Урок по окружающему миру во 2-м классе по теме "Дикорастущие и культурные растения"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Применение ИКТ в данном уроке актуально и значимо, так как:

  • способствует развитию у обучающихся эффективных функций и психологических процессов;
  • развивает все типы каналов сенсорного восприятия информации, ассоциативную память обучающихся;
  • позволяет расширить словарный запас;
  • повышает познавательную активность;
  • позволяет регулировать объём и скорость выводимой информации с помощью компьютерного моделирования;
  • способствует эффективному запоминанию информации.

Тема урока: Дикорастущие и культурные растения.

Проведён в рамках МО, с целью распространения опыта среди учителей начальных классов.

Цель: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить обучающихся с новыми понятиями,
  • расширить словарный запас обучающихся.

Развивающие:

  • способствовать развитию общеучебных умений и навыков (классификация, обобщение по итогам наблюдения);
  • продолжать развивать интерес к предмету через изучение природы родного края.

Воспитательные:

  • совершенствовать навыки совместной деятельности; прививать любовь к родному краю;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • мультимедийная установка,
  • экран,
  • раздаточный информационный материал для использования в групповой работе.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Презентация.

План-конспект урока

  1. Организационный этап – 1-2 минуты.
  2. Ориентировочно-мотивационный этап – 5-6 минут.
  3. Целеполагающий этап – 5 минут.
  4. Операционно-исполнительный этап – 20 минут.
  5. Рефлексивно-оценочный этап – 2 минуты

Ход урока

№ слайда Деятельность учителя. Деятельность ученика.
I. Организационный этап.
  Начнём урок с добрых слов друг другу. Все дети становятся в круг, произносят добрые пожелания на урок.
II.Подготовка к активной познавательной деятельности.
  Фронтальная работа.

- Приведите примеры невидимых нитей в осеннем лесу.

Индивидуальная работа (3 человека).

I уровень. Подчёркивает деревья красным карандашом, кустарники - синим, травы- жёлтым.

Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.

II уровень. Заполняет таблицу.

Группа Количество ног Покров тела
Звери    
Птицы    
Рыбы    
Насекомые    

III уровень.

- Запишите группы растений. Приведите не менее 3-4 примеров. Попробуйте сочинить загадку про любое растение.

1. Сравните ель и яблони. Дети дают сравнительную характеристику.
III. Ориентировочно-мотивационный.
2. А сейчас прочитаем эпиграф к нашему уроку. Дети читают.

Не можем жить мы без растений
Об этом скажет нам не только гений.
Как воздух нам нужны они.
Они разнообразны…
И все они по-своему прекрасны.”

 

3. Ребята вам приготовили загадки. Загадывают загадки.

1.

В поле выросла
Под жерновом была
Из печки на стол
Караваем пришла. (пшеница)

2.

Из земли вырастаю
Весь мир одеваю. (лён)

3.

У закутанных девиц
Волос ветер шевелит. (кукуруза)

4.

Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок -
И остался стебелёк. (одуванчик)

  Посмотрите на эти растения.  
  Что о них можно сказать?

Сравните их.

Дети сравнивают, находят общие и различные черты.
  Какое растение исключим из общей группы?

Почему?

 
1. Сравните теперь ещё раз яблоко и ель. Дети дают сравнительную характеристику.
4. Вспомните, какое значение для человека имеют растения? Приводят примеры растений.
1V.Целеполагающий этап.
5. Понаблюдаем за растениями. Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? Сравнивают растения.
6. Мать-и-мачеха и помидор? Сравнивают растения.
  Первая группа - растения, которые выращивают специально человек, вторая группа- растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу, на водоёме.  
7. Первую группу растений называют- культурными растениями, а вторую группу- дикорастущими растениями.  
Физкультминутка.
  Найдите в классе названия культурных растений- девочки, мальчики- названия дикорастущих растений. Ребята ходят по классу, находят карточки с нужными названиями.
V. Операционно-исполнительный этап.
  Откройте учебники на с.62. Назовите растения, изображённые на иллюстрации.  
7. Какие из них произрастают в нашей местности? Соотнесите их с новыми понятиями. Соотносят с новыми понятиями. Работа с учебником с. 62.
  Цифру с названием дикорастущего растения закройте фишкой зелёного цвета, культурного растения- красного цвета. Взаимопроверка в парах.
8. Кроме этого культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать нам поможет это- игра “Найди пару”. Из слов на слайде : лук, груша, картофель, пшеница, слива, лён, рожь, пион, хлопок, нарцисс дети выбирают пару.
  Каждый день мы едим хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются - зерновыми растениями. Из пшеницы изготавливают белый хлеб, из ржаной - чёрный хлеб. Сообщения учеников: 1- пшеница, 2- рожь.
  Какие ещё зерновые культурные растения вы знаете? Ячмень, овёс.
  Какие из них произрастают в нашем крае?  
  Груша - слива. В садах люди выращивают деревья- слива, груша; кустарники- смородина, малина, крыжовник; травы - земляника, клубника, дающие нам плоды.

Это - плодовые растения.

 
  Какие плодовые растения растут в нашем крае?  
  Лук - картофель. Они растут на полях и огородах.

Это - овощные растения.

 
  Приведите примеры овощных растений, произрастающих в Ивановской области? Дети дают ответы.
9. Лён- хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют - прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь…

Раньше в нашем ивановском крае выращивали лён. Сейчас его очень мало. Хлопок у нас не растет.

 
  Пион - нарцисс. Это- …. Цветы.
  Правильно! Их выращиваем на клумбах для красоты. Они называются - декоративными растениями.  
  Приведите свои примеры. Приводят примеры.
10. Вернёмся к нашей загадке про одуванчик. Что можно сказать про этот цветок? Дикорастущее растение.

 

Физкультминутка.
11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

 

 

 

 

 

14.

Помогите Незнайке закончить схемы. img1.gif (7884 bytes)

Защита ответов у доски.

 

VI. Рефлексивно-оценочный этап.
  Для чего людям нужны растения? Что вы можете о них рассказать? Ответ детей.
15. Оцените полученные знания на уроке.  
VII. Домашнее задание.
  1 уровень - с.62 читать, нарисовать , что запомнили.

2 уровень - с.64-65 читать, пересказать.

3 уровень - индивидуальные сообщения к следующему уроку.

 
16. Незнайка благодарит за урок, дарит вам цветок.  
  Хочется закончить урок следующими пожеланиями: любите, берегите, изучайте и охраняйте родную природу и любовь эта возвратится к вам.