Пояснительная записка
Применение ИКТ в данном уроке актуально и значимо, так как:
- способствует развитию у обучающихся эффективных функций и психологических процессов;
- развивает все типы каналов сенсорного восприятия информации, ассоциативную память обучающихся;
- позволяет расширить словарный запас;
- повышает познавательную активность;
- позволяет регулировать объём и скорость выводимой информации с помощью компьютерного моделирования;
- способствует эффективному запоминанию информации.
Тема урока: Дикорастущие и культурные растения.
Проведён в рамках МО, с целью распространения опыта среди учителей начальных классов.
Цель: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с новыми понятиями,
- расширить словарный запас обучающихся.
Развивающие:
- способствовать развитию общеучебных умений и навыков (классификация, обобщение по итогам наблюдения);
- продолжать развивать интерес к предмету через изучение природы родного края.
Воспитательные:
- совершенствовать навыки совместной деятельности; прививать любовь к родному краю;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- мультимедийная установка,
- экран,
- раздаточный информационный материал для использования в групповой работе.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
План-конспект урока
- Организационный этап – 1-2 минуты.
- Ориентировочно-мотивационный этап – 5-6 минут.
- Целеполагающий этап – 5 минут.
- Операционно-исполнительный этап – 20 минут.
- Рефлексивно-оценочный этап – 2 минуты
Ход урока
№ слайда | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. | |||||||||||||||
I. Организационный этап. | |||||||||||||||||
Начнём урок с добрых слов друг другу. | Все дети становятся в круг, произносят добрые пожелания на урок. | ||||||||||||||||
II.Подготовка к активной познавательной деятельности. | |||||||||||||||||
Фронтальная работа. - Приведите примеры невидимых нитей в осеннем лесу. |
Индивидуальная работа (3 человека). I уровень. Подчёркивает деревья красным карандашом, кустарники - синим, травы- жёлтым. Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина. II уровень. Заполняет таблицу.
III уровень. - Запишите группы растений. Приведите не менее 3-4 примеров. Попробуйте сочинить загадку про любое растение. |
||||||||||||||||
1. | Сравните ель и яблони. | Дети дают сравнительную характеристику. | |||||||||||||||
III. Ориентировочно-мотивационный. | |||||||||||||||||
2. | А сейчас прочитаем эпиграф к нашему уроку. | Дети читают.
|
3. | Ребята вам приготовили загадки. | Загадывают загадки. 1.
2.
3.
4.
|
|
Посмотрите на эти растения. | |||
Что о них можно сказать? Сравните их. |
Дети сравнивают, находят общие и различные черты. | ||
Какое растение исключим из общей
группы? Почему? |
|||
1. | Сравните теперь ещё раз яблоко и ель. | Дети дают сравнительную характеристику. | |
4. | Вспомните, какое значение для человека имеют растения? | Приводят примеры растений. | |
1V.Целеполагающий этап. | |||
5. | Понаблюдаем за растениями. Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? | Сравнивают растения. | |
6. | Мать-и-мачеха и помидор? | Сравнивают растения. | |
Первая группа - растения, которые выращивают специально человек, вторая группа- растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу, на водоёме. | |||
7. | Первую группу растений называют- культурными растениями, а вторую группу- дикорастущими растениями. | ||
Физкультминутка. | |||
Найдите в классе названия культурных растений- девочки, мальчики- названия дикорастущих растений. | Ребята ходят по классу, находят карточки с нужными названиями. | ||
V. Операционно-исполнительный этап. | |||
Откройте учебники на с.62. Назовите растения, изображённые на иллюстрации. | |||
7. | Какие из них произрастают в нашей местности? Соотнесите их с новыми понятиями. | Соотносят с новыми понятиями. Работа с учебником с. 62. | |
Цифру с названием дикорастущего растения закройте фишкой зелёного цвета, культурного растения- красного цвета. | Взаимопроверка в парах. | ||
8. | Кроме этого культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать нам поможет это- игра “Найди пару”. | Из слов на слайде : лук, груша, картофель, пшеница, слива, лён, рожь, пион, хлопок, нарцисс дети выбирают пару. | |
Каждый день мы едим хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются - зерновыми растениями. Из пшеницы изготавливают белый хлеб, из ржаной - чёрный хлеб. | Сообщения учеников: 1- пшеница, 2- рожь. | ||
Какие ещё зерновые культурные растения вы знаете? | Ячмень, овёс. | ||
Какие из них произрастают в нашем крае? | |||
Груша - слива. В садах люди
выращивают деревья- слива, груша; кустарники-
смородина, малина, крыжовник; травы - земляника,
клубника, дающие нам плоды. Это - плодовые растения. |
|||
Какие плодовые растения растут в нашем крае? | |||
Лук - картофель. Они растут на
полях и огородах. Это - овощные растения. |
|||
Приведите примеры овощных растений, произрастающих в Ивановской области? | Дети дают ответы. | ||
9. | Лён- хлопок. Из них делают ткань.
Такие растения называют - прядильные. Это
очень ценные растения, дающие прекрасное
волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец,
сатин, бязь… Раньше в нашем ивановском крае выращивали лён. Сейчас его очень мало. Хлопок у нас не растет. |
||
Пион - нарцисс. Это- …. | Цветы. | ||
Правильно! Их выращиваем на клумбах для красоты. Они называются - декоративными растениями. | |||
Приведите свои примеры. | Приводят примеры. | ||
10. | Вернёмся к нашей загадке про одуванчик. Что можно сказать про этот цветок? | Дикорастущее растение. |
Физкультминутка. | ||
11.
12.
13.
14. |
Помогите Незнайке закончить схемы. | Защита ответов у доски. |
VI. Рефлексивно-оценочный этап. | ||
Для чего людям нужны растения? Что вы можете о них рассказать? | Ответ детей. | |
15. | Оцените полученные знания на уроке. | |
VII. Домашнее задание. | ||
1 уровень - с.62 читать, нарисовать ,
что запомнили. 2 уровень - с.64-65 читать, пересказать. 3 уровень - индивидуальные сообщения к следующему уроку. |
||
16. | Незнайка благодарит за урок, дарит вам цветок. | |
Хочется закончить урок следующими пожеланиями: любите, берегите, изучайте и охраняйте родную природу и любовь эта возвратится к вам. |