Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
Думаю, педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.
Ученик постепенно начинает понимать, что учебный проект - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, причем результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное значение и интересен для самих открывателей.
У ученика имеются возможности расширения и совершенствования своих интеллектуальных знаний, овладения навыками учебной деятельности, практических умений , поиска, обработки, сохранения и передачи информации, формирования умений работать с книгой как источником познания, получает эмоциональное подкрепление. Через проекты, связанные с искусством, ребенок познает различные стороны окружающей действительности, учиться лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, понимать значимость происходящих событий, находить в окружающей жизни ее прекрасные стороны, а это в свою очередь, рождает стремление создавать, что-то свое, новое.
Таким образом, технологию учебного проекта можно считать:
- личностно-ориентированной, деятельной, здоровьесберегающей, культуросообразной;
- воспитывающей базовую культуру личности;
- развивающей умения самовыражения, самопроявления, рефлексии, способствующей саморазвитию;
- воспитывающей личностные качества - целеустремленность, самостоятельность, коллективизм, ответственность, творческое отношение к делу.
Несомненно, это должны быть развивающие технологии, которые базируются на исследовательских, поисковых, творческих методах обучения. Одна из них - проблемно-диалогическая технология.
Технология проблемно-диалогического обучения можно использовать при любой программе и на любом предмете, прежде всего на уроках изучения нового материала. Она результативно, подходит для работы в классах разного типа. Дети активно вовлечены в учебный процесс на протяжении всего урока: они формулируют проблему, выдвигают гипотезы, планируют деятельность по открытию нового знания, обобщают, делают выводы по проблеме.
Первый этап в разработке модели урока по данной технологии заключается в создании проблемной ситуации. Учитель обращается к ученикам с фразами - вопросами, которые ставят учеников перед противоречием.
Второй этап - выдвижение версий и гипотез. Версии принимаются любые. На доске записываются ключевые слова версии.
Третий этап - актуализируем знания учащихся, планируем деятельность по открытию новых знаний. Учащиеся вспоминают изученный ранее материал, который связан с формулировкой проблемы, и определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть. Исходя из этого, организуется деятельность по повторению и актуализации опорных знаний.
Четвертый этап предполагает открытия нового знания. Учитель готовит задания по извлечению новых знаний из текста в учебнике, соответствующего данной теме. С текстом ученики знакомиться дома в ходе предварительного чтения, а в классе им необходимо найти решение или часть решения проблемы.
При этом важно чередовать индивидуальную парную, парную, групповую формы работы с общей беседой. Необходимо предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивать их монологическую речь. Ответы на учебную проблему фиксируются на доске в виде тезисов, рисунков-символов, таблиц.
Пятый этап урока состоит в применении нового знания. На этом этапе делается вывод по проблеме, производиться оценивание.
Учитель спрашивает:
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
- Чьи версии подтвердились?
- Как вы оцениваете свою работу?
Итак, проблемно-диалогическая технология повышает эффективность работы учащихся на уроке, развивает их мышление, память логику, умение анализировать. Обеспечивает творческое усвоение знаний. Кроме того, у детей развивается интерес к предмету, возникает желание попробовать себя в исследовательской работе.
Конспект открытого урока по окружающему миру.
(проектно-диалогическое обучение)
Цели:
- сформировать у учащихся представление о жизни XX века.
- развивать умения анализировать, рассуждать, сравнивать, сопоставлять;
- пробуждать творческие способности и воображение у учащихся.
- привить интерес к истории родной страны;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывать чувство патриотизма, умение слушать друг друга и работать в группах.
Форма работы: групповая и индивидуальная.
Оборудование урока: физическая карта России, слайды, портреты Александра II, В.И. Ленина, иллюстрации событий времен 1917 года.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
- Итак, давайте обобщим наши знания. Вспомним страницы истории XIX века.
- Когда было отменено крепостное право? (1861г)
- Какой царь подписал манифест о крестьянской вольности? (Александр II)
-Что такое манифест? (Особый акт главы государства, обращенный к населению. Применяется манифест в связи с каким-либо важным политическим событием)
- Что это означало? (Крестьяне больше не являлись собственностью помещиков - они могли самостоятельно вести свои дела).
- Как прозвали Александра II? (Царь-освободитель)
- Какие изменения произошли при Александре II?
- выросло население;
- возникали фабрики и заводы, мануфактуры.
Мануфактура - предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной техники. Мануфактура подготовила переход к машинному производству; появились здания банков, магазинов; строились каналы, железные дороги;
- Когда появилась первая железная дорога? (1 ноября 1851 г)
- Какие города она соединяла? (Москву и Петербург)
- Найдем эти города на карте.
- Что такое Транссибирская магистраль? (Железная дорога, которая связывала центр страны с Сибирью и Дальним Востоком)
2. Работа над новой темой.
- Продолжаем наше путешествие по страницам истории.
- Вот мы и подошли к XX столетию.
- Что же интересного было?
Николай Александрович Романов был последним русским царем. Царствовал Николай II 23 года. При нем, в 1913 году, было пышно отпраздновано 300 - летие династии (царского рода) Романовых. Торжества проходили с размахом: звонили колокола, служились молебны, были устроены концерты и фейерверки.
(Рассказ ученика о Николае II.)
Обобщение учителя:
- До сих пор мы не знаем, как все произошло на самом деле.
- Но точно известно, что царскую семью перевезли из Тобольска (город России, Тюменская область, порт на реке Иртыш) в Екатеринбург.
- Найдем по карте.
- В ночь на 17 июля 1918 года бывший император и его семья были тайно расстреляны.
3. Работа с учебником.
- Открыли учебники на стр.127
- Прочитайте параграф.
- Какие важные события произошли в начале XX столетия? (Николай II отрекся от престола).
- в 1917 году в Росси произошло два очень серьезных события;
- в феврале был свергнут с престола последний русский царь Николай II;
- власть перешла к временному правительству;
- осенью того же года план захвата власти в стране разработала партия большевиков во главе с В.И.Лениным.
- Что такое партия? (Группы людей, которые выдвигали свои программы по преобразованию общества).
Работа по группам. "Исследовательская группа".
Рассказ о Ленине. После рассказа.
- Кто такие большевики? (Учебник, стр.128, сторонники В. И. Ульянова).
- Вскоре в стране началась гражданская война.
- Как вы думаете, кто участвовал в этой войне? (Граждане одной страны воевали друг с другом).
- А почему она началась?(Одни люди хотели оставит старые порядки, а другие новые).
Работа по группам. "Поисковая группа"
Рассказ о гражданской войне.
Работа с учебником стр.132.
- Прочитайте текст на стр.132 и добавьте то, о чем нам не рассказал :.
- Прочитаем вывод на стр.133.
4. Работа в тетради, стр.37
5. Подведение итогов.
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
Обобщение учителя:
Двадцатое столетие стало для России временем тяжких испытаний и жестоких потрясений: воины, череда революций, неисчислимые жертвы.
На руинах прежней империи выросла новая - Советский союз, которому история отмерила всего семь десятилетий.
XX век в истории называют кровавым веком.
- Чьи версии подтвердились?
- Как вы оцениваете свою работу?
6. Оценки.
Исследовательская деятельность распространена в основном в старших классах, но целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Еще одной особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умение работать с художественными и научными текстами.
Самым начальным этапом работы учащихся является выбор темы, далее с помощью учителя ребенок ставит цель чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности.
Следующий этап - подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует далее оформляет его. И заключительный этап работы является защита. Защита работы может происходить в виде конференции, презентации, доклада и т.д.