Работа с родителями в логопедической группе детского сада

Разделы: Логопедия


Целью работы с родителями в логопедической группе детского сада является достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка с осуществлением квалифицированной коррекции нарушений речи.

У детей с нарушением речи может возникнуть болезненное отношение к своему дефекту, что влияет на развитие личности ребенка в целом, на психологический климат в семье, на благополучие семейных отношений.

Педагогическому коллективу необходимо ориентировать родителей на обеспечение благополучия жизни своих детей, которое предусматривает: раскрытие и развитие способностей ребенка, обеспечение помощи ребенку в достижении жизненного успеха, формирование умения бесконфликтно общаться с окружающими.

Успешному решению коррекционных задач способствует совместная работа учителя-логопеда и родителей. Я стараюсь заинтересовать и привлечь родителей к работе по развитию речи детей. Обязательным моментом в проведении родительского собрания является открытое логопедическом занятие. Такие показы проходят 2 раза в год. Родители могут и увидеть динамику развития своего ребенка, его отношение к занятиям, сравнить своего ребенка со сверстниками, помочь ребенку в усвоении программного материала.

После занятия проводится обсуждение просмотренного, родители делятся впечатлениями, учитель-логопед намечает совместные мероприятия по дальнейшей работе с детьми. Родители с большим удовлетворением посещают такого рода родительские собрания, активно включаются в работу с детьми.

Эффективным методом работы с родителями является посещение ими индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения у ребенка. Учитель- логопед демонстрирует и объясняет родителям, как правильно выполнять артикуляционную гимнастику, автоматизировать поставленные звуки в речи, дает рекомендации по развитию фонематического восприятия, пальчиковой гимнастики, психических процессов. Только в этом случае родители могут выступать помощниками в коррекционной работе с детьми.

Средствами пропаганды логопедических знаний среди родителей является выпуск логопедической газеты, в которой печатается речевой материал по различным лексическим темам, информация о развитии речи детей, "Пальчиковый игротренинг", упражнения для снятия напряжения с мышц глаз, речевые игры. А папку - переноску, альбом с теоретическими знаниями, родители могут взять домой и спокойно его изучить.

Итогом коррекционной работы является проведение логопедического КВНа между родителями и детьми, на котором решаются ребусы, кроссворды, шарады. Родители могут убедиться во всестороннем развитии их детей, в их подготовленности к обучению в школе. Все эти мероприятия повышают авторитет дошкольного учреждения, специалистов. От успеха сотрудничества педагогического коллектива и родителей, имеющих ребенка с речевыми нарушениями, зависит результат коррекционной работы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру и свой педагогический опыт, можно добиться положительных результатов в коррекции речевых недостатков у ребенка и устранение причин трудностей в обучении.

Задачи: закрепить знания и умения детей, полученные в течение года: отгадывание ребусов, нахождение лишних букв в слове, составление сложных слов из двух коротких слов по обучению грамоте; по математике - закрепить названия геометрических фигур, умение составлять и решать задачи по картинкам на сложение и вычитание в пределах 10 и делать соответствующую запись при помощи цифр и знаков; по рисованию - закрепить знания и умения, полученные в течение года о главных красках. Почему они главные и какие цвета можно получить, смешивая их. Упражнение "Радуга"; закрепить названия росписей декоративно-прикладного искусства, умение их различать (хохломская, гжель, дымковская, филимоновская, городецкая). Закрепить теплые и холодные тона. Воспитательные: воспитывать чувство любви и уважения к работе народных умельцев; к краскам, материалам и инструментам с которыми им приходится работать; формировать отзывчивость на красоту и цветовое разнообразие оттенков окружающего его мира. Развивать эстетическое восприятие.

Предварительная работа

  • Изготовление пригласительных билетов, объявления, эмблем команд, медалей для награждения.
  • Подготовка девизов команд.
  • Разучивание речевой зарядки, изготовление атрибутов

Оборудование

Магнитофон; емкости с песком; карточки с ребусами; таблицы слов, где написаны лишние буквы; предметные картинки с ленточками (чтобы их повесить на шею) для речевой игры; плакат на стене "Хорошо, что мы большие. Мамы, радуйтесь за нас! Поскорее запишите нашу группу в l-ый класс!"; карточки с картинками для составления и решения задач; белая бумага, комплект гуашевых красок, кисти, емкости для воды, салфетки, цветные пленки, палитра, иллюстрации с изображением декоративно-прикладного искусства.

Содержание

Звучит аудиозапись веселой детской музыки. В зал заходят дети и родители.

Логопед - Добрый вечер. Сегодня мы проводим КВН, в котором участвуют команда "Знайки" и команда "Умники"

- Команды, поприветствуйте друг друга!

- Команда "Знайки", наш девиз: "Земля освещается солнцем, а человек знанием".

- Команда "Умники", наш девиз: "Не пером пишут - умом".

Конкурс"Подружи слова". Из 2-х коротких слов нужно составить длинное. Командам дается по набору слов:

БАР ВОЛ

КИНО КОН

РОГА ДО

ОСЫ ВОЛ

БУЙ СУК

БАЛ ЗАЛ

Нужно слова соединить так, чтобы получилось три новых слова.

Подводятся итоги конкурса. Максимальный балл - 3. За каждое составленное слово - 1 балл.

Следующее задание "Буквенный переполох". Буквы разбаловались и в каждом слове появились лишние буквы. Прочитайте слова и вычеркните лишнюю букву.

ЛЕРД ТУЧАР

ЕМОРОЗ ДОЖДЬИ

МЕЛКА ПОТЛЕТ

ФВЬЮГА ЛИСТОРПАД

СТУРЖА СТАДЯ

Подведение итогов. Максимальное количество баллов 6, за каждое слово ставится 1 балл.

Давайте немножко отдохнем и подвигаемся.

Речевая зарядка "Доброе утро"

Придумано кем - то просто и мудро

При встрече здороваться: "Доброе утро".

- Доброе утро, - нам шепчут цветки (руки над головой в виде -цветка, ш-ш )

- Доброе утро, - журчат ручейки (соединить ладони вместе, движение вперед, ж-ж)

- Доброе утро, - нам птица поет (руки в стороны, имитация полета птицы, чик-чирик)

- Доброе утро, - скажет нам кот (руками показать хвостик повилять "хвостиком>_ мяу-мяу)

- Доброе утро,- жужжит нам пчела (руки в стороны, имитация полета пчелы, ж-ж)

- Доброе утро,- как ваши дела?

-Доброе утро, лягушка сказала (присесть, прыжки лягушки ква-ква-ква)

-Доброе утро, - нам мышь пропищала (руки поднять к голове, показать ушки пи-пи-пи)

Даже ползучий пятнистый удав:

- Доброе утро, вымолвил он (руками показать голову удава ш-ш-ш)

- Доброе утро, - шумят тополя (руки вверх, покачивание рук вправо - влево ля-ля-ля)

- Доброе утро, родная земля,

- Доброе утро солнцу и птицам

- Доброе утро улыбчивым лицам.

- Пусть добрым будет целый день до вечера.

Воспитатель

-Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру "Остров ошибок" Я вам буду читать предложения, вы внимательно слушайте и определите, где я допустила ошибки.

Детям. Курочка Ряба в сказке снесла 3 яйца. Которое по счету яйцо разбилось? (первое, т.к. она снесла всего одно яйцо).

Родителям. В сказке "О мертвой царевне и шести богатырях" царевна решила связать всем по шарфу. Сколько шарфов она свяжет? (семь, Т.к. в сказке было семь богатырей)

Каждая команда получает по 1 баллу за правильный ответ.

Следующая игра называется "Остров геометрических фигур". Детям. Назвать фигуры без углов (круг, овал).

Родителям. Назвать все фигуры с углами (квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб, треугольник, многоугольник).

И последнее задание.

"Составь и реши задачу по картинкам".

Родителям. Из скольких частей состоит задача? (из 4-х)

1. Условие 2. Вопрос 3. Решение 4.Ответ

Выходят трое детей берут карточки (по две одинаковые, одну отдают родителям, другую оставляют у себя и составляют задачу с разными условиями).

Подводится итог. За правильно составленную и решенную задачу получают по 1 баллу.

Воспитатель.

Ребята, вот мы и убедились еще раз, что вы умеете читать, считать, решать задачи, а сейчас мы посмотрим, как вы знаете изобразительную деятельность.

Первое задание будет на тему: "Декоративно-прикладное творчество"

Я вам буду показывать иллюстрации с изображением декоративной росписи, а вы будете отвечать, как называется эта роспись, что ею расписывают, из чего делают предметы , расписанные этой росписью, какие цвета используют при этом, и из каких элементов состоит эта роспись.

Показ.

А) Хохломская роспись (расписывают мебель, посуду; делают предметы из дерева; элементы узоров используют из растительного мира - ягоды, цветы , листья, травка, завитушки; цвета используют: черный, зеленый, красный, золотой).

Б) Гжелевская роспись (расписывают посуду, статуэтки, фарфор; узоры составляют из цветов, листьев, завитушек, ромбов,

клеток, полосок; рисуют и сказочных птиц и здания; цвет: белый, синий, голубой).

В) Дымковская роспись (этой росписью украшают глиняные игрушки'; используют все яркие цвета на белом фоне; элементы

узора - горошины, кружочки, точки, прямые и извилистые линии).

Г) Филимоновская роспись (используют лучшую глину; делают игрушки - свистульки; используют цвета: розовый, оранжевый, желтый, зеленый; элементы росписи: линии, елочки, кружочки с узором "снежинки" ).

Д) Городецкая роспись (просто назвать ее).

А теперь перейдем ко второму заданию.

Назвать холодные тона (синий, голубой, фиолетовый, сиреневый).

Назвать теплые тона (желтый, оранжевый, красный, розовый). К какому тону относится зеленый цвет? Почему? (если в зеленом цвете больше желтой краски - к теплому; а если больше синей краски - к холодному тону).

И наконец, перейдем к третьему заданию. Оно не только теоретическое, но и практическое.

Назовите главные краски. (красная, синяя, желтая, черная, белая).

-Почему их называют главными? (ответ детей и родителей). Уточняю (потому что их нельзя получить путем смешивания, а из них можно получить очень много разных цветов).

Сейчас мы в этом убедимся. На столах лежат кисточки, гуашевые краски-главные цвета, но вам нужно нарисовать радугу.

Недостающие цвета вам нужно получить путем смешивания красок, для этого используйте палитру.

Кто забыл цвета радуги, вот подсказка: ( Плакат висит)

Каждый

Охотник

Желает

Знать

Где

Сидит

Фазан

Первая буква каждого слова означает начало названия цвета радуги. Для получения нужных цветов можно использовать цветные пленки.

Практическая работа.

Выставка детских и взрослых работ. Оценка. Выставляются баллы.

Подведение итогов КВН.

На магнитной доске выставлены фишки - баллы. Участники вслух считают количество фишек-баллов, набранных командами. Определяют, какая команда набрала больше баллов. Это и будет команда - победитель.

Члены команд награждаются медалями за 1 место, 2 место. Каждый ребенок - участник КВН награждается индивидуальной медалью: самому: ловкому, исполнительной, находчивому, любознательному, сообразительному, аккуратному, внимательному, артистичному, активному, выразительному, лучшему: чтецу, художнику, математику.

Литература.

  1. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М. Издательский центр "Академия", 2000.
  2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению \ под. ред. Т.В.Волосовец. М: М, 1991.
  3. Синягина Н.Ю. Психологопедагогическая коррекция детско-родительских отношений. М: Гуманит. изд. центр. Владос, 2001.
  4. Учимся общаться с ребенком \ под. ред. В.А. Петровского, А.М. Виноградова и др. М, 1993.
  5. Филичева Т.Б. Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М: Просвещение, 1987.