыш! Пора выходить.
– Я не могу, я заключен в зернышке.
– Собирай все свои силы и вылезай из зернышка, как цыпленок разбивает скорлупу яичка. Выходи цвести в сад.
– Но я не могу. Нет, не могу. Зернышко слишком твердое.
Солнышко загрустило, но вдруг сказало:
– Знаю, кто сможет тебе помочь,– это дождик, но я не могу его позвать. Мы с ним не дружим. Как только я появляюсь, он прячется. Когда приходит дождик, то меня закрывают облака, Может быть он сам придет… А теперь мне пора уже спать. Я вернусь завтра.
И как раз в это самое время дождик подумал: “Где-то под землей, в садике у малышки Сузи есть росточек, такой маленький, он спит в зернышке, пойду-ка я его разбужу”.
– Тук-тук, росточек. Пора выходить!
– Я не могу,– отвечал росточек, – я заключен в зернышке.
– Расти изо всех сил, я помогу тебе. Когда оболочка у зернышка промокнет, она станет мягкой, и ты сможешь прорвать её, как цыпленок яичную скорлупку.
Росточек почувствовал, что в самом деле зернышко стало не таким твердым.
Вскоре от сырости оболочка почти совсем раскрылась, и росточек смог выбраться из зерна. В земле было очень темно, но солнышко снова вернулось подбодрить растеньице, оно окружило росточек своим теплом и зашептало:
– Мне не очень нравится твой вид, ты слишком бледненький, ты просто похож на беленького червячка, тебе обязательно нужны мои золотые лучи, они подарят тебе зеленый цвет, листья и цветы. Постарайся выбраться из земли и ты увидишь, как прекрасно в саду.
Росточек потянулся, выпрямился, зацепился своими корешочками за землю и выбрался на свет. Он появился как раз во время дождя.
– Спасибо, милый дождик, ты мне помог не меньше солнышка, земля теперь стала совсем мягкой. Я так счастлив оказаться, наконец, в саду.
На другой день его навестило солнышко. И маленькое растеньице очень быстро похорошело. Оно полюбило солнышко, но не меньше полюбило оно и дождик, очень грустно, что невозможно увидеть своих друзей вместе.
Наконец в начале лета растеньице зацвело.
Случилось так, что в одно и то же время солнышко и дождик пришли на него посмотреть. Цветочек очень удивился, увидев их вместе.
И тут случилось чудо – через все небо протянулся волшебный разноцветный мост. Весь мир замер от восхищения и залюбовался прекрасной радугой, родившейся от дружбы солнышка и дождя.
Вопросы:
- Кто помог маленькому росточку появиться на свет?
- Почему росточек стал зелёный? (потому что в растении образовалось вещество зеленого цвета – хлорофилл)
2.Рассказ учителя с демонстрацией опыта (там же 24с.)
Итак, вещество это (хлорофилл) самое важное во всех зеленых растениях.
В листья приходит вода из корней и поступает углекислый газ, который выдыхаем мы с вами и все живые организмы: животные, растения, бактерии. Этот газ выбрасывают в воздух машины, фабрики, заводы. Когда его в воздухе много– это очень вредно. Растения забирают этот газ и тем защищают нас.
Вода, соли, углекислый газ– все собралось в листьях. Нужен только огонь, чтобы приготовить пищу. Всё в ожидании. И вот на хлорофилл упал луч Солнца – и началось чудодействие: стали образовываться новые вещества, благодаря которым и растет всё– всё. И мы с вами.
Все живые организмы состоят из этих веществ, и образуются они в растениях, в живых организмах, поэтому назвали их органическими.
Образовались они из веществ, которые есть в земле, воде, воздухе. Их называют неорганическими: воду, углекислый газ, минеральные соли.
Такое чудодействие может происходить только при участии солнца. И называется оно фотосинтезом (фото– свет, синтез– образование). И это не просто чудо, а чудо расчудесное, потому что кроме питательных веществ образуется газ кислород, которым все дышат.
Фотосинтез-процесс образования в хлоропластах на свету органических веществ из неорганических веществ.
Вопрос: Могли бы мы с вами жить, если бы на Земле не было растений?
Скажем “Спасибо” растениям от всех живущих на Земле!
3. Учитель объясняет опыт немецкого ученого Ю. Сакса и демонстрирует растение пеларгонии, на котором после выдерживания в темном шкафу были прикреплены трафареты. Учитель срезает листик, демонстрирует его обесцвечивание и дальнейшее окрашивание йодом. Учащимся предлагается объяснить результаты опыта.
– Какие вещества образуются в листьях?
– Какие условия необходимы для образования крахмала?
4.Учитель демонстрирует результаты опыта, подтверждающего, что для образования крахмала необходим углекислый газ.
Подводя итоги, учащиеся делают вывод, что для образования органических веществ в листьях зеленого растения необходим углекислый газ, вода, свет и хлоропласты.
IV. Закрепление изученного материала
.(Тематическое и поурочное планирование по биологии. 6 –й кл.: к учебнику Н.И. Сонина “Биология. Живой организм. 6 класс”: метод.пособие /Л.Д. Парфилова, И.А. Шмарина.-М.: Издательство “Экзамен”, 2006.-77-78 с.)
Английский ученый лорд Кальвин в 1898 году утверждал, что человечеству грозит удушье, поскольку в воздух выделяется огромное количество углекислого газа.
– Что не учел лорд Кальвин?
“Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей… Этот луч согревает нас…”. К.А. Тимирязев.
– О каком процессе писал ученый? Докажите это.
V. Домашнее задание (см. там же-79 с.)
Решите задачу. Человек в среднем за сутки потребляет 430 г кислорода и выделяет 800 г углекислого газа. Какое количество кислорода нужно в сутки жителям города в 1 млн 300 тыс. человек? Какое количество углекислого газа при этом выделится? Сколько гектаров леса “работает” на жителей этого города, если 1 га поглощает столько углекислого газа, сколько выделяет 200 человек?
Вспомните сказку К. Чуковского “Как крокодил Солнце проглотил”. Что бы произошло с животными и растениями, если бы это случилось? Объясните.
В конце урока проводится рефлексия: учитель задает ученикам вопросы, побуждая их оценить себя в процессе деятельности:
- Довольны ли вы своей оценкой за игру “Крестики-нолики”?
- Почему?
- Из-за чего возникли затруднения?
- Кто в этом виноват?
И т.д.– про каждое задание.