Цель: развивать интерес к языку как учебному предмету; формировать у обучающихся любовь к великому русскому языку; раскрыть понятие о том, что язык - важнейшее средство общения; показать богатство и красоту русского языка.
Наглядность: опорные слова, таблицы, рисунки.
I. Вступление.
Сегодня мы с вами совершим не совсем обычное увлекательное путешествие в страну с красивым и мелодичным названием Языкария, которое будет долгим, продолжительным и не закончится сегодня. Пусть оно всем доставит удовольствие, создаст радостное, праздничное настроение.
- Маленькие путешественники, каково ваше настроение?
- Готовы ли вы к дальнейшему путешествию?
- Тогда занимаем места в этом сказочном поезде и отправляемся в путь, в страну Языкарию (звучит музыка).
II. Значение слова язык.
1. Вспомним, какие значения имеет слово язык?
- Язык - орган в полости рта (он подвижный, с помощью него мы определяем вкус пищи).
- Язык - средство общения.
Какие же значения имеет еще слово язык? На этот вопрос мы ответим, выполнив задание.
2. Запишите данные предложения в тетрадях:
Малыш больно прикусил язык.
Богат и красив русский язык.
Разведчики взяли языка.
Язык сильно ударил о стенки колокола.
Объясните значение слова язык в каждом предложении. В каком предложении слово язык употреблено в прямом значении?
В третьем предложении вы сказали, что слово язык употребляется в значении пленный.
3. Чтение и обсуждение текста "Язык".
Послушайте текст.
Не теперь придумано называть "языком" пленного, от которого можно добыть важные сведения о противнике. За "языком" отправлялись в стан врага еще доблестные воины древних русских дружин.
Не зря говорят: "Язык без костей", "Развязать язык". Плененный нашими солдатами противник не раз выбалтывал многие военные секреты о своей армии: срок готовящего наступления, сведения о количестве войск, планы на будущее, число танков и самолетов:.
Какие же секреты выбалтывал пленный?
III. Чтение и анализ рассуждений Эзопа.
Хотите ли вы узнать, как относились к языку в давние времена. На минуточку перенесемся в Древнюю Грецию.
- Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить для них самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: "Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка".
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп опять пошел покупать языки. Все этому удивились.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: "Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?"
- Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего нет на свете, в другом утверждает, что язык - самое худшее, что есть на свете?
IV. Язык - друг, язык - враг.
- Язык для человека может быть другом и врагом. Попробуем поразмышлять над тем, в каких жизненных ситуациях язык может принести пользу.
Язык - друг
1. Сценка.
Блоха встретила на тропинке сороконожку и испуганно закричала:
- Остановись! Остановись немедленно!
- Что случилось? - испугалась сороконожка.
- Да у тебя на 39 ботинке шнурок развязался.
Что сделала Блоха? (предупредила, помогла)
Значит, когда помогаешь кому-либо язык - друг.
2. А. Барто "Наша Таня".
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
- Перестанет ли Таня плакать?
- С какими добрыми словами утешения обратились к Тане?
- Значит, когда мы утешаем, сочувствуем язык - друг.
- Вспомните, случилось ли вам утешать кого-нибудь? Как это было?
3. Представьте, я вам сейчас скажу вот такое объявление: "Завтра мы поедем в цирк".
- Какое чувство вызовет у вас это объявление? (чувство радости)
- А какими словами вы выразите эту радость?
Значит, когда мы радуемся язык - друг.
4. А еще когда язык является нам другом? (благодарим, хвалим, советуем)
Язык - враг
1. Но язык может принести и вред своему хозяину, быть врагом.
Отрывок из сказки А.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится
"Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу.
- Что делает старуха? (бранится)
- Если ругаешься, бранишься, оскорбляешь язык - враг.
2. Стихотворение Б. Заходера "Лесные сплетни".
- Кем мы можем назвать синицу, сороку, галку, кукушку:.? (сплетницами)
- Услышав все эти сплетни зяблик очень удивился.
- Когда сплетничаешь язык - враг.
3. Кого мы называем предателем? (Человек, который предал, предает кого или чего-нибудь, изменник)
В каком произведении вы сталкивались с предателем?
"Сказка о военной тайне, о Мальчише - Кибальчише и его твердом слове" (просмотр отрывка из мультфильма).
4. Еще раз обобщим, когда язык - друг, а когда - враг.
Помогаешь Сочувствуешь, утешаешь Радуешься Благодаришь Хвалишь |
Ругаешься, бранишься, оскорбляешь Предаешь Сплетничаешь: |
V. Анализ русских пословиц и поговорок.
1. Прочитайте русские пословицы и поговорки о значении слова, речи в жизни человека, о том, как она способна повлиять на окружающих, и т.д. Подумайте, порассуждайте о смысле народной мудрости.
Плохо жить без забот, худо без доброго слова.
Доброе слово для доброго дела.
Слово горы ворочает.
Доброе слово дом построит, а злое слово дом разрушит.
Язык мой - друг мой.
Худое слово доведет до дела злого.
От худого слова - да навек ссора.
Язык наш - враг наш.
2. Списывание пословиц и поговорок.
VI. Подведение итогов.
Наше путешествие подходит к концу. Пришло время возвращаться. Все заняли места в сказочном поезде (звучит музыка).
- В какой стране мы побывали?
- Почему нет ничего на свете лучше языка? И хуже языка?