Система мониторинга качества образования

Разделы: Администрирование школы


Вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить, корректность действий преподавателя в сравнении с другими преподавателями и успешность освоения предмета учащимися различных групп, а опора только на накопление отметок при отсутствии четкого понимания, что такое отметка, не дает возможности объективно оценивать деятельность как преподавателя, так и учащегося.

Наличие стандарта и программы обязывает преподавателей независимо oт форм и методов работы на каждом этапе обучения добиться как минимум единого уровня успешности учащихся. Чтобы выполнить эту функцию, педагогический мониторинг должен проводиться по тем ключевым точкам учебного материала на каждом этапе обучения, которые обеспечивают достаточно успешное усвоение материала и, как следствие, продвижение в практике его применения.

Английское слово monitoring от лат. monitor (предостерегающий) означает контроль. Однако в отличие от общепринятого понимания контроля педагогический мониторинг представляет форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах, обеспечивающую непрерывное слежение за их состоянием, а также дающую возможность прогнозирования развития педагогических систем. Данное определение лаборатории педагогического мониторинга и стандартов г. Санкт-Петербурга было обусловлено появлением стандартов в обучении и обработке данных педагогического мониторинга с помощью информационных технологий.

Как известно, наиболее общей характеристикой измерения успешности обучения является процентный показатель успеваемости учащихся.

Данный показатель учитывает процентное отношение учащихся, успевающих по определенной дисциплине, к общему количеству учащихся класса, т.е. коэффициент успеваемости. Другим показателем является процент качества знаний учащихся (на “4” и “5”), т.е. коэффициент качества.

Педагогический мониторинг как форма сбора, хранения, обработки и распространения информации предполагает получение объективной и достоверной информации о состоянии обученности учащихся. Такая информация необходима администрации ОУ и преподавателям. Поэтому проведение педагогического мониторинга начинается с осознания и формулировки целей его проведения. Эти цели объединяют все последующие этапы обследования и во многом определяют их содержание.

  1. Сравнительный характер педагогического мониторинга дает возможность сравнения обученности различных групп.
  2. Пролонгированный характер предусматривает многократный сбор
    информации в течение достаточно длительного периода с определенным
    контингентом учащихся.
  3. Констатирующий характер предусматривает обследование, направленное главным образом на выявление и описание состояния знаний учащихся.
  4. Диагностирующий характер - обследование, направленное на установление причин выявленного состояния знаний учащихся.
  5. Прогнозирующий характер - обследование, на основании которого можно осуществлять прогнозирование успешности обучения учащихся в будущем, исходя из возможностей на данный момент.

В настоящее время в ОУ наиболее распространенными видами контроля являются текущий, тематический и итоговый.

Каждая же из названных выше пяти целеустановок применения педагогического мониторинга может быть реализована в системе контроля основных видов: входной, текущий, тематический, промежуточный, итоговый, выходной.

Целью такого системного контроля является отслеживание степени обученности учащихся по тем или иным дисциплинам, на основании чего делается вывод о ее соответствии требованиям образовательного стандарта.

Возможности педагогического мониторинга как системы отслеживания за успешностью процесса обучения учащихся основаны на способах исследования педагогической действительности и опираются на методы наблюдения, изучения опыта и документации, беседы и эксперимента, тестирования, анкетирования, факторного анализа, моделирования и т.д. При мониторинге обученности учащихся необходим, кроме определенной системы контроля, еще и инструмент отслеживания.

Работа администратора и учителя при педагогическом мониторинге должна носить характер совместной аналитической деятельности, а развивая прогностические умения, совершенствовать и качество образования учащихся. Анализ этой деятельности осуществляется на основе информации, которая поступает и обрабатывается в виде простейших функциональных зависимостей, описываемых графиками, кривыми и т.д.

Традиционным в нашем лицее стало отслеживание состояния успеваемости при помощи гистограмм по таким показателям как коэффициент успеваемости и коэффициент качества. Эти показатели отражают состояние обученности учащихся по одному предмету у одного преподавателя по итогам полугодия и учебного года. Для большей наглядности приведем пример такой обработки результатов обученности учащихся по этим показателям.

Рисунки 1-5

При этом преподаватель совместно с администратором отслеживают закономерности обученности учащихся различных учебных групп: когда и почему наблюдаются “спады” и “взлеты”. При этом, как правило, выясняется и уровень требовательности учителя к знаниям учащихся в начале и в конце учебного года, объективность в выставлении оценок учащимся. Не секрет, что отдельные преподаватели искусственно занижают оценки в начале учебного года по сравнению с итогами прошедшего учебного года; другие, наоборот, дают “фору” учащимся и завышают оценки в начале учебного года. Педагогический мониторинг обученности учащихся и совместный анализ деятельности позволяют преподавателю проконтролировать свою объективность в выставлении оценок и стиль собственной деятельности. В последнее время одной из форм педагогического мониторинга в нашем лицее стал ежемесячный рейтинг успеваемости учащихся. В рейтинг включены такие показатели как количество пропусков, количество пятёрок, четвёрок, троек, двоек , а также общее количество полученных оценок. Исходя из этих данных, выводится рейтинг каждого учащегося и рейтинг группы в целом. Главным преимуществом рейтинговой оценки, на мой взгляд, стала его гласность, т. к. результаты после обработки доводятся до сведения всех учащихся, преподавателей и мастеров производственного обучения. Получив результаты рейтинга, преподаватель или мастер производственного обучения наглядно видит динамику успехов или причины неуспеваемости учащихся, может их проанализировать и наметить направления работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Ниже в качестве примера графически представлены возможные результаты по отметкам одного месяца (рис. 6).

Затем результаты обобщаются и сводятся в таблицу: (см. ниже)

 

Ноябрь Группа 15

Место

Ф.И.О.

Пропуски

2

3

4

5

Рейтинг

1

Малыгина В.

0

0

2

8

18

48,30

2

Павлова А.

1

0

0

7

17

46,63

3

Осипова М.

7

0

0

12

11

44,58

4

Савельева К.

10

0

3

12

8

42,11

5

Шилькиева Е.

9

0

3

8

10

41,10
               

23

Пеликанова О.

69

0

3

5

0

21,51

24

Хомизури Э.

97

0

0

2

0

19,60

Особо следует отметить, что при наличии таких данных необходима совместная аналитическая деятельность преподавателей, мастеров производственного обучения и администрации ОУ по выявлению пробелов в знаниях учащихся, корректировка учебно-воспитательного процесса, изменение системы оценивания, отработка педагогических технологий обучения и т.д.

Систематическое проведение мониторинга позволяет проследить динамику развития знаний, умений и навыков учащихся, своевременно проводить корректировку в деятельности педагога. Оценка результатов педагогического мониторинга должна проводиться с точки зрения динамики развития каждого учащегося. Это значит, что если сопоставление результатов одного среза знаний по отношению к предыдущему показывает рост его развития, то оценка результатов должна быть положительной независимо от того достиг ли учащийся каких-либо норм в своём развитии или знаниях. Ведь уровень обученности - не клеймо, а динамический, изменяющийся параметр, зависящий как от наследственных задатков, так и от условий обучения, уровня преподавания и т. д. И рост этого параметра, пусть и небольшой, наиболее точно определяет результативность учебного процесса.

Отслеживание динамики обучаемости помогает и преподавателю, и администратору. Так как уровень обучаемости одного учащегося определяется одновременно учителями разных предметов, то оказывается возможным выработать единую стратегию педагогических требований, а также выявить склонности и предпочтения ученика для дальнейшего развития.

Итак, основные цели мониторинга заключаются в следующем:

  • оценка результативности учебного процесса, организуемого каждым преподавателем и коллективом в целом
  • оценка динамики изменений в учебной деятельности каждого учащегося, каждой группы по основным параметрам
  • оценка соответствия педагогических приёмов, методик, технологий по предметам и циклам основной задаче образовательного процесса - обеспечению развития учащихся
  • определение направления и объёма работы каждого педагога по своему предмету, а также всего педагогического коллектива в учебной работе с конкретными учащимися.