Цели:
- повысить интерес ребят к изучению английского языка;
- познакомить их с английским поэтическим фольклором;
- развить навыки понимания аутентичных текстов (стихи, лимерики);
- познакомить детей и приблизить их к англоязычной культуре;
- обучение различным формам презентации изученного материала: фильм, коллаж, отрывки из музыкальных произведений, драматизация, рисунки.
- учить детей работать в группе, распределяя работу, используя индивидуальные таланты: музыкальные, художественные, литературные;
- развивать творческие способности, воображение, художественные знания;
- обучать проектной деятельности.
На данном этапе развития отечественной методики широко используется технология, получившая название “метод проектов”, который предполагает ориентацию на самостоятельную деятельность учащихся. Метод проектов позволяет:
Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
Проекты предполагают активизацию деятельности учащихся: они подбирают информацию в справочниках, ищут фото и рисунки. Проекты создают возможность как для детей с высоким уровнем интеллекта полностью реализовывать свой потенциал и формировать умения работы с информацией, так и возможность участия ребят с более низкой языковой подготовкой.
Модное нынче название “проект” является ничем иным, как синонимом привычного нам сочетания “внеклассная работа”. Задумывая данный урок, я решила совместить в нем принципы внеклассного мероприятия и новых информационных технологий. Активизация познавательной деятельности учащихся одна из моих основных задач в обучении иностранному языку. Я считаю, что среди всех мотивов учебной деятельности самым важным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Главное в работе каждого учителя – это стремление к тому, чтобы процесс обучения превратился из монотонного механического воспроизведения материала в творческий поиск. В значительной мере этому способствует работа над поэтическими произведениями, которые развивают ребенка. Урок должен приносить радость. Только тогда можно добиться поставленных целей. В этой связи нестандартные уроки, наряду с обязательной программой, создают условия для полного осуществления практических, воспитательных и развивающих целей. Они являются одним из средств повышения мотивации.
В качестве иллюстрации к вышеизложенному, предлагаю методическую разработку урока-проекта: “Детская английская литература. Сборник “Стихи Матушки Гусыни”, приуроченного к неделе иностранного языка в гимназии. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. А где интерес, там и успех. Стараюсь находить такие пути решения, такие приемы, которые обеспечивали бы интерес у детей к изучению, их активность, работоспособность, желание работать дома, творческую инициативу.
Выполнение подобных заданий, тем более видеозаписи занятий показывают изменение роли учителя: он начинает выступать как консультант, участник общения, т.е. авторитарный стиль сменяется атмосферой сотрудничества. Что касается учеников, то они с большим интересом участвуют в чтении и обсуждении аутентичных стихотворных текстов, им удается продемонстрировать творческий подход к раскрытию темы стихотворения, свои образы, которые пробудило поэтическое произведение. Сейчас все чаще говорят о мотивации детей на уроках, о применении информационных технологий, мультимедийных средств обучения. Новые методы обучения, включающие в себя использование компьютерных технологий, мотивируют ребенка, позволяют раскрыть его творческий потенциал, активно участвовать в ходе урока, обогащают весь урок и делают его интереснее. Урок английского языка как никакой другой, позволяет использовать аутентичные материалы и наглядные средства обучения такие, как видеофильмы, песни, видеоклипы, картинки. Проектная работа, связанная с использованием ресурсов сети Интернет, цифровой видеотехники (фотоаппарата), телевизора,DVD создает необходимые условия для обеспечения более высокого уровня информационных навыков учащихся, так необходимых для преуспевания в новом информационном обществе цифровых технологий. Среди различных форм представления результатов деятельности следует особо выделить компьютерные презентации. Современная вычислительная техника позволяет сообщить зрителю максимальное количество информации в наглядной, доступной и занимательной форме. Чаще всего для создания компьютерных презентаций используется, к примеру, программа Microsoft Power Point. В моем случае, я использовала программу Pinnacle Studio Plus для создания мультимедийных приложений, презентаций, фильмов. Годы работы в школе помогли мне сделать вывод: лишь увлеченный делом может увлечь других. Надо помнить, что наше отношение к делу передается нашим ученикам.
План-конспект мероприятия.
Урок был задуман в форме презентации фильма на основе материала сборника детской английской поэзии “Стихи Матушки Гусыни”. Детям было предложено выступить в роли участников телепередачи. Выбор такой формы работы и представления результатов творчества обусловлен несколькими причинами:
- включение и вовлечение в учебный процесс как можно большего количества учащихся;
- не всегда имеющаяся возможность присутствия всех членов проекта в одно и то же время в одном месте (как если бы мероприятие было проведено в виде традиционного концерта, например, тем более затруднительно было бы ознакомить с выбранной темой учащихся во всех классах из-за недостатка учебного времени,а так хочется донести культуру страны изучаемого языка до всех детей!)
- субъективная трудность учебного материала для детей, связанная с лексической и грамматической стороной английского языка (как показала практика, учебный материал оказался тяжелым для некоторых детей и возможность “записать несколько дублей” явилась неоспоримым преимуществом такой формы работы;
- психологический аспект (снятие эмоционального напряжения и комплексов у детей, ведь не каждый может похвастаться артистическими данными да еще и выступать на сцене при большом стечении людей (зрителей), а здесь можно было стимулировать участие и успокоить ребенка, объяснив , что они делают это для себя;
- сохранение результатов творческой работы на цифровом носителе дает возможность неоднократного использования в учебном процессе в будущем (речь может идти даже о создании собственной внутришкольной мини мультимедиа библиотечки или хотя бы в качестве дидактического материала к урокам собственно учителя), а также передачи для просмотра другим участникам (в том числе ученикам, родителям и т.д.) .
Этапы работы над проектом:
1) подготовка учителя
-предварительный отбор литературного материала, сканирование и распечатка копий;
-поиск иллюстраций и наглядного материала к уроку;
2) подготовка детей:
-объяснение задач и обсуждение деталей будущего фильма, распределение ролей;
-предъявление учебного материала (поэтических отрывков): чтение учителем - чтение детьми - отработка фонетики – перевод и снятие трудностей языкового плана;
3) домашнее задание:
-выучить свои тексты (роли);
4) проверка домашнего задания (репетиция);
5) собственно съемка фильма (точнее запись сырого материала в виде отдельных выступлений);
6)обработка эпизодов, сведение, монтаж готового фильма;
-творческое задание (для более слабых в языковом отношении и более сильных, развитых в творческом плане детей): подготовить иллюстрации к стихотворениям, рисунки.
7) предъявление результата творческой работы в виде презентации на CD (просмотр, обсуждение, выводы).
Я предложила ребятам “поиграть в режиссеров, актеров, ведущих”. Мне очень нравятся обучающие фильмы и передачи в стиле телеканала “Культура”, BBC и т.д. Вот я и подумала, а почему бы не попробовать создать свой “фильм” (обучающий), но только уже на базе того материала, который имеет ценность для учащихся на уроках английского языка? Идея ученикам понравилась, они “загорелись”, и мы приступили к созданию собственного фильма. Пока у учителя самого “горят глаза” и хочется много что сказать и предложить, процесс восприятия знаний будет идти легче, ведь увлеченный своей профессией учитель заражает и своих учеников. Хочется поделиться своим опытом с коллегами.Продуктом коллективного ученического проекта явилась презентация проекта в виде фильма-телепередачи “Mother Goose Rhymes” , где учащиеся старших классов играли роль ведущих, а учащиеся младших, исполняли лучшие образцы английской литературной классики на материале известного сборника “ Стихов Матушки Гусыни”.Фильм выстроен на основе вступительной статьи-предисловия к книге “Mother Goose Rhymes” (К.Н. Атарова, Н. М. Демурова / “Радуга”,2002 г.), которую читают “ведущие” ( учащиеся 11 класса) передачи. На фоне речи ведущих звучит традиционная английская средневековая музыка. Передача начинается с вступительной статьи первой ведущей о происхождении и источниках литературного сборника. Речь ведущих периодически сменяется иллюстрациями из сборника, картинками из книги, фотографией автора-сказочника Шарля Перро, собственными творческими рисунками детей (иллюстрации к стихотворениям). Затем в речь ведущих вплетаются отрывки из книги “Стихи Матушки Гусыни”, разыгранные, рассказанные или пропетые учащимися. Далее рассказ продолжают 2, 3 и 4-я ведущие. Таким образом, в фильме перемежаются теоретическая часть о значении, происхождении, популярности и важности английской детской литературы в современном мире и практическая, в виде известных образцов этой самой литературы, ставшей уже классикой, в исполнении детей. Итог работы(cd диск с фильмом) по изучению народного наследия был подведён на внеклассном мероприятии. Сценарий полностью построен на оригинальных произведениях из коллекции "Mother Goose Rhymes".
Оборудование:
- компьютер
- телевизор
- DVD плеер
- аудиомагнитофон
- аудиокассета с песнями “Sing and Learn English”, 28 most popular English and American folk songs. / Изд-во “Деловой акцент”, 2001.
- DVD диск
- компьютерная программа Pinnacle Studio Plus
- цифровой фотоаппарат с функцией видеокамеры
- фортепиано
Используемая литература.
- “Mother Goose Rhymes” ( “ Стихи матушки Гусыни”), - К.Н. Атарова, Н.М. Демурова / ОАО Издательство “Радуга”,2002 .
- “Sing and learn English” 28 most popular English and American Folk songs / Изд-во “КомТех”, 1998.
Музыкальное оформление.
- Подборка английской средневековой музыки:
- pastime_korol_genrich VIII
- Pastime. Bransle Charlotte.
- Chanconeta Tedescha. Drolls.
- Hans (Англия14-15 вв), альбом The Personal Music
- Trotto.Drolls. Kalenda Maya