Внеклассное мероприятие. 5–6-й класс. "Знаете ли вы сказки?"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Вспомнить с учащимися русские народные сказки, по сказкам узнать историю своего народа.
  • Познакомиться с бытом народа, характером людей и обычаями.
  • Воспитать в детях доброту и трудолюбие.

Оборудование:

  • Выставка книг-сказок.
  • Плакаты- иллюстрации сказок.
  • Стенд "Мой любимый сказочный герой".
  • Выставка работ детей.
  • Цитаты.
  • <Приложение1>.

Словарь: схоронился, шасть, причитать, брюхо, воротиться, короб, сусек.

Ход занятия

Организационный момент.

"Долгожданный дан звонок

Начинается урок!"

На бумаге наклеены картинки с изображением предметов. Дети называют их. Из каждого слова берут только первую букву и составляют одно предложение ("Нам нужен мир").

<Приложение2>.

Нам нужен мир.

-Для чего нам нужен мир?
Мир нам нужен для того,
Чтобы жить в нем хорошо,
Чтобы жили все на свете
Дружно взрослые и дети.
Как в хорошей доброй сказке.

Основная часть.

У каждого народа есть свои сказки. Они в устной или письменной форме передаются из поколения в поколение и являются поистине кладом народной мудрости, юмора, фантазии. Особенно богато сказочное творчество русского народа. Вряд ли найдется человек, который в своей жизни не слышал бы или не читал ни одной сказки про репку или про Колобка, про Ивана-Царевича или Василису Премудрую или Бабу-Ягу. Жизнь человека начинается со сказки и с колыбельной песни.

- Что же такое сказка?

- Сказка- это вымышленный рассказ о самых невероятных, фантастических событиях, но имеющих глубокий поучительный жизненный смысл. С точки зрения назидательности сказка чем-то сродни басне.

А. С. Пушкин давал сказке очень высокую оценку. Он писал: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!".

Сказки создавал народ. Они не записывались и не читались, а только рассказывались, передавались из уст в уста.

Работа с книгой.

- А сейчас ответьте на такой вопрос: "В каких сказках главными персонажами являются животные?".

Сказки о животных.

Теремок.

Колобок.

Волк и семеро козлят.

- А в каких сказках действуют люди, фантастические существа, здесь животные - добрые помощники героя, в этих сказках речь идет о приключениях связанных с волшебством?

Волшебные сказки.

Хаврошечка.

Василиса Прекрасная.

Волшебное кольцо.

- А в каких сказках основные персонажи люди, одерживающие победу благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости, мудрости?

Социально - бытовые сказки.

Умный мужик.

Царская милость.

Мужик и царь.

- Давайте повторим, на сколько групп делятся сказки?

- Дети, традиционным элементом сказки является начало (или зачин сказки). Это те слова, с которых начинается сказка. В зачине определяется герой сказки, место и время действия. Самый распространенный зачин- это: Вы найдите его сами в книгах.

"Жили - были:"

"В некотором царстве, в некотором государстве:"

Сказки имеют своеобразные концовки. Они подводят итог развитию сказочного действия. (Дети находят концовки в нескольких сказках и читают их).

"Взяли они меленку и стали жить - поживать, всех блинками да пирожками угощать".

Разгадывание ребуса.

- Хотите узнать, кто сейчас к нам пожалует в гости? Тогда отгадайте загадку.

"Ему надоело
Сидеть на окошке
И он покатился в лес по дорожке". (Колобок).

(выступает ученик со словами).

- Здравствуйте!

- Я - Колобок, но Колобок не обыкновенный, а литературный. Путешествую по сказкам. Приглашаю вас в страну "Жили- были:". Путь далек. Мы сможем отдохнуть в "Теремке", побывать в гостях у "Лебедушки", познакомиться с добрыми волшебниками и с тем, кто творит зло, сравним сказки похожие и совсем разные, заглянем на полки библиотеки, научимся мастерить и рассказывать.

Итак, в путь:

(выходит девочка).

-Счастливого вам пути и плавания по морю сказок! Но море сказок таит много загадок.

Одну из них сейчас придется отгадать вам. Перед вами ребус, в котором зашифрован совет колобка ("Иди в библиотеку и читай сказку").

<Приложение3>.

Анализ сказки.

- Я думаю, что вы прислушаетесь к совету колобка, пойдете в библиотеку и прочтете много интересных и поучительных сказок. А сейчас из этих сказок выберем ту, которую вы все хорошо знаете. Эта сказка называется "Волк и козлята".

Учитель начинает рассказывать сказку, а ученики продолжают.

- Какой конец у этой сказки?

- А знаете ли вы, что эту сказку заканчивали по-разному.

1. Коза распорола брюхо волку и вынула козлят. Потом привела их домой.

2. Брюхо у него от огня лопнуло, и козлята выбежали оттуда - да прыг к матери.

3. Волк упал в яму и сгорел. Так ему и отомстила коза.

4. "Умницы вы, деточки, что не открыли волку, а то он бы вас съел".

- Чему нас учит эта сказка?

- Быть добрыми, послушными.

- Какой человек скрывается под образом волка?

- Злой, нехороший человек.

- А под образом козы?

- Заботливая, добрая мама.

- Чем в основном заканчиваются такие сказки?

- Добро побеждает зло.

Викторина "Угадай произведение".

А сейчас проведем викторину "Угадай произведение".

(двое детей читают отрывки из определенной сказки, а остальные должны назвать эту сказку).

1 ученик.

1. Петушок-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка. ("Петушок-золотой гребешок").

В избушке старая Баба-Яга прядет пряжу. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. ("Гуси - лебеди").

Взвился петушок и полетел над полями, над лесами дремучими, над реками. Прилетел он к барскому дому, сел на ворота и кричит: "Ку-ка-ре-ку! Барин, барин, отдай нашу меленку! ("Петушок-золотой гребешок и чудо меленка").

Лисонька-матушка, дерева не руби, детушек моих не губи! Я тебя пирогами да медом накормлю. ("Лиса и дрозд").

А лисичка собрала всю свою разбросанную по дороге рыбу в кучу, села и ест себе. ("Лисичка-сестричка и волк").

2 ученик.

1. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон! ("Лиса, заяц и серый волк").

2. Пустил стрелу старший брат - упала она на боярский двор, прямо против девичьего терема. ("Царевна - лягушка").

3. Бабка за дедку,

Дедка за репку: ("Репка").

Колобок прыг лисе на язык, а лиса его - ам!- и съела. ("Колобок").

Сел медведь на горшок, горшок раздавил и всех зверей распугал. ("Теремок").

Загадки про героев русских народных сказок.

Про героев сказок составлено много загадок. Попробуйте их отгадать. Я читаю, а дети отгадывают и показывают рисунок героя.

Мастер он колоть дрова,
Рыбок уважает,
Хоть и дурья голова,
Печь его катает. (Емеля).

Летала стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто распростился с зеленой кожей?
Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка).

У кого те не спроси-
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
То дурак, а звать: (Иван).

Сколько лет мне, я не знаю.
В ступе я с метлой летаю.
Теремок мой так хорош,
На меня во всем похож.
В этом тереме моем
Ярко печь горит огнем.
Теремок на курьих ножках!
Ждет гостей в нем : (Бабка - Ежка).

Я - царевна молодая,
Красотой, умом блистаю,
Нос одним лишь я изъяном:
Я - царевна:(Несмеяна).

На какие две группы можно разделить сказочных героев?

Добрые: Злые:
Емеля Баба-Яга
Царевна-лягушка
Иван

"Я читала и знаю, а ты?"

- В русских народных сказках говорят не только животные, люди, а и неживые предметы.

1. Печка.

В русских народных сказках она помощница, средство передвижения.

а) "По щучьему велению"- средство передвижения.

б) "Гуси - лебеди"- помощница.

2. Яблоня.

- Вспомните сказки, где яблонька помогает, имеет волшебные плоды.

а) "Гуси-лебеди" - помогает.

б) "Иван Царевич, жар - птица и серый волк "- волшебные плоды.

- Одни и те же герои в сказках могут быть добрыми и злыми. В какой сказке гуси-лебеди унесли мальчика из дома, а в какой помогли вернуться домой?

а) "Гуси-лебеди"- унесли из дома.

б) "Ивашко и ведьма"- помогли вернуться.

Инсценировка сказки "Колобок"

а) перечислить всех героев из этой сказки

б) чем она закончилась?

в) дайте характеристику главного героя

г) дайте ему советы, какой он должен быть, чтобы он не пострадал

Работа с картинками.

Ученикам раздаются картинки с фрагментами сказок, и они должны соотнести иллюстрации и фразу из сказки.

Практическое занятие.

1). Раздать детям материал для работы. (Картон, с нанесенным рисунком сказочного героя, и цветную бумагу).

2). Порезать цветную бумагу на мелкие кусочки и приклеить на определенный участок рисунка.

3). Анализ работы.

4). Организация выставки работ.

-На этом мы заканчиваем наше небольшое путешествие по стране сказок. Все хорошее, чему нас научила сказка, будет сопутствовать нам всю жизнь.

"Сказке мы не скажем до свидания.
Сказка не прощается с тобой".