Задачи:
- ввести детей в мир языка, в мир родного слова;
- Раскрыть понятие о том, что язык - важнейшее средство общения;
- Пробудить у детей радость познания родного слова;
- Развитие интеллектуальной сферы личности и познавательной активности.
Организация.
Дети сидят по группам за столами.
Учитель: Какое у вас настроение? Интересно вам в школе?
(Дети отвечают на вопросы.)
Не будь языка, мы бы не поговорили так славно.
Сегодня совершим путешествие в страну с мелодичным и красивым названием “Языкария”. (Пишу на доске “Языкария”.)
Пусть путешествие доставит вам радость, удовольствие.
Покажите язык. (Дети показывают язык.) У всех на месте! Значит, все готовы к дальнему странствию.
На занятии мне сегодня нужны помощники. Кто хочет быть помощником? Очень много желающих, это очень приятно. Обращаюсь к детям: “ Кого бы ты предложил?” (Выбираем трёх помощников, по одному в каждой группе.)
Давайте подумаем, для чего дан нам язык? (Дети высказывают свои суждения.)
Учитель: Язык - не только орган в ротовой полости (орган речи), но и средство человеческого общения, предоставляющее человеку огромные возможности.
Как вы думаете, когда люди научились говорить? (тогда, когда стали вместе трудиться, помогать друг другу).
В нашем путешествии мы будем вслушиваться, размышлять, наблюдать, а темой нашего наблюдения вы догадались? Будет слово ЯЗЫК.
На доске открываю предложение:
Язык - самое удивительное, что есть на свете.
Дети прочитывают предложение.
Так ли это? Возвратимся к этому утверждению в конце занятия.
Давайте ненадолго побываем в Древней Вавилонии. Послушайте древнееврейскую легенду.
Рассказываю легенду “Вавилонская башня”.
Это было так давно, что никто уже не помнит, когда это было. Рассказывают, однако, будто в те времена все люди говорили на одном языке и все друг друга понимали.
И хотелось людям оставить память о себе на веки веков.
- Давайте соберёмся все вместе и выстроим высокую башню!- сказал один.
Все обрадовались и закричали:
- Мы выстроим башню, мы выстроим башню, мы выстроим башню до самого неба!
Выбрали высокую гору - и закипела работа! Одни месят глину, другие лепят из неё кирпичи, третьи кирпичи эти в печах обжигают, четвёртые возят их на гору. А наверху уже люди стоят, принимают кирпичи и складывают из них башню.
Все работают, всем весело, все поют песни.
Башня строилась не год и не два. Одних кирпичей для неё понадобилось тридцать пять миллионов! И для себя пришлось ещё дома построить, чтобы было, где отдыхать после работы, а возле домов посадить кусты и деревья, чтобы птицам было, где петь.
Целый город вырос вокруг горы, на котором строилась башня. Город Вавилон.
А на горе с каждым днём всё выше и выше, уступами поднималась красавица башня: внизу широкая, кверху всё уже и уже. И каждый уступ этой башни красили в разный цвет: в чёрный, в жёлтый, в красный, в зелёный, в белый, в оранжевый. Верх придумали сделать, синим, чтобы был, как небо, а кровлю-золотой, чтобы как солнце, сверкало!
И вот башня почти готова. Кузнецы уже золото куют для кровли, маляры окунают кисти в вёдра с синей краской. Но вдруг, откуда ни возьмись, появляется среди людей сам Ягве. Не понравилась ему их затея выстроить башню до самого неба. Не захотел он, чтобы люди добирались до неба.
“Этого оттого они умудрились свою башню выстроить, - подумал он,- что у них один язык и всякий человек понимает другого. Вот они и договорились!”
И наслал Ягве на землю великую бурю. Пока буря бушевала, ветер унёс все слова, которые люди привыкли друг другу говорить.
Вскоре буря утихла, и люди снова принялись за работу. Они ещё не знали, какая беда их постигла. Кровельщики пошли к кузнецам, сказать, чтобы те скорее ковали тонкие золотые листы для кровли. А кузнецы не понимают ни слова.
И во всём городе Вавилоне люди перестали понимать друг друга.
Маляр кричит:
- Краска кончилась!
А у него получается:
- Номорпэнт!
- Ничего не понимаю! - кричит ему снизу другой.
А получается:
- Женеком пренепа!
И по всему Вавилону раздаются слова, понятные одним и непонятные другим.
- Виндадоры!
- Маракири!
- Бобэоби!
- Дзын!
Все побросали работу, ходят как в воду опущенные и ищут: кто бы мог их понять?
И стали люди собираться кучками: кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов.
И разошлись люди в разные концы земли, каждый народ в свою сторону- строить свои города. А башня стала мало-помалу разваливаться.
Но говорят, что до сих пор в каждом городе можно найти обломки кирпичей от Вавилонской башни. Потому что многие уносили их с собой на память о тех временах, когда на земле был мир, и люди понимали друг друга.
И до сих пор на всех языках света люди рассказывают эту сказку о недостроенной Вавилонской башне.
Обсуждение в группах: ( На столах возьмите из конверта вопрос, прочитайте, подумайте и обсудите, как на него ответить.)
- Что помогло людям построить такую высокую великолепную башню?
- Какая беда неожиданно постигла народ Древней Вавилонии?
- Почему люди так внезапно заговорили на разных языках? За что они были наказаны?
Представители каждой группы высказывают своё суждение, слушаем, дополняем.
Учитель: Язык - средство общения людей и великое чудо, данное нам природой, которое каждому необходимо изучать.
Алексей Максимович Горький сказал: “Язык стоит изучать потому, что он проложит тебе дорогу к другим людям”.
Послушайте историю, которая произошла с Толей. Группа детей инсценируют рассказ “Невидимка”
Автор: Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, Толя учился в школе. Однажды Толя пошёл в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его.
Толя: Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал…
Автор: Учитель начал урок с переклички, а когда дошёл до Толи, тот ответил: “Я здесь” Но никто его не услышал…
Учитель: (вздохнул) Жаль, что Толя не пришёл в школу. Сегодня я как раз хотел вызвать его.
Автор: Тут Толя понял, что стал невидимкой.
После уроков одноклассники высыпали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, шутили, смеялись, рассказывали всякие забавные истории. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята его не видели. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка; он подбегал то к одному, то к другому мальчику; говорил смешное, чтобы развеселить ребят, даже предлагал конфеты. Но ребята не видели и не слышали его, попросту не замечали. Толе стало скучно, и он побежал домой. Мама стояла на балконе. “Мама, вот он я!” -крикнул Толя. Но мама не видела и не слышала его и ничего не ответила сыну.
Толя: “Я не хочу быть невидимкой (заплакал Толя). Хочу, чтобы мама видела меня, хочу разговаривать с ребятами! Хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!
Автор: И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.
Очень плохо быть одному, когда не с кем поговорить.
Учитель: Почему Толе не понравилось быть невидимкой? (Дети высказывают своё мнение.)
Отгадайте загадки:
- Тридцать два молотят, один поворачивает.
- Всегда во рту, а не проглотишь.
- Если бы его не было, не сказал бы ничего.
Подумайте и посоветуйтесь в группах, одно ли значение у слова “язык”?
После обсуждения учитель предлагает взять листы и нарисовать рисунки, на которых будет раскрываться значение многозначного слова “язык”.
(Рисунки: язык пламени, язык колокола, на приёме у врача малыш показывает язык, язык ботинка…; ребята прикрепляют на доску и комментируют)
Ребята нашли в книгах пословицы и поговорки о языке, попробуйте их прочитать.(На доске написаны пословицы)
Посоветуйтесь в парах.
- Языком болтай - рукам волю не давай.
- Умные речи приятно и слушать.
(Обучающиеся обсуждают, как поняли пословицы). Заслушиваем и уточняем.
Учитель: Саша хочет дать вам ребята совет, послушайте.
Саша:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно,
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Учитель: Кто сумеет наибольшее количество раз произнести в быстром темпе скороговорки?
Выберите для себя скороговорку.
Попробуйте сказать в группах каждый, а потом скажите, кто у вас в группе сказал наибольшее количество раз.
(открывается часть доски, на которой написаны скороговорки)
- У ежа и ёлки иголки колки.
- Шесть мышат в камыше шуршат.
(Обучающиеся произносят скороговорки и сообщают результат. Хвалим победителей. Их имена на карточках прикрепляет учитель к доске.)
Учитель: Предлагаю игру “Телеграф”. Я и мои помощники одному из учеников первой парты скажут предложение, а вы должны передать важное донесение, шёпотом на ухо следующему ученику, ученик с последней парты это сообщение скажет вслух. Проверим, чьё сообщение останется прежним.
(Проводим игру. По результату игры на каждый ряд ставлю эмблему).
Учитель: Есть ещё интересная игра. Я бросаю мячик ученику и называю слово, ученик ловит мячик и называет первый звук этого слова, а если я называю звук, то нужно назвать слово, которое начинается на этот звук и мячик бросить учителю.
Учитель: Главное в нашей речи - слово. Чудеснее слова ничего нельзя найти на Земле. Слово - самое общее и самое точное обозначение любой вещи, любого действия, любого качества предмета.
Возьмите конверт, в нём секретное задание.
Замени одним слово:
тот, кто творит чудеса. (волшебник);
неожиданный подарок (сюрприз);
время суток перед восходом солнца (рассвет);
небесное тело, которое вращается вокруг солнца (планета).
Подготовленные дети читают стихотворение
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души
Оно то жаворонком в выси,
То медью траурной поёт,
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость ядом отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздробить
Оно ограбит, иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.
Итог занятия.
Учитель: Посмотрите на доску. Прочитаем тему нашего занятия.
Язык – самое удивительное, что есть на свете.
Вначале занятия я поставила вопрос: “Так ли это?” Можем мы теперь ответить на этот вопрос?
Дети отвечают на вопрос и приводят доводы, рассказывают, что их в этом убедило.
Я благодарю своих помощников и всех, кто участвовал в обсуждениях, высказывал своё мнение.
К следующему занятию, всех кто пожелает, я прошу сделать рисунки, на которых будет слово доброе и слово злое. На следующем занятии мы рассмотрим ваши рисунки и узнаем, наверное, очень много добрых слов, которые нам так нужны всегда.