Внеклассное мероприятие "Что такое этикет"

Разделы: Начальная школа


Ребята у нас в школе есть очень много самых разных кружков. Есть во 2 классе “А” кружок “Этикет и культура общения” Кружковцы сегодня поделятся с вами знаниями “Что такое этикет”

Что такое Этикет?
Это – можно,
Это – нет…
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике-
У людей на языке…
Очень просто жить культурно:
Всё прекрасно, что не дурно…

(Слайд 1)

Книжки о правилах поведения начали появляться в России уже 200 лет назад.

В 1812году, когда А. С. Пушкин был ещё мальчиком, в Петербурге вышла книжка с длинным названием “Детское сокровище, содержащее три части : нравственность, добродетель, учтивость. В ней среди многих правил есть такие, которые не лишне напомнить и сегодня.

“Вода есть везде, следовательно неопрятность непростительна. Будьте опрятны как для вашего здоровья, так и для тех, с которыми вы должны находиться”

Давайте попробуем узнать, о ком идёт речь:

  1. В какой сказке Чуковского мальчик не хотел умываться и грязнулею остался? (“Мойдодыр”.)

  2. От какой нерадивой хозяйки убежала вся посуда и почему? (Федора.)

  3. Какого героя из сказки “Золотой ключик” Мальвина заставляла мыть руки и чистить зубы? (Буратино. А. Толстой, “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)

  4. Как прозвали девочку из стихотворения А. Барто с грязными руками, грязными ногами, перепачканным лицом, утверждавшую, что это она так загорела? (Чумазая. А. Барто, “Девочка чумазая”.)

  5. Как звали злую волшебницу, которая боялась воды и поэтому не умывалась 500 лет? Из какого она произведения? (Бастинда. А. Волков, “Волшебник Изумрудного города”.)

Посмотрите отрывок из сказки, вы её конечно сразу узнаете.

(Инсценируют отрывок из сказки К. Чуковского “Мойдодыр”)

Кто же написал эту сказку? (слайд 2)

Мы желаем вам ребята
Быть здоровыми всегда
Но добиться результата
Невозможно без труда
Постарайтесь не лениться-
Каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться,
Руки вымойте водой
И зарядкой занимайтесь
Это так поможет вам!
И конечно закаляйтесь-
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст друзья!
Мы открыли вам секреты,
Как здоровье сохранить
Выполняйте все советы
И легко вам будет жить.

О каком важном правиле, сохранившимся долгие столетия мы сейчас вспомнили?

(Слайд 3)

Опрятность, аккуратность важна, как для твоего здоровья так приятна и окружающим.

(Слайд 4)

Какого правила поведения не коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними.

Строго соблюдая правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой в семье, в школе, на отдыхе.

Многие ребята спрашивают: откуда вообще появились разные правила поведения?

Никто этих правил из головы не выдумывал. Они создавались в народе постепенно.

И возникали они отнюдь не случайно.

Сколько раз мальчики, наверное, слышал: “Сними шапку, когда входишь в помещение”, да и наблюдали за папой или дедушкой, ведь они непременно снимают головной убор, входя в помещение школы.

А зачем снимать шапку? И откуда взялось такое правило?

Первое наше путешествие будет в древние времена, когда ещё не было ни ваших пап, ни мам, ни даже наших бабушек и дедушек. Тогда на земле было мало городов, кругом стояли дремучие леса, где укрывались разбойники. И если человеку надо было куда – то идти, он надевал на себя кольчугу, тяжёлые латы, голову прятал под тяжёлый шлем. Но вот на пути дом, где живёт хороший человек.(слайд 5) Переступая порог, странствующий рыцарь снимал с себя шлем и нёс его в руке. “Я тебя не опасаюсь, - говорил он этим жестом хозяину, -видишь, моя голова открыта, я тебе доверяю. Ты хороший человек, не грабитель. Удара исподтишка не нанесёшь”.

Прошло много лет. Теперь, выходя из дома, человек не вооружается, но, если он входит в помещение, то обычно снимает головной убор, показывая этим, что уважает хозяев, верит в их порядочность и хорошее отношение к себе.

(Слайд 6)

Как только не называют наш Век, но есть у нашего времени важная особенность, которая позволяет его назвать веком общения.

Мы учимся, бываем в театрах, занимаемся спортом, посещаем концерты, выставки, лекции музеев, ходим в гости…

У каждого из нас в течение одного только дня происходят десятки контактов с другими людьми- в школе, в магазине, в автобусе, в библиотеке.

Контакт – прикосновение к человеку… Это может быть 5 уроков за одной партой с товарищем, минутный разговор в перемену, взгляд, которым обменялся ты с учителем. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы, нашли ли правильную линию поведения.

Это очень важно – найти правильную линию поведения. Ведь люди все разные.

Есть у итальянского писателя Джанни Родари сказка о путешественнике Джованнино Периджорно. Этот Джованнино в своих путешествиях попал однажды в страну соломенных людей. Они вспыхивали не только от огня, но даже от горячего слова. Жители страны восковых людей были мягки, податливы, со всем соглашались. А Стеклянные люди отличались такой хрупкостью, что могли погибнуть от неосторожного прикосновения.

Вы прекрасно понимаете, ребята, иносказательный смысл сказки. Не надо путешествовать, чтобы встретить подобных людей. У каждого из вас есть знакомые, которые могут вспыхнуть, вспылить от одного слова, есть товарищи, которые во всём соглашаются с вами или, наоборот, всегда готовы спорить. Вы встречались с людьми, обижающимися из-за пустяков, с ребятами самодовольными и хвастливыми. Среди ваших друзей, наверное, есть спокойные, уравновешенные и нетерпеливые, несдержанные.

Мы общаемся, учимся и играем вместе, требуем и просим, ссоримся и миримся.

Разобраться во всём этом не так – то просто. Попробуем в этом вместе разобраться.

А,Л. Барто в стихотворении “Поссорились” рассказывает о подружках.

Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень трудно друг без друга,
Помириться надо нам.
Я её не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: “Не отдам!”

Как могут помириться подруги?

Правильно, автор так и заканчивает стихотворение:

Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай,
И скажу: “Играть давай!”
А вот что случилось при игре с мячом (слайд 7)
Попал я в дедушку мячом
И закричал: “А я при чём?”
Но сосчитав до десяти,
Сказал: “Ну, дедушка, прости!”

Как вы думаете, вежливо мальчик попросил у дедушки прощения?

А как вы извинитесь?

Посмотрите небольшую сценку по стихотворению А.Л. Барто “Ку –ку”.

И подумаем вместе правы ли одноклассники?

Правы ли одноклассники Серёжи?

Вот так отучили одноклассники товарища врать.

Борис Заходер рассказывает в своём стихотворении как в школе проходят перемены.

(Слайд8)

“Перемена, перемена!”-

А в какие игры можно поиграть в школе и отдохнуть?

(Разучивание игр из журнала “Практика образования “ №4 2007, стр.45 статья Н.П. Ермаковой “Смекалка, веселье, задор”)

Золотые ворота

Играющие делятся на две команды. Одна команда образуют круг, держатся за руки и поднимают их вверх, образуя “ворота”. Другая команда начинает движение, обходя змейкой каждого игрока первой команды. Игроки второй команды держатся за руки, расцепить которые нельзя. Первая команда говорит:

Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый – разрешается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

1-я команда резко опускает руки. Те, кто оказался в круге уходит из цепочки, встаёт в центре круга. При потере игроков команды меняются местами.

Белки, орехи, шишки.

Рассчитываются по три первые – белки, вторые – орехи, третьи – шишки. Каждая тройка берётся за руки, образуя кружок. Водящий – в центре кричит – белки, белки перебегают в другой кружок, водящий старается занять любое освободившиеся место. Если он встаёт, то он – белка, а оставшийся – водящий. Подаются другие команды-орехи, шишки. А можно подать команду белки, орехи, шишки, меняются все.

Мы пойдём сначала вправо.

В кругу все держатся за руки.
Мы пойдём сначала вправо,
Раз, два, три!
А потом пойдём налево
Раз, два, три!
А потом все соберёмся
Раз, два, три!(движение в центр)
А потом все разойдёмся.
Раз, два, три! (из центра)
А потом мы все присядем
Раз, два, три!
А потом мы все привстанем
Раз, два, три!
А потом мы все станцуем
Раз, два, три!(вращение в правую сторону)
А потом ещё станцуем
Раз, два, три! (в левую)
Потом всё повторяется несколько раз, убыстряя темп.

Ходим кругом.

Все в кругу держатся за руки. Водящий – в центре. Медленно двигаясь по кругу, говорят:

Ходим кругом, друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Всё, что ……. Нам покажет
Будем дружно повторять!

Круг останавливается и водящий показывает движения (прыгает как лягушка, вращает руками, принимает смешную форму). Все повторяют. Водящий подходит к тому, у кого получилось лучше и кланяется ему. Тот кому поклонились становится водящим. Все двигаются в другую сторону.

Однажды утром я увидела двух одноклассников, которые спешили в школу, послушайте как они общались:

(Слайд 9)

М. Добрый день, Катя!

Д. Здравствуй Миша

М. Я очень рад, что встретил тебя.

Д. Спасибо, я тоже.

М. Давай я донесу до школы твой ранец

Д. А тебе не будет трудно?

М. Что ты!

Д. Ты очень любезен.

М. Мы же товарищи!

Д. Как бы не опоздать в школу

М. Давай руку, успеем.

Что скажите?

Ещё один пример приводит нам А.Л. Барто в стихотворении

Друг напомнил мне вчера
Сколько сделал мне добра
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал)
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счёт
Не влечёт меня ребята,
Больше к другу не влечёт.

Почему? Ведь он сделал столько для него добра?

(Входит фея)

Я добрая фея. Я слышала о чём вы здесь говорили.

Послушайте меня и запомните:

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта – не пряник, не конфета (слайд 10)
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

Давайте зажжём своё солнышко доброты.

(Детям предлагается нарисовать своё солнышко.)

Вы помните, о чём мы сегодня говорили? Об этикете! (слайд 11)

Среди многих наук, без которых не обойтись человечеству, есть одна, совершенно для всех необходимая. Не будь её, как смогли бы люди вместе жить, трудиться, отдыхать?

С самого детства надо осваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно (слайд 12).

Презентация